Предоставление жилищной субсидии инвалиду ВОВ



Судья Ланшаков С.В. Дело № 33-1788/2011 г.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Тепляковой Е.Л.,

судей Ивановой Е.А., Харманюк Н.В.,

при секретаре Димовой Н.В.,

рассмотрев в судебном заседании 31 марта 2011 года

дело по кассационной жалобе Агентства Республики Коми по социальному развитию на заочное решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 18 января 2011 года, по которому

Отменен приказ Агентства Республики Коми по социальному развитию от 2 июля 2010 года за № 1470 об отказе Беляеву Н.В. в предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.

Беляев Н.В. восстановлен в Республиканском списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, относящихся к категориям, установленным ст.14,15,17-19 и 21 Федерального Закона «О ветеранах»; Агентство Республики Коми по социальному развитию обязано предоставить Беляеву Н.В. единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилья.

Заслушав доклад судьи Ивановой Е.А., объяснения представителя истца Скрипиной Р.С., судебная коллегия,

У С Т А Н О В И Л А:

Беляев Н.В. обратился в суд с иском к Агентству Республики Коми по социальному развитию о признании Приказа от 02.07.2010 № 1470 незаконным, восстановлении в Республиканском списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, относящихся к категориям, установленным ст.14,15,17-19 и 21 Федерального Закона «О ветеранах», указывая, что относится к категории граждан, имеющих право на получение социальной выплаты и нуждается в получении (приобретении) жилья, проживает в Доме ветеранов на условиях найма специализированного жилого помещения, является инвалидом Великой Отечественной войны.

В судебном заседании представитель истца на удовлетворении требований настаивал.

Ответчик в судебное заседание своего представителя не направил, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, в связи с чем суд счел возможным вынести по делу заочное решение в соответствии со ст. 233 ГПК Российской Федерации.

В представленном суду письменном отзыве ответчик иск не признал, указав на то, что Постановлением Администрации МР «Прилузский» от 31.03.2009 № 297 признан утратившим силу п.1 Постановления от 14.06.2000 № 405 «О внесении в разряд специальных жилых домов, построенных с привлечением государственных средств республиканского уровня для одиноких и престарелых граждан» (...), в связи с чем договор найма специализированного жилого помещения, занимаемого истцом в указанном доме, является недействительным. В силу изложенного оснований для признания Беляева Н.В. нуждающимся в получении жилья не имеется.

Третье лицо Администрация МР «Прилузский» требования заявителя поддержало.

Суд принял приведенное выше решение.

В кассационной жалобе Агентство Республики Коми по социальному развитию не согласно с решением суда и просит его отменить в связи с нарушением норм материального и процессуального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для её удовлетворения и отмены решения, постановленного в соответствии с установленными в суде обстоятельствами, имеющими юридическое значение, и требованиями закона.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» участники Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.

На основании ст. 23.2 указанного Федерального закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14,16 и 21 Федерального закона «О ветеранах» категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст. 14,15,17-19,21 Закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» нуждающиеся в улучшении жилищных условий Ветераны Великой Отечественной войны, члены семей умерших инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющие право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» должны быть обеспечены жильем.

В силу ст. 1 Закона Республики Коми от 06.10.2006 № 69-РЗ «О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан» формой обеспечения жильем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляемой на основании письменных заявлений граждан относящихся к категориям, установленным ст. 14,15,17-19,21 Федерального закона «О ветеранах», является предоставление в порядке, определенном Правительством Республики Коми, единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения.

Постановлением Правительства Республики Коми от 22.03.2010 № 58 «О мерах по реализации Закона Республики Коми «О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан» предусмотрено, что уполномоченным органом по предоставлению указанных мер является Агентство Республики Коми по социальному развитию.

Согласно пункту 3 указанного Постановления Агентство Республики Коми по социальному развитию на основании списков, предоставляемых органами местного самоуправления, обеспечивает формирование и ведение республиканского списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий категорий вышеназванных лиц по Закону «О ветеранах».

В ходе производства по делу установлено, что Беляев Н.В. является инвалидом Великой Отечественной войны и имеет право на меры социальной поддержки, установленные положениями Федерального закона «О ветеранах».

Первоначально Беляев Н.В. проживал в доме ....

ДД.ММ.ГГГГ истец по путевке был вселен в Дом ветеранов в ..., где зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ Администрацией МР «Прилузский» (в лице ООО УО «Партнер») и Беляевым Н.В. заключен договор найма специализированного жилого помещения по адресу: ..., согласно п.1.2 которого указанное жилое помещение является специализированным жилым помещением МО СП «Объячево», предназначенным для проживания одиноких граждан пожилого возраста, и не подлежит передаче в собственность в порядке приватизации.

Администрацией МР «Прилузский» Беляев Н.В. признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и с 04.06.2008 поставлен на учет для получения социальной выплаты на строительство или приобретение жилья.

Приказом Агентства Республики Коми по социальному развитию от 02.07.2010 № 1470 Беляеву Н.В. отказано в предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья, он исключен из Республиканского списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, относящихся к категориям, установленным ст.14,15,17-19 и 21 Федерального Закона «О ветеранах».

Не оспаривая принадлежность истца к категории лиц, имеющих право на социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», ответчик в ходе производства по делу ссылался на то, что занимаемое истцом жилое помещение утратило статус специализированного, в связи с чем в настоящее время Беляев Н.В. не может быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Те же доводы приводятся им и в кассационной жалобе.

Удовлетворяя исковые требования, суд исходил из наличия оснований для признания истца нуждающимся в улучшении жилищных условий. Указанный вывод суда подтверждается совокупностью исследованных судом доказательств.

Как следует из материалов дела, занимаемое в настоящее время истцом жилое помещение по адресу: ... представляет собой однокомнатную квартиру общей площадью ... кв.м., жилой площадью ... кв.м. с частичным благоустройством (отсутствует горячее водоснабжение).

Постановлением от 14.06.2000 № 405 «О внесении в разряд специальных жилых домов, построенных с привлечением государственных средств республиканского уровня для одиноких и престарелых граждан 28-квартирного жилого дома в с.Объячево» жилой дом ... был отнесен к разряду специальных жилых домов.

Постановлением Главы МР «Прилузский» от 31.03.2009 № 297 п.1 Постановления от 14.06.2000 № 405 «О внесении в разряд специальных жилых домов, построенных с привлечением государственных средств республиканского уровня для одиноких и престарелых граждан 28-квартирного жилого дома в с.Объячево» признан утратившим силу.

Как следует из текста Постановления Главы МР «Прилузский» от 31.03.2009 № 297, указанное Постановление принято не в связи с изменением назначения жилого дома ... и изменений условий проживания в нем граждан, а во исполнение поручения Президента РФ от 12.03.2009 Пр-567 о приведении нормативных актов в соответствие с требованиями жилищного законодательства Российской Федерации.

Проанализировав добытые по делу доказательства, суд пришел к правильному выводу о том, что само по себе изменение правового статуса занимаемого истцом жилого помещения не означает, что Беляев Н.В. утратил право на получение гарантированных ветеранам Великой Отечественной войны мер социальной поддержки.

Установлено, что заключением межведомственной комиссии МР «Прилузский» от 08.04.2009 жилой дом ..., где проживал истец до вселения в Дом ветеранов, признан непригодным для проживания.

Квартира по адресу: ... предоставлена Беляеву Н.В. не в порядке улучшения его жилищных условий - истец вселен в нее как в жилое помещение социального использования, с ним заключен договор найма специализированного жилого помещения, который до настоящего времени не расторгнут, не признан недействительным либо незаключенным. Уполномоченным на то органом местного самоуправления Беляев Н.В. признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, поставлен на соответствующий учет и на учет для получения социальной выплаты на строительство или приобретение жилья.

Суд первой инстанции правильно указал, что закрепленное Федеральным законом «О ветеранах» право предусмотренных им категорий лиц на жилище в виде предоставления за счет государства единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья, соответствующего их заслуженному статусу, является по своему характеру установлением правового механизма реализации конституционного права указанных лиц на жилище. При принятии своих решений о предоставлении либо отказе в предоставлении единовременной денежной выплаты уполномоченный ответчик обязан соблюдать принципы справедливости, равенства и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства и не вправе давать такую оценку новому регулированию, которая заведомо ухудшает правовое положение личности, ограничивает ее субъективные права, уже признанные и существовавшие в конкретных правоотношениях.

Соблюдение указанных принципов применительно к регламентации порядка рассмотрения вопросов о предоставлении единовременной денежной выплаты как гарантии материального и социального обеспечения ветеранов, означает недопустимость распространения новых правил на сложившиеся правоотношения, в том числе недопустимость принятия решений о признании гражданина не нуждающимся в улучшении жилищных условий при наличии иного решения правомочного лица – органа местного самоуправления. Установление же менее благоприятных условий предоставления гарантий материального и социального обеспечения ветеранам решением уполномоченного на решение вопросов о предоставлении единовременной денежной выплаты, по сравнению с решением органа местного самоуправления, по своему значению в системе правового регулирования практически означает снижение уровня самих гарантий, что, по смыслу статей 55 (части 2 и 3) и 120 (часть 1) Конституции Российской Федерации и в силу правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, не может быть признано допустимым.

При таких обстоятельствах, как правильно указал суд, оснований считать, что Беляев Н.В. не нуждается в улучшении жилищных условий и для отказа ему на этом основании в реализации его права как инвалида Великой Отечественной войны на предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение жилья, не имеется.

Основываясь на установленных по делу фактах, суд пришел к верному выводу о том, что истец является нуждающимся в улучшении жилищных условий, в связи с чем правомерно обязал Агентство Республики Коми по социальному развитию восстановить его в Республиканском списке граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий, обязав ответчика произвести ему единовременную денежную выплату на приобретение жилья.

В кассационной жалобе заявитель ссылается на те же обстоятельства, которые являлись предметом проверки суда первой инстанции, давшего им надлежащую правовую оценку, подробно изложенную в решении суда и настоящем определении.

Решение является законным и обоснованным, постановленным в соответствии с нормами процессуального и материального права, регулирующих спорные правоотношения, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, основаны на доказательствах, проверенных и оцененных судом по правилам статьи 67 ГПК РФ, материальный закон, подлежащий применению по данному делу, истолкован верно.

Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Заочное решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 18 января 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Агентства Республики Коми по социальному развитию – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: