обжалование действий по заключению договора



Судья Колесникова Д.А. Дело № 33-1576/2011

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Ивановой Н.Г.,

судей Голикова А.А., Машкиной И.М.,

при секретаре Димовой Н.В.,

рассмотрела в судебном заседании 24 марта 2011 года дело по кассационному представлению прокурора Сыктывдинского рай она на решение Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 24 января 2011 года, по которому

в удовлетворении требований прокурора Сыктывдинского района Республики Коми в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения «Лэзым» о признании незаконными действия по заключению 26 февраля 2010 года публичного договора на вывоз твердых бытовых отходов, отказано.

Заслушав доклад судьи Голикова А.А., объяснения прокурора Шевелевой М.Г., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Сыктывдинского района Республики Коми обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском, в котором просил признать действия администрации сельского поселения «Лэзым» по заключению публичного договора от 26.02.2010 на вывоз твердых бытовых отходов (ТБО) незаконными, ссылаясь на положения ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В обоснование требований указал, что ответчиком возложены на граждан функции по оплате услуг по вывозу твердых бытовых отходов, отнесенные законом к вопросам местного значения поселения и является обязательством местного бюджета, а ежемесячное выставление счетов на оплату услуг осуществлялось в отсутствии надлежаще оформленного публичного договора от 26.02.2010, не подписанного гражданами – потребителями. Кроме того, на территории сельского поселения «Лэзым» число граждан, обладающих избирательным правом превышает сто человек, что свидетельствует о том, что сход граждан данного поселения не мог проводиться.

В судебном заседании прокурор Распопова О.Л. настаивала на заявленных требованиях по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

В судебном заседании представитель ответчика администрации сельского поселения «Лэзым» с иском не согласился.

Суд постановил приведенное выше решение.

В кассационном представлении прокурор с решением суда не согласен и просит его отменить, как незаконное.

Проверив законность и обоснованность решения суда исходя из доводов кассационного представления, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.

Судом установлено, что администрацией сельского поселения «Лэзым» в целях исполнения возложенных на нее, как и на орган местного самоуправления, требованиями закона и Устава функций по организации сбора и вывоза бытовых отходов проведен сход граждан по установлению тарифов на вывоз мусора с территории сельского поселения «Лэзым», о чем составлен протокол от 05.02.2010, согласно которого общее число зарегистрированных граждан, проживающих на территории с.Лэзым и обладающих избирательным правом составляет более 100 человек.

Итогом проведения схода граждан стало принятие решения об утверждении проекта публичного договора на вывоз ТБО и размера оплаты данных услуг.

Во исполнение принятого на сходе граждан решения, 26.02.2010 заключен договор на оказание услуг по вывозу ТБО, сторонами которого выступили ГУ РК «...», как исполнитель, МУ «...» ..., администрация сельского поселения «Лэзым», как заказчик, в том числе потребитель - гражданин, владеющий на праве собственности земельным участком, жилым домом, постройками, расположенными по адресу: ..., действующий от своего имени и членов своей семьи.

Согласно условий договора по оказанию услуг от 26.02.2010, Центр жилищных расчетов субсидий включает в квитанции начисленные платежи на вывоз ТБО и доводит до сведения населения о необходимости уплаты сумм за оказанные исполнителем услуги по вывозу твердых бытовых отходов. Квитанции направлены в адрес жителей (потребителей) на оплату услуг по сбору и вывозу ТБО.

15.09.2010 в целях исправления допущенной неточности в выборе формы участия граждан с.Лэзым при решении вопроса о заключении публичного договора, порядка оплаты услуг по вывозу ТБО жителями сельского поселения и оплаты услуг по вывозу ТБО, проведено собрание, на котором приняты решения, аналогичные принятым на сходе от 05.02.2010.

В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», принимая во внимание ч. 1 ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», к вопросам местного значения поселения отнесена организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Согласно п. 2 Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10 февраля 1997 г., твердые бытовые отходы - это отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения (приготовление пищи, упаковка товаров, уборка и текущий ремонт жилых помещений, крупногабаритные предметы домашнего обихода и др.).

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 31 декабря 2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Федеральный закон) регулированию в соответствии с указанным Федеральным законом подлежат тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.

Федеральный закон не относит услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов к числу услуг организаций коммунального комплекса, подлежащих государственному регулированию. Данная услуга является конкурентной и ее стоимость устанавливается организацией, оказывающей данный вид деятельности, на основании договора с потребителем.

Согласно статье 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами.

Стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора.

Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).

В случаях, когда условие договора предусмотрено нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней. При отсутствии такого соглашения условие договора определяется диспозитивной нормой.

Если условие договора не определено сторонами или диспозитивной нормой, соответствующие условия определяются обычаями делового оборота, применимыми к отношениям сторон.

Исходя из установленных обстоятельств и приведенных норм права, судебная коллегия приходит к выводу, что администрация СП «Лэзым» при заключении договора от 26.02.2010 действовала в рамках предоставленных ей полномочий в соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 1 ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории СП «Лэзым».

Оспариваемый договор от 26.02.2010 урегулировал отношения по заключению публичного договора вывоза бытовых отходов в СП «Лэзым», поскольку заключен с коммерческой организацией и установил обязанности этой организации по оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится в СП «Лэзым». Указанный договор не противоречит положениям Гражданского кодекса Российской Федерации о свободе заключения непротиворечащего закону договора.

Заявитель не привел доводов, в силу каких норм Гражданского кодекса Российской Федерации или других законов администрации СП «Лэзым» запрещено заключение договоров.

Доводы кассационного представления об отсутствии у администрации СП «Лэзым» полномочий на заключение договора на вывоз твердых бытовых отходов от имени граждан не является основанием для отмены решения суда и признания действий администрации СП «Лэзым» по заключение договора на вывоз твердых бытовых отходов незаконными. Толкование условий договора в соответствии со ст. 431 Гражданского кодекса Российской Федерации позволяет прийти к выводу, что договор заключен администрацией СП «Лэзым» от собственного имени во исполнение своих полномочий по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а граждане, как собственники отходов, вправе присоединиться к указанному договору, либо самостоятельно заключить договор оказания услуг по вывозу отходов.

Судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда по доводам кассационного представления.

Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 24 января 2011 года оставить без изменения, кассационное представление прокурора Сыктывдинского района Республики Коми - без удовлетворения.

Председательствующий-

Судьи-