Судья Т.С.Аулова Дело № 33-1763/2011 О П Р Е Д Е Л Е Н И Е в составе председательствующего Семенчиной Л.А., судей Кореневой И.В., Глушкова М.В., при секретаре Коданевой И.Н., рассмотрев в судебном заседании 14 апреля 2011 года дело по кассационной жалобе Лосевой А.Я. на решение Воркутинского городского суда от 10 февраля 2011 года, по которому в удовлетворении исковых требований Лосевой А.Я. к администрации МО ГО «Воркута» отказано, Заслушав доклад судьи Семенчиной Л.А., объяснения представителя Министерства архитектуры, строительства и коммунального хозяйства судебная коллегия У С Т А Н О В И Л А: Лосева обратилась в суд с иском к администрации МО ГО «Воркута» о возложении обязанности сохранить очередь на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по дате постановки на учет ... ФИО3, указывая, что решением общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации муниципального образования городского округа «Воркута» от ДД.ММ.ГГГГ ей рекомендовано отказать в сохранении очереди на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по дате постановки на учёт ... Лосевой А.Я. в связи с приездом в ... после ДД.ММ.ГГГГ. С решением комиссии истица не согласна, поскольку её ... ФИО3 был поставлен на учёт ответчиком как гражданин, имеющий право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из Районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. ДД.ММ.ГГГГ он умер. Факт ее прибытия в район Крайнего Севера до ДД.ММ.ГГГГ подтверждён документально, поскольку была зарегистрирована в ... до ДД.ММ.ГГГГ. Регистрация в ... была временной, с ДД.ММ.ГГГГ она вновь зарегистрирована в ..., являлась членом семьи ФИО3, прибыла в Воркуту до ДД.ММ.ГГГГ и проживает по настоящее время. Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми. Ответчик исковые требования Судом постановлено приведённое выше решение. В кассационной жалобе Лосева просит об отмене решения суда, как необоснованного постановленного без учета фактических обстоятельств. Проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов кассационной жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене. Судом установлено, что Лосева была зарегистрирована по адресу ... ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; затем была зарегистрирована в .... Прибыла вновь в ... и зарегистрирована была с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по адресу .... С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время истица зарегистрирована по адресу .... По адресу ... ... был также зарегистрирован ФИО3, который состоял на учете на получение социальной выплаты для приобретения жилья за пределами ... согласно дате постановки от ДД.ММ.ГГГГ в ОАО «...». ФИО3 умер ДД.ММ.ГГГГ Отказывая Лосевой в удовлетворении требований о сохранении очереди для получения социальной выплаты на приобретение жилья за пределами района Крайнего Севера, суд первой инстанции исходил из того, что исследованные доказательства подтвердили не проживание истицы в Воркуте на ДД.ММ.ГГГГ, а также отсутствие доказательств того, что истица состояла в списках граждан на получение субсидии с ... ФИО3 Право на получение субсидии повторно прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности после ДД.ММ.ГГГГ действующим законодательством не предусмотрено. В соответствии со ст. 1 Федерального Закона от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 календарных лет и состояли по месту жительства на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий. Ранее действовавший Федеральный закон от 25 июля 1998 года N 131-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» предусматривал, что правом на получение жилищных субсидий, предоставляемых за счет средств федерального бюджета, обладают граждане, имеющие стаж работы или проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 лет и не имеющие жилья в других регионах Российской Федерации (ч. 1 ст. 1); средства федерального бюджета, предусмотренные на предоставление жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных в ним местностей, в объеме до 5 процентов используются на предоставление жилищных субсидий гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, нуждающимся в улучшении жилищных условий по новому месту жительства и имеющим в соответствии с данным Федеральным законом право на получение таких субсидий (ст. 2). Нормативные правовые акты, действовавшие до вступления в силу названного Федерального закона, предоставляли право на получение за счет средств федерального бюджета безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья лицам, проработавшим в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, не менее 10 лет без ограничения датой приезда в районы Крайнего Севера (абзац четвертый пункта 5 Положения о предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья, утвержденного Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 10 декабря 1993 года N 1278; абзац третий пункта 3 Положения о предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 года N 937; часть 2 статьи 5 Федерального закона от 17 августа 1996 года "О распределении жилищных субсидий между районами Крайнего Севера и приравненными к ним местностями в 1996 году"). Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 24 мая 2001 года N 8-П "По делу о проверке конституционности положений части первой статьи 1 и статьи 2 Федерального Закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" в связи с жалобами граждан С. и Х." часть первая статьи 1 и статьи 2 Федерального закона от 25 июля 1998 года признана не соответствующей Конституции РФ в той части, в какой предусмотренное ею требование о наличии минимального 15-летнего стажа работы (времени проживания) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающего право на получение жилищных субсидий, предоставляемых за счет средств федерального бюджета, распространяется на граждан, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели такое право при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 лет. Из содержания указанного Постановления следует, что право гражданина на получение жилищной субсидии, приобретенное им до вступления в силу Федерального закона от 25 июля 1998 года, не может быть ограничено принятыми в дальнейшем законодательными актами. Придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, означает, по существу, отмену для этих лиц права на получение жилищной субсидии, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого в конкретных правоотношениях, что несовместимо с требованиями, вытекающими из статей 1, 2, 18, 54, 55 и 57 Конституции Российской Федерации. Как следует из материалов дела Лосева проработала в районе Крайнего Севера свыше ... лет. Исходя из требований закона, суду следовало установить приобретение истицей права на получение жилищной субсидии на день ее возвращения в ..., а также надень постановки на учет для получения социальной выплаты ФИО3 Выводы суда об отсутствии достаточных данных о том, что истица состояла в списках граждан на получение субсидии с ... ФИО3 сделан без учета того обстоятельства, что учетные дела в отношении лиц, постановленных на учет для получения жилищной субсидии не ведутся гражданами и не могут быть предъявлены суду в подтверждение этого обстоятельства. Согласно материалам дела истица ссылалась на совместное проживание с ФИО3 на дату постановки его на учет. Однако указанное обстоятельство судом во внимание не принято, поквартирная карточка не затребована и не исследована. Поскольку при вынесении решения, суд первой инстанции не применил закон, подлежащий применению и в связи с этим не установил юридически значимые обстоятельства, решение не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене. При новом рассмотрении дела суду следует установить указанные выше обстоятельства и, исходя из требований закона, разрешить спор. Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Воркутинского городского суда от 10 февраля 2011 года отменить. Дело направить на новое рассмотрение в тот же суд. Председательствующий - Судьи -