Предоставление жилья лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей



Судья Гайдучек Т.А. Дело № 33-1940/2011 г.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Тепляковой Е.Л.,

судей Алексеевой С.Ф., Ивановой Е.А.,

при секретаре Воронцовой Н.Н.,

рассмотрев в судебном заседании 11 апреля 2011 года

дело по кассационной жалобе Агентства Республики Коми по социальному развитию на решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 23 декабря 2010 года, по которому

Агентство Республики Коми по социальному развитию обязано предоставить Игнатовой В.А. вне очереди благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарно-техническим нормам, в городе Ухта на условиях социального найма на состав семьи 1 человек, размером не менее 33 кв.м. общей площади;

в удовлетворении исковых требований к Администрации МО ГО «Ухта» отказано;

с Агентства Республики Коми по социальному развитию в пользу Игнатовой В.А. взыскана государственная пошлина в размере 100 рублей.

Заслушав доклад судьи Тепляковой Е.Л., объяснения Лучиной И.В. – представителя Игнатовой В.А., судебная коллегия,

У С Т А Н О В И Л А:

Игнатова В.А. обратилась в суд с иском к Администрации МО ГО «Ухта» о предоставлении ей и ее несовершеннолетним детям во внеочередном порядке благоустроенного жилого помещения в городе Ухта в порядке п.2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации, указывая, что она относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, с 1993 года состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в списке семей, имеющих близнецов, одиноких матерей, детей, оставшихся без попечения родителей, однако жильем в установленном законом порядке не обеспечена.

В судебном заседании 19 февраля 2010 года Игнатова В.А. свои требования уточнила: просила обязать ответчика предоставить ей жилое помещение как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечено Агентство Республики Коми по социальному развитию.

Решением Ухтинского городского суда Республики Коми от 9 апреля 2010 года на Агентство Республики Коми по социальному развитию возложена обязанность по предоставлению Игнатовой В.А. вне очереди благоустроенного жилого помещения, отвечающего санитарно-техническим нормам, в городе Ухте на условиях социального найма на состав семьи 1 человек, размером не менее 33 кв.м. обще площади; исковые требования Игнатовой В.А. к Администрации МО ГО «Ухта» оставлены без удовлетворения.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Коми от 21 июня 2010 года решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 9 апреля 2010 года отменено с направлением дела на новое рассмотрение в тот же суд.

В судебное заседание 23 декабря 2010 года Игнатова В.А., а также представители Агентства Республики Коми по социальному развитию и Администрации МО ГО «Ухта» не явились, и дело рассмотрено в их отсутствие согласно заявлениям об этом.

Представитель истицы в судебном заседании требования поддержал.

Суд принял приведенное выше решение.

В кассационной жалобе Агентство Республики Коми по социальному развитию не согласно с решением суда и просит его отменить в связи с нарушением норм материального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для её удовлетворения и отмены решения суда.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Игнатова В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по заявлению её отца ФИО1 и в связи со смертью матери ФИО2 в ... возрасте была направлена в Эжвинскую школу-интернат, где в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находилась на полном государственном обеспечении; по окончании школы-интерната истица с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходила обучение в ....

Органами опеки за Игнатовой В.А. в установленном порядке жилье закреплено не было; дом по адресу: ..., в котором проживали ее родители, был снесен в виду ветхости в 1997 году.

Постановлением Главы МО ГО «Ухта» № 211 от 19 апреля 1993 года Игнатовой В.А. поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в льготной очереди как сирота, но до настоящего времени не обеспечена благоустроенным жилым помещением.

На основании решения исполкома Ухтинского городского Совета народных депутатов №385 от 19 июля 1990 года истице предоставлено жилое помещение по адресу: ..., жилой площадью ... кв.м., в котором Игнатова В.А. с двумя несовершеннолетними детьми проживает по настоящее время.

Разрешая спор, суд правомерно исходил из того, что Игнатова В.А. в силу ст.1 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года относится к категории лиц, оставшихся без попечения родителей, так как её мать умерла, а отец воспитанием не занимался, отдав дочь в интернат, и в соответствии с подп.2 п.2 ст.57 ЖК РФ и ст.8 указанного Федерального закона она имеет право на внеочередное получение жилья по договору социального найма по месту жительства, так как никакого жилья за истицей не закреплено.

Хотя положения ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста, однако социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью может считаться реализованной только после предоставления жилого помещения.

Поэтому достижение Игнатовой В.А. к настоящему времени 23-летнего возраста с учетом её постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в категории «дети-сироты» до указанного возраста, а именно ДД.ММ.ГГГГ, и не обеспечения жилой площадью по указанному основанию не является обстоятельством, освобождающим уполномоченные органы от обязанности предоставить истице жилье по договору социального найма во внеочередном порядке.

С учетом изложенного указание в жалобе Агентства Республики Коми по социальному развитию на достижение Игнатовой В.А. ... лет не является основанием для отмены решения суда.

Судебная коллегия считает, что при разрешении спора суд первой инстанции правильно определил надлежащего ответчика.

Право Игнатовой В.А. на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма предусмотрено п.п. 2 п.2 ст. 57 ЖК РФ и ч.1 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Статьей 13 ЖК РФ установлено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ в области жилищных отношений относится, в частности, определение порядка предоставления по договорам социального найма установленным соответствующим законом субъекта РФ категориям граждан жилых помещений жилищного фонда субъекта РФ.

Законом Республики Коми «О категориях граждан, имеющих право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Коми по договорам социального найма, и порядке предоставления им указанных жилых помещений по договорам социального найма» от 4 июля 2006 года №54-РЗ (в редакции, действовавшей на момент рассмотрения дела), было установлено, что право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Коми по договорам социального найма имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (п.9 ст.1).

Статьей 2 указанного Закона Республики Коми предусмотрено, что формирование государственного жилищного фонда Республики Коми, а также распределение жилых помещений жилищного фонда между органами государственной власти Республики Коми, государственными органами Республики Коми и государственными учреждениями Республики Коми для последующего предоставления гражданам в соответствии со статьей 1 настоящего Закона осуществляются Правительством Республики Коми.

Постановлением Правительства Республики Коми «Об органах исполнительной власти Республики Коми, осуществляющих принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях государственного жилищного фонда Республики Коми, предоставляемых по договорам социального найма» от 9 октября 2006 г. № 252 (с последующими изменениями) установлено, что принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях государственного жилищного фонда Республики Коми, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, Агентством Республики Коми по социальному развитию.

В соответствии с подп.53 п.9 Положения об Агентстве Республики Коми по социальному развитию, утвержденного постановлением Правительства Республики Коми от 24 декабря 2004 года №248 и действовавшего до 10 августа 2009 года, Агентство с 1 января 2008 года осуществляет постановку на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, ведение указанного учета и принятие решения о предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Коми.

Аналогичные положения содержатся в подп.37 п.5 Положения об Агентстве Республики Коми по социальному развитию, утвержденного указом Главы Республики Коми от 11 августа 2009 года №91.

Таким образом, с 1 января 2008 года обязательства по принятию на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях государственного жилищного фонда Республики Коми, по приобретению и распределению жилых помещений указанной категории граждан осуществляет Агентство Республики Коми по социальному развитию.

Учитывая вышеприведенные нормы законодательства, суд правильно признал, что оснований для возложения обязанности по предоставлению истице жилого помещения на органы местного самоуправления – администрацию МО ГО «Ухта» - не имеется, поскольку законодательством Республики Коми органы местного самоуправления не наделены полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями муниципального жилищного фонда.

По изложенным основаниям судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что обязанность по предоставлению истице во внеочередном порядке благоустроенного жилого помещения по договору социального найма должна быть возложена на Агентство Республики Коми по социальному развитию.

Довод жалобы о том, что истица не состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении государственного жилищного фонда Республики Коми, не влечет отмены решения суда, поскольку Игнатова В.А. в установленном ранее действовавшим законодательством порядке была поставлена на учет в льготной очереди «дети-сироты» и до настоящего времени не обеспечена жилым помещением по указанному основанию. На момент рассмотрения судом дела обязанность по обеспечению жильем указанной категории граждан возложена на органы исполнительной власти Республики Коми. Изменение порядка предоставления жилья при необеспечении истицы жилым помещением в установленном порядке, её нуждаемости в предоставлении жилья, не может быть признано достаточным основанием, влекущим отказ в иске.

Указание в жалобе на предоставление Игнатовой В.А. по договору найма однокомнатной квартиры общей площадью ... кв.м. по адресу: ..., не может быть принято во внимание по следующим основаниям.

В силу ч. 3 п. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются лица, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Требования, которым должно отвечать жилое помещение, установлены Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47.

Пункт 12 Положения предусматривает, что жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных.

По делу установлено, что предоставленное истице жилое помещение по адресу: ... не имеет горячего водоснабжения, что подтверждается актом обследования жилищно-бытовых условий.

Принимая во внимание, что город Ухта является поселением с централизованными инженерными сетями, суд правильно посчитал, что занимаемое истицей жилое помещение не отвечает установленным для жилых помещений требованиям и применительно к условиям города Ухты не является благоустроенным жилым помещением. При этом суд не признавал данное жилое помещение непригодным для проживания, на что ошибочно указано в кассационной жалобе.

С учетом изложенных обстоятельств постановленное по делу решение следует признать законным, а доводы, изложенные в кассационной жалобе, - необоснованными.

Оснований, предусмотренных ст.362 ГПК РФ, для отмены решения суда не установлено.

Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 23 декабря 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Агентства Республики Коми по социальному развитию – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: