оспаривание действий Агенства РК по социальному развитию по отказу в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилья незаконными, обязании предоставить выплату



Судья Огнева С.Б. Дело № 33-1886/2011г.

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

В составе председательствующего Белова Н.Е.

судей Харманюк Н.В. и Юдина А.В.,

при секретаре Димовой Н.В.,

рассмотрела в судебном заседании 07 апреля 2011 года дело по кассационной жалобе Агентства Республики Коми по социальному развитию на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 25 января 2011 года, которым

признаны незаконными действия Агентства Республики Коми по социальному развитию по отказу Ткачевой Т.А. в предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья;

Агентство Республики Коми по социальному развитию обязано предоставить Ткачевой Т.А. единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилья в соответствии с республиканским списком.

Заслушав доклад судьи Белова Н.Е., заключение прокурора Шевелевой М.Г., полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Эжвинского района г. Сыктывкара, выступая в интересах Ткачевой Т.А., обратился в суд с иском к Агентству Республики Коми по социальному развитию в котором, с учетом дополнений, просил признать действия Агентства Республики Коми по социальному развитию по отказу в предоставлении единовременной денежной выплаты Ткачевой Т.А. незаконными, обязать Агентство Республики Коми по социальному развитию предоставить Ткачевой Т.А. единовременную выплату на приобретение жилья. В обоснование поданного иска указал на необоснованный отказ в предоставлении указанной выплаты истцу, сославшись на то, что Ткачева Т.А. со дня постановки на учет в 1997 году жилищные условия не улучшила, проживает по прежнему месту жительства в комнате, жилой площадью 16,1 кв.м., в общежитии коридорного типа с составом семьи 3 человека.

В судебном заседании прокурор на удовлетворении требований иска настаивал. Истец, извещенная о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, участия в судебном заседании не принимала. Представитель ответчика требования иска не признал по доводам, изложенным в письменном отзыве. Привлеченная к участию в деле в качестве третьего лица Ткачева Н.И., исковые требования поддержала в полном объеме.

Суд постановил приведенное выше решение.

В кассационной жалобе ответчик просит об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, указывая на то, что основания, послужившие причиной постановки на учет, в связи с приобретением матерью истца занимаемого жилого помещения в собственность отпали, факт нуждаемости Ткачевой Т.А. в улучшении жилищных условий не подтвердился.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для их удовлетворения и отмены правильного решения суда.

Установлено, что Ткачева Т.А. является инвалидом с детства. Истец проживает и зарегистрирована совместно с Ткачевой Н.И., Ткачевым З.П. в комн. ... д. ... по ул. ... г. Сыктывкара, принадлежащей по праву собственности Ткачевой Н.И.

Из материалов дела следует, что занимаемое истцом жилое помещение имеет жилую площадь – ... кв.м.

Обстоятельствами дела подтверждается, что с 18.08.1997 Ткачева Т.А. состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» в составе семьи Ткачевой Н.И. в льготной очереди ..., включена в Республиканский список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, относящихся к категориям, установленным статьями 14, 16, 21 ФЗ «О ветеранах» и ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ».

По обращению к ответчику Приказом Агентства Республики Коми по социальному развитию № 2234 от 15.09.2010 Ткачевой Т.А. отказано в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения, она исключена из Республиканского списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, относящихся к категориям, установленным статьями 14, 16, 21 ФЗ «О ветеранах» и ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» в связи с обеспечением жилым помещением, расположенным по адресу: ...

Судом установлено, что на основании заключенного 01.12.2008 между ОАО «...» и Ткачевой Н.И. договора последней приобретено в собственность занимаемое, в том числе, истцом жилое помещение по адресу: ....

Разрешая спор по существу, суд, признавая право истца на получение единовременной денежной выплаты на приобретение жилья, исходил из того, что при совокупности обстоятельств по делу Ткачева Т.А. право на получение заявленной выплаты не утратила.

Вывод суда основан на обстоятельствах дела, соответствует требованиям закона, подлежащего применению, и является правильным.

В соответствии со ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» инвалиды и семьи, имеющие детей – инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством РФ и законодательством субъектов РФ. Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей – инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005, осуществляется в соответствии с положениями ст. 28.2 настоящего Федерального закона.

Статьей 28.2 названного Закона установлено, что Российская Федерация передает государственным органам субъектов РФ полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Форма предоставления указанных мер определяется нормативными правовыми актами субъекта РФ.

С целью реализации приведенных выше полномочий 06.10.2006 принят Закон РК №69-РЗ «О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан», согласно которому формой обеспечения жильем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и относящихся к категориям, установленным ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», является предоставление по их письменным заявлениям и в порядке, определенном Правительством Республики Коми, единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.

В целях реализации указанного Закона постановлением Правительства Республики Коми от 22.03.2010 № 58 утвержден Порядок предоставления гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 01.01.2005, относящимся к категориям, установленным, в том числе, ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения.

В соответствии с названным Порядком формируется республиканский список указанных выше граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по дате их постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления на основании списков, предоставляемых в органах местного самоуправления. Предоставление выплат осуществляется в порядке очередности в соответствии с республиканским списком. Решение об отказе в предоставлении единовременных денежных выплат, принимаемое Агентством, выносится в случае, если представленные документы не подтверждают право граждан на получение единовременных денежных выплат.

Нуждаемость граждан в улучшении жилищных условий, как одно из условий выделения единовременной выплаты, устанавливается в порядке, определенном Жилищным кодексом РФ.

Так, согласно ст. 49, 52, 57 ЖК РФ граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет по месту своего жительства и жилые помещения государственного или муниципального жилищного фонда предоставляются им по договору социального найма общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления, установленной в предусмотренном ст. 50 ЖК РФ порядке.

В соответствии с ч.4 приведенной статьи, учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В соответствии с Решением Совета МО «Город Сыктывкар» от 28.11.2005 № 20/11-282 установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 10,5 кв.м. общей площади жилого помещения.

Совокупность имеющихся доказательств, из которых, помимо отнесения Ткачевой Т.А. к кругу лиц, претендующих на выделение средств господдержки, усматривается, что она до настоящего времени жильем не обеспечена, проживает в условиях, существовавших на дату постановки на учет, и с учетом нормы площади занимаемого жилого помещения является нуждающейся в улучшении жилищных условий, свидетельствует о наличии права истца на выделение единовременной денежной выплаты на приобретение жилья во исполнение установленных социальных гарантий.

При изложенных обстоятельствах доводы жалобы, в которых заявитель настаивает на том, что основания, послужившие причиной постановки на учет, в связи с приобретением матерью истца занимаемого жилого помещения в собственность отпали, неправомерны.

Учитывая изложенное, а также исходя из того, что оспариваемое решение суда является правильным, принято при полном установлении юридически значимых обстоятельств и соблюдении требований закона, оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется. Доводы кассационной жалобы не содержат выводов, ставящих под сомнение законность принятого постановления суда, и основаниями к его отмене не являются.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 25 января 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Агентства Республики Коми по социальному развитию - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи