Судья Буян Э.Ф. Дело № 33-2063/2011
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Тепляковой Е.Л.,
судей Алексеевой С.Ф., Ивановой Е.А.,
при секретаре Воронцовой Н.Н.
рассмотрела в судебном заседании 18 апреля 2011 года
дело по кассационной жалобе Министерства Внутренних дел Республики Коми на решение Корткеросского районного суда Республики Коми от 10 марта 2011 года, по которому заявление прокурора Корткеросского района удовлетворено,
признано незаконным бездействие Министерства внутренних дел Республики Коми;
возложена обязанность на Министерство Внутренних дел Республики Коми в срок до 01.01.2012 принять меры по обеспечению финансирования работ по приведению Изолятора Временного Содержания ОВД по Корткеросскому району в соответствии с санитарно-эпидемиологическими нормами и требованиями, а именно: установить в каждой камере кнопки для вызова дежурного; привести освещенность в камерах ИВС в соответствие действующим нормам- демонтировать на окнах металлические щиты, препятствующие естественному проникновению света, установить лампы дневного освещения в соответствии с нормами, установить светильники ночного освещения; установить медицинский изолятор, оборудованный медицинский кабинет, приобрести оборудование для проведения санитарной обработки; установить душ для помывки подозреваемых и обвиняемых; приобрести для включения в медицинскую аптечку – устройство для проведения искусственного дыхания, аппарат дыхательный ручной, кислородный ингалятор, кислородную подушку, термометр медицинский.
Заслушав доклад судьи Алексеевой С.Ф., объяснения представителя прокуратуры РК Шевелевой М.Г., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор Корткеросского района обратился в суд с заявлением к Министерству внутренних дел по Республике Коми и с учетом изменения требований просил признать бездействия МВД по РК незаконным и обязать принять меры по обеспечению финансирования работ по приведению Изолятора Временного Содержания ОВД по Корткеросскому району (далее ИВС) в соответствии с санитарно-эпидемиологическими нормами и требованиями, а именно: установить в каждой камере кнопки для вызова дежурного; привести освещенность в камерах ИВС в соответствие действующим нормам- демонтировать на окнах металлические щиты, препятствующие естественному проникновению света, установить лампы дневного освещения в соответствии с нормами, установить светильники ночного освещения; установить медицинский изолятор, оборудованный медицинский кабинет, приобрести оборудование для проведения санитарной обработки; установить душ для помывки подозреваемых и обвиняемых; приобрести для включения в медицинскую аптечку – устройство для проведения искусственного дыхания, аппарат дыхательный ручной, кислородный ингалятор, кислородную подушку, термометр медицинский. Срок исполнения решения суда просил установить до 01.01.2012.
МВД РК на судебное заседание своего представителя не направило, надлежащим образом извещено о времени месте рассмотрения дела. Не согласившись с иском, просило дело
В судебном заседании прокурор на заявленных требованиях настаивал.
Ответчик своего представителя в суд не направил, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ОВД по Корткеросскому району Волчков Д.В. суду пояснил, что финансированием ОВД занимается МВД РК.
Суд постановил приведенное выше решение.
В кассационной жалобе МВД по РК с решением суда не согласилось, просит его отменить.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для их удовлетворения и отмены решения суда.
В соответствии со ст. 23, 24 Федерального закона № 103-ФЗ от 15.07.1995 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», а также с Правилами внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности, проводится лечебно-профилактическая и санитарно-эпидемиологическая работа, администрация указанных мест обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что согласно акту проверки ИВС ОВД по Корткеросскому району от 09.12.2010 в нарушение п.45, 47 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных приказом МВД РФ от 22.11.2005 № 950 камеры ИВС не оборудованы кнопкой для вызова дежурного. Во всех камерах искусственное освещение явно недостаточное, окна закрыты металлическими щитами с просверленными в них небольшими отверстиями, что препятствует проникновению естественного света. Каждая камера освещается только одной лампой дневного освещения, не закрытого света. Отсутствует душ. В нарушение п. 67, 126 Правил в ИВС ОВД по Корткеросскому району отсутствуют медицинский изолятор, оборудованный медицинский кабинет.
Выявленные недостатки нарушают конституционные права лиц, содержащихся под стражей. Подследственные и подсудимые содержаться в условиях, не соответствующих требованиям законодательства. Нарушения создают реальную угрозу для жизни и здоровья подозреваемых и обвиняемых, для безопасности сотрудников полиции.
Согласно Типового положения о территориальном органе МВД России по субъекту РФ, утвержденного Указом президента №249 от 01.03.2011, к полномочиям МВД РК относятся, в т.ч. обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации содержания задержанных и (или) заключенных под стражу лиц, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, и лиц, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста (п.20), осуществление материально-техническое обеспечение территориального органа, подчиненных органов и организаций, обеспечение рационального и эффективного использования бюджетных ассигнований федерального бюджета, а также материальных ресурсов, находящихся в оперативном управлении территориального органа (п.38), МВД РК является получателем и распорядителем бюджетных ассигнований федерального бюджета, администратором доходов федерального бюджета; осуществляет иные полномочия в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (п.38).
Установив, что обязанность по осуществлению материально технического обеспечения ИВС ОВД по Корткеросскому району и распоряжению бюджетными ассигнованиями федерального бюджета возложена на Министерство Внутренних дел Республики Коми, вывод суда о признании бездействия ответчика в виде отсутствия финансового обеспечения для устранения выявленных нарушений, является бесспорным.
Довод кассационной жалобы о вмешательстве суда в финансовую деятельность ответчика является необоснованным, поскольку решением суда возложена обязанность принятия мер по обеспечению финансирования выявленных нарушений.
При таких обстоятельствах, решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам кассационной жалобы не имеется.
При таких обстоятельствах, руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Корткеросского районного суда Республики Коми от 10 марта 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства Внутренних дел Республики Коми - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи