Назначение льгот. пенсии плавсостав



ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судья Гусарова М.В. Дело №33-2086/2011г.

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Сусловой Н.А.

судей Перминовой Н.А., Ус Е.А.

при секретаре Глобу Н.В.

рассмотрела в судебном заседании 18 апреля 2011 года дело по кассационной жалобе Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в г. Печоре на решение Печорского городского суда Республики Коми от 11 марта 2011 года, по которому включены Богданову Б.В. в льготный стаж периоды работы в плавсоставе Открытого акционерного общества "Печорское речное пароходство" с 04.10.93. по 29.05.03. с учетом периодов отпусков, отгулов, времени нахождения на ремонте судна.

Признано за Богдановым Б.В. право на досрочную трудовую пенсию по старости по подпункту 9 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" со 02.04.2010.

Обязано Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Печоре назначить Богданову Б.В. досрочную трудовую пенсию по старости по подпункту 9 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" со 02.04.2010.

Взысканы с Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Печоре в пользу Богданова Бориса Васильевича судебные расходы: ... руб. - государственная пошлина, ... руб. - расходы на оплату услуг представителя, всего ... руб.

Заслушав доклад судьи Сусловой Н.А., объяснения Богданова Б.В., Мартыновой Л.Н., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Богданов Б.В. обратился в суд с иском к ГУ - УПФ РФ в г. Печоре о включении работы в льготный стаж, взыскании судебных расходов. В обоснование иска указал, что 24.03.2010г. он обратился в УПФ РФ в г. Печоре за назначением досрочной трудовой пенсии по старости с 50 лет как лицу, проработавшему в плавсоставе речного флота в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Однако ответчиком ему было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 27 и статьей 28.1 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" по мотиву недостаточности требуемого льготного стажа. При этом ответчик вообще не рассматривал как льготный периоды его работы с 04.10.1993г. С 04.10.1993г. был переведен на должность капитана - сменного механика теплохода "БТТ-309", работает на этом судне по настоящее время. Ни теплоход "Северный", ни теплоход "БТТ-309" не были отнесены судовладельцем к портовым судам, постоянно работающим в акватории порта, служебно-вспомогательным и разъездным судам, судам пригородного и внутригородского сообщения. Данные теплоходы работали в режиме транспортного флота с вахтовым методом работы, выполняя плановые задания без ограничения акватории плавания границами Печорского района. Лишь в 2003 году район плавания судна БТТ-309 был определен по разряду Л - река Печора от деревни Красный Яг до пос. Набережный.

Истец считает, что периоды его работы в плавсоставе с 04.10.1993г. по 2003г., включая все периоды отпусков, отгулов, времени нахождения на ремонте судна и других подлежащих включению в льготный стаж периодов, а также периоды отгулов за 2001-2002 годы, используемые позднее, в 2004-2006 годах, подлежат включению в льготный стаж для назначения досрочной пенсии. Занимаемая им должность капитана - сменного механика относится к плавсоставу судна "БТТ-309". Судно "БТТ-309" по своим тактико-техническим характеристикам относится к категории судов речного флота и его статус в оспариваемый период, т.е. с 1 января 1993г. по 29.05. 2003г. не изменялся. В указанный период судно "БТТ-309" непрерывно находилось в ОАО СК "ПРП" в постоянной эксплуатации, а он в течение полного рабочего дня выполнял работу по своей специальности, а также на ремонтных и других работах, необходимых для отправки судна в рейс.

Истец просил:

- включить в его льготный стаж период работы в плавсоставе ОАО СК "Печорское речное пароходство" с 04.10.1993г. по 29.05.2003г., включая все периоды отпусков, отгулов, времени нахождения на ремонте судна и других подлежащих включению в льготный стаж периодов, а также периоды отпуска и отгулов за 2001-2003 годы, использованные позднее, в 2004-2006 годах, а именно:

очередной отпуск за период с 28.04.2002 по 28.04.2003 - с 21.11.2003г. по 29.01.2004г.; отгулы за навигацию 2001г. - с 30.01.2004г. по 27.02.2004г.; отгулы за навигацию 2001г. - с 10.02.2005г. по 28.02.2005г.; отгулы за навигацию 2001г. - с 01.03.2005г. по 08.03.2005г.; отгулы за навигацию 2001г. - с 19.02.2006г. по 21.03.2006г.;

- признать за ним право на досрочную пенсию в соответствии с пп.9 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001г. №173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с момента достижения 50 лет, т.е. со 02.04.2010г.

- обязать УПФ РФ в г. Печоре назначить ему льготную трудовую пенсию с момента возникновения права на данную пенсию, т.е. с 02.04.2010г.;

- взыскать с ответчика судебные расходы, в том числе расходы на оплату услуг представителя и на уплату госпошлины.

Истец и его представитель адвокат Мартынова Л.Н. в судебном заседании настаивали на удовлетворении иска, дали пояснения согласно исковому заявлению.

Представители ответчика ГУ - УПФ РФ в г. Печоре Кукулин О.Г. и Иванова А.В., действовавшие на основании доверенностей от 11.01.10., исковые требования не признали. Дали пояснения согласно представленному письменному отзыву. Указали, что в связи с тем, что работодатель отказал истцу в выдаче льготной справки, подтверждающей его право на пенсию, у УПФ РФ в г. Печоре отсутствуют основания для назначения Богданову Б.В. досрочной трудовой пенсии.

Представитель третьего лица - ОАО "Судоходная компания Печорское речное пароходство", надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебном заседании не участвовал, просил рассмотреть дело в их отсутствие.

Представитель третьего лица - Федерального Агентства морского и речного транспорта надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебном заседании не участвовал. Представил письменный отзыв на иск.

Суд в соответствии со ст.167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей третьих лиц.

Суд вынес указанное выше решение.

В кассационной жалобе ответчик не согласен с решением суда и просит его отменить, указывая, что в связи с отказом ОАО "Судоходная компания Печорское речное пароходство" в выдаче справки, уточняющей особый характер работ, за период с 1994 года до 29.11.1997 года (до даты регистрации в системе государственного пенсионного страхования) ГУ - УПФР в городе Печоре не могло засчитать указанный период в стаж работы для назначения пенсии по заявленным основаниям; так как ОАО "Судоходная компания Печорское речное пароходство" при подаче сведений индивидуального (персонифицированного) учета за периоды после регистрации в системе государственного пенсионного страхования не проставляло ему код особых условий труда и не выделяло периоды навигаций, отпусков и отгулов, ГУ - УПФР в городе Печоре также не могло засчитать указанный период в стаж работы для назначения истцу пенсии по заявленным основаниям.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает решение суда подлежащим оставлению без изменения.

Разрешая спор, суд правильно применил нормы материального права.

В соответствии с п.п. 9 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001г. №173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

Исходя из буквального толкования указанной нормы, плавсостав судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности пользуется правом на досрочную пенсию независимо от вида выполняемых работ (перевозка грузов, пассажиров или добыча рыбы, морепродуктов, прием готовой продукции на промысле или другие работы), от наименования их профессий и должностей. Не имеет значения ведомственная принадлежность соответствующих судов, а также организационно-правовая форма и форма собственности судовладельца.

В данном случае необходимо документальное подтверждение, что должность работника относится к плавсоставу, а суда, на которых он работал, не относятся к портовым, постоянно работающим в акватории порта, служебно-вспомогательным и разъездным судам, судам пригородного и внутригородского сообщения.

Аналогичные положения содержало и ранее действовавшее пенсионное законодательство, что прямо вытекает из смысла подпункта "и" пункта 1 статьи 12 Закона РФ от 20.11.1990 "О государственных пенсиях в Российской Федерации".

Согласно п. 9 Указания Министерства социальной защиты населения РСФСР от 20.04.1992 г. №1-28-У "О порядке применения Закона РСФСР " О государственных пенсиях в РСФСР" при назначении пенсий в связи с особыми условиями труда и пенсий за выслугу лет в специальный стаж наряду с периодами работы в плавсоставе судов морского и речного флота по перевозке пассажиров и грузов либо в составе флота рыбной промышленности по добыче и переработке рыбы и морепродуктов, а также работы во время рейса включаются периоды, непосредственно предшествовавшие или непосредственно следовавшие за такой работой. К предшествующим направлению экипажа судна для выполнения рейсового задания относятся оплачиваемый резерв и периоды, когда член экипажа используется по своей специальности на ремонтных и других работах, необходимых для отправки судна в рейс. К следующим за окончанием рейса относятся периоды: стоянки судна в порту под погрузочно-разгрузочными операциями, межрейсового технического обслуживания судна или его ремонта, нахождения членов экипажа по окончании рейса в основных и дополнительных отпусках, оплачиваемых резерве и отгулах, временной нетрудоспособности, нахождения в командировках, а также иные периоды, когда не требуется перевода на другую работу.

В силу п.2 ст. 28.1 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 лет в приравненных к ним местностях и имеющих необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии трудовой стаж, возраст, установленный для назначения пенсии, уменьшается на 5 лет.

Из материалов дела следует, что 24.03.2010г. Богданов Б.В., 02 апреля 1960 г.р., обратился в УПФ РФ в г. Печоре за назначением досрочной трудовой пенсии по старости с 50 лет как лицу, проработавшему в плавсоставе речного флота в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Решением УПФ РФ в г. Печоре от 28 мая 2010г. № Богданову Б.В. было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с тем, что заявителю недостаточно льготного стажа.

Периоды работы истца установлены судом полно и подтверждаются записями в трудовой книжке.

По представленным документам на день обращения за пенсией Богданову Б.В. комиссией был установлен следующий стаж работы:

- страховой стаж (календарно) - 30 лет 09 мес. 04 дн.

- страховой стаж (с учетом льготного исчисления 1 год за 1,5) - 43 года 0 мес. 24дн.

- стаж работы в плавсоставе (календарно) - 05 лет 06 мес. 14 дн.

- стаж работы в плавсоставе (льготно) - 09 лет 07 мес. 05 дн.

- стаж работы в районах Крайнего Севера - 21 год 06 мес. 14 дн.

Правила подсчета и порядок исчисления и подтверждения стажа предусмотрены статьями 11-13 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", а также Постановлением Правительства РФ от 24.07.02 № 555.

При исчислении стажа работы в плавсоставе на судах морского и речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) используются Правила исчисления периодов работ, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27-28 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", утвержденные Постановлением Правительства РФ от 11.07.02. № 516 (в редакции от 22.05.06. № 266).

Пунктом 13 настоящего Постановления предусмотрено, что периоды навигационных работ в течение полного навигационного периода на водном транспорте учитываются с таким расчетом, чтобы при исчислении стажа работы продолжительностью стажа на соответствующих видах работ в соответствующем календарном году составила полный год.

В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.04 32-П при определении права на трудовую пенсию, исчисление страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ (в данном случае работа в плавсоставе), имевших место до вступления в силу ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" (до 1 января 2002 года) может производиться по нормам ранее действовавшего законодательства - 1 год работы учитывается за полтора.

Из протокола заседания комиссии ГУ - УПФ РФ в г. Печора по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № от 28.05.2010г. следует, что периоды работы Богданова Б.В. с 1994 г. не могут быть включены в стаж работы, требуемый для назначения пенсии в плавсоставе, т.к. в соответствии с письмом ОАО СК "ПРП" №18-19 от 04.03.2010г. Богданов Б.В. в этот период работал на судне пригородного сообщения (л.д.13-15 том № 1).

Судом установлено, что истец 24.02.10. письменно обращался к генеральному директору ОАО "СК ПРП" о предоставлении ему архивной справки, уточняющей особый характер работы и назначения льготной трудовой пенсии.

В ответе ОАО "СК ПРП" от 04.03.2010г. № указано, что работа Богданова Б.В. протекала в пределах г. Печора (мебельная фабрика - железнодорожный мост) и имеющих районный коэффициент, не отличный от города, а также конкретной законодательной базы в данном вопросе. Работодатель считает, что архивную справку выдать не вправе, предложил истцу решить этот вопрос в судебном порядке. (л.д. 98 том №1).

Таким образом, судовладелец фактически не смог определиться со статусом судна, на котором работал истец, к какой категории судов оно относится, в связи с чем оставил решение данного вопроса было на судебное усмотрение.

Факт отнесения должности истца к плавсоставу пенсионным органом не оспаривается.

Определяя статус судна БТТ-309, к какой категории судов оно относится, суд тщательно исследовал тактико-технические характеристики судна, тип судна и выполняемые им функции.

В соответствии со ст. 7 Кодекса торгового мореплавания РФ под судном понимается самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое судовладельцем для различных целей.

Свидетель ФИО6, работающий начальником службы и социального развития ОАО "Судоходная компания Печорское речное пароходство", суду показал, что БТТ-309, на котором работал Богданов Б.В., является рейдово-маневровым судном, судовладелец отнес его к вспомогательным судам. Работа на транспортно-транзитных судах и вспомогательных судах практически одна и та же, только условия труда разные. Вспомогательные суда ходят по территории Печорского района, транзитные же суда ходят по всей реке Печора. Табеля учета рабочего времени хранятся 3 года. Приказы о применении районных коэффициентов издаются не ежегодно, а в связи с внесением в них изменений. Пригородные и внутригородские маршруты относят к пассажирским перевозкам. По грузовым суднам такого разделения нет. Судно БТТ- 309 не относится к портовым, т.к. в ОАО "СК ПРП" нет порта. Заместитель начальника Службы перевозок и движения флота ОАО "СК ПРП" письменно предоставлял в суд справку, какие именно работы выполняло рейдово-маневровое судно БТТ-309.

Допрошенная в качестве свидетеля ФИО7, работающая ведущим бухгалтером ОАО "Судоходная компания Печорское речное пароходство", суду пояснила что работает на данном предприятии более 30 лет по начислению зарплаты. На предприятии издавались приказы об установлении районных коэффициентов к заработной плате плавающего состава. Они издавались не ежегодно, а по мере необходимости внесения изменений. С 1998 года эти коэффициенты не менялись. Капитан каждого судна ежемесячно представлял расчет коэффициента (где он находился за этот месяц) и прикладывал его к табелю учета рабочего времени). Бухгалтер проверял этот расчет, выводил среднематематический коэффициент и указывал в лицевом счете. Табеля учета рабочего времени хранятся 3-5 лет. Руководство пароходства ежегодно издает приказы о приписке судов, т.е. какое судно к какой категории судна относится. Что касается судов пригородного и внутригородского сообщения, то это касается перевозки пассажиров, а не грузов. Богданов Б.В. никогда не занимался перевозкой пассажиров.

Согласно свидетельству о годности к плаванию судна БТТ-309 (регистровый №) по основным техническим характеристикам данное судно 1975 года постройки относится к типу буксира-толкача, ему присвоен класс Р1, 2А (л.д.62 том №1).

Из технического паспорта буксирного винтового теплохода-толкача БТТ-309 следует, что данное судно предназначено для буксирования и толкания несамоходных судов (л.д.6-20, том 2).

Квалификационное свидетельство судна БТТ-309, подтверждаемое ежегодным освидетельствованием в Российском речном регистре, также подтверждает тип и назначение судна БТТ-309 как буксира-тягача, класс судна Р1, 2А, районы и условия плавания - внутренние водные бассейны России - разрядов "Л" и "Р" с высотой волны не более 1,2 метра. Допускает судно к работе с несамоходными наливными судами, предназначенными для перевозки нефтепродуктов с температурой вспышки ниже 60 градусов по Цельсию (л.д.67, 68 том №1).

Судно БТТ-309 проходило ежегодное освидетельствование в Северной инспекции Российского Речного Регистра, о чем имеются соответствующие акты о допуске судна к плаванию в районе разряда "Р" (л.д. 63-65 том №1).

Суда класса Р рассчитаны для плавания при волне высотой 1,2 м и длиной 12,5 м. условия плавания речные, как правило. Магистральные реки и большие притоки. К разряду Р относится, в том числе, река Печора - от Усть-Цильмы до Нарьян-Мара.

В соответствии с п.7.1 Инструкции по заполнению форм федерального государственного статистического наблюдения за деятельностью внутреннего водного транспорта, утвержденной Постановлением Госкомстата России № 183 от 21.11.1995 буксирные суда относятся к транспортным судам, выполняющим перевозки.

Из письменных разъяснений Федерального Агентства морского и речного транспорта следует, что в базе данных за 1994 г. ФГУ "Российский Речной Регистр" (орган классификации и технического надзора за судами внутреннего водного плавания) судно "БТТ-309" было отнесено к буксирным вспомогательным судам. В настоящее время "БТТ-309" (регистровый №) в базе данных ФГУ "Российский Речной Регистр" числится как транспортное судно.

К компетенции Росморречфлота и ФГУ "Российский Речной Регистр" не относится установление целевого назначения судна, используемого судовладельцем при осуществлении им хозяйственной деятельности. РРР, как орган классификации и технического надзора за судами внутреннего плавания, фиксирует только данные, предоставленные заявителем (собственником, судовладельцем или фрахтователем), который сам определяет целевое назначение судна.

Исходя из конструктивных особенностей судов, аналогичных т/х БТТ-309, эти суда по своему назначению являются буксирами-толкачами и используются в основном для транспортировки методом толкания. Под бортом или на буксире самоходных или несамоходных судов, а также других плавучих объектов на внутренних водных путях класса "Р" (л. д.155-158 том №2).

Согласно Инструкции по учету и наличию использования судов. Утвержденной приказом Минречфлота РСФСР от 14.02.89 №18 учет наличия судов ведется по их количеству, мощности, грузоподъемности и пассажировместимости с распределением по 2 группам:

- транспортные суда:

пассажирские и грузопассажирские;

самоходные и несамоходные сухогрузные:

самоходные и несамоходные наливные;

буксирные

- вспомогательные суда:

рейдовые;

технические и обслуживающие (самоходные и несамоходные).

На основании приказов судовладельца суда могут переводиться из одной учетной группы в другую.

В материалах дела имеются приказы ОАО "Судоходная компания Печорское речное пароходство" о приписке флота за спорный период с 1993 г. по 2003 года, издаваемые ежегодно, из которых следует, что БТТ-309 относилось к вспомогательным судам. По ежегодно утверждаемым штатным расписаниям ОАО СК "Печорское речное пароходство" судно "БТТ-309" относилось судовладельцем к разряду рейдово-маневрового флота с 8-часовым графиком несения вахт членами экипажа. На судно "БТТ-309" выдавалась лицензия на осуществление перевозок внутренним водным транспортом.

Из справки службы перевозок и движения флота (л.д.146 том 2) следует, что рейдово-маневровое судно "БТТ-309" в ОАО "Судоходная компания Печорское речное пароходство" выполняло рейдово-маневровые работы:

1. Подводка к причалам барж под погрузку и отводка их после погрузки на рейды, расположенные в районе г. Печора и п. Набережный;

2. Формирование и отправка составов для буксировки их транзитным флотом, также встреча прибывающих составов, расформирование их и заводка в затон или постановка на рейдах;

3. Выход навстречу и дозаправка судов, следующих транзитом мимо г. Печоры;

4. Дежурство в темное время (осеннее) или при получении штормового предупреждения на рейдах для охраны барж;

5. Работа в затоне по отстою флота перед началом ледохода и во время его. Разбивка льда в затоне, спуск судов со слипа. Также работы в затоне в ледовых условиях по расстановке флота на зимний отстой.

6. Выполнение аварийно-спасательных работ всех видов.

Учитывая вышеизложенное, суд признал, что Богданов Б.В. в спорный период с 04.10.93. по настоящее время работает в ОАО "Судоходная компания Печорское речное пароходство" в плавсоставе с полным рабочим днем на судне БТТ-309, не относящемся к портовым, постоянно работающим на акватории порта, не относящемся к служебно-вспомогательным судам, соответственно, у истца определяется право на пенсию по основаниям, предусмотренным подпунктом 9 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Доводов, опровергающих данный вывод суда, не содержится в кассационной жалобе ответчика, не представлены таковые и судовладельцем - ОАО "Судоходная компания Печорское речное пароходство".

При таких обстоятельствах с учетом принципа правовой определенности судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что истец входил в плавсостав судна, которое относится к тем судам, работа на которых дает плавсоставу право на досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости.

Периоды, включенные Богданову Б.В. в льготный стаж, дающий право на досрочную пенсию, подробно приведены в решении суда, ответчиком в жалобе не оспариваются.

Специальный стаж работы истца за оспариваемый период с 04.10.93. по 29.05.2003 г. по подсчету суда составил 9лет 07 мес. 26 дн.+5 лет 6 мес. 14 дн. (период, признанный ответчиком)= 15 лет 2 мес. 10 дн. (в календарном исчислении) при необходимом 12 лет 06 мес., что даёт Богданову Б.В. право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Дата назначения пенсии определена судом 02 апреля 2010 г., что также не оспаривается ответчиком в жалобе.

Выводы суда, изложенные в решении, основаны на анализе действующего законодательства и материалах дела и оснований для признания их неправильными не имеется.

По изложенным основаниям судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда по доводам кассационной жалобы.

Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Печорского городского суда от 11 марта 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в г. Печоре Республики Коми - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи