Судья: Сироткина Е.М. Дело № 33-1782/11
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е.
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего: Белова Н.Е.,
судей: Юдина А.В., Харманюк Н.В.,
при секретаре Димовой Н.В.,
рассмотрев в судебном заседании 14 апреля 2011 года дело по кассационной жалобе Сныцеревой Г.А. на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 18 января 2011 года, по которому
в удовлетворении иска Сныцеревой Г.А. к ГУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Сыктывкара» о взыскании суммы районного коэффициента к ежемесячной денежной выплате за особые заслуги перед Республикой Коми, ежемесячной денежной выплаты отказано,
заслушав доклад судьи Харманюк Н.В., объяснения представителя СныцеревойГ.А.-Шибаевой Н.В., представителя ГУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Сыктывкара»-Жарук С.А., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Сныцерева Г.А. обратилась в суд с иском к Управлению социальной защиты населения Агентства РК по социальному развитию о взыскании ежемесячной денежной выплаты и районного коэффициента, как лицо, имеющее особые заслуги перед Республикой Коми.
Определением суда от 06 декабря 2010 года произведена замена ненадлежащего ответчика на надлежащего ответчика - ГУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Сыктывкара».
Дело рассматривалось в порядке ст. 167 ГПК РФ в отсутствие истицы.
В судебном заседании представитель истицы Шиваева Н.В. на иске настаивала.
Представитель ответчика Жарук С.А. иск не признал по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Представитель третьего лица Агентства РК по социальному развитию Нихельман И.М. иск не поддержала.
Суд постановил приведенное выше решение.
В кассационной жалобе истица с решением суда не согласна, просит его отменить, как незаконное и необоснованное.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения не усматривает.
Как следует из материалов дела ДД.ММ.ГГГГ истица, имеющая звание «...», награжденная орденом «...», обратилась к Главе Республики Коми с заявлением о назначении ей ежемесячной денежной выплаты на основании Закона РК №55-РЗ в редакции Закона РК от 07.12.2006 № 129-РЗ.
В назначении ежемесячной денежной выплаты истице было отказано по мотиву отсутствия у нее регистрации по месту жительства на территории Республики Коми, что подтверждается письмом и.о. Руководителя Администрации Главы РК и Правительства РК от ДД.ММ.ГГГГ №.
В дальнейшем истица за назначением ей ежемесячной денежной выплаты за особые заслуги перед Республикой Коми в установленном законодательством порядке в органы социальной защиты обратилась ДД.ММ.ГГГГ.
Ежемесячная денежная выплата за особые услуги перед Республикой Коми истице была назначена, в соответствии с законодательством Республики Коми, с момента обращения истицы с заявлением в органы социальной защиты, с ДД.ММ.ГГГГ.
Статьей 17.1. Закона Республики Коми «О социальной поддержке населения в Республике Коми», в редакции Закона РК от 07.12.2006 № 129-РЗ, было предусмотрено, что неработающим лицам, имеющим особые заслуги перед Республикой Коми (награжденным государственными наградами Республики Коми, государственными наградами Российской Федерации, государственными наградами СССР) и являющимся в соответствии с федеральным законодательством получателями трудовой пенсии по старости, при наличии у них стажа трудовой деятельности (учитываемого в календарном исчислении) не менее 35 лет для мужчин и 30 лет для женщин, в том числе стажа трудовой деятельности в Республике Коми 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин, в зависимости от заслуг указанных лиц по решению Правительства Республики Коми может назначаться ежемесячная денежная выплата в размере и порядке, установленных Правительством Республики Коми. Размер ежемесячной денежной выплаты устанавливался индивидуально с учетом заслуг и размеров доплат, получаемых указанными лицами по другим основаниям.
В силу положений ст. 1. Закона РК №55-РЗ в редакции Закона РК от 05.03.2005 № 17-РЗ, настоящий Закон распространялся на зарегистрированных в установленном порядке по месту жительства на территории Республики Коми граждан Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.
В ред. Закона РК от 18.11.2008 № 114-РЗ статья 1 Закона РК №55-РЗ устанавливала, что настоящий Закон распространяется на граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Коми.
Поскольку истица на момент первоначального обращения с заявлением о назначении ей ЕДВ проживала в ... области, г. N., вывод суда в части того, что правом на назначение и получение указанных выплат она не обладала, является верным.
Государственным Советом Республики Коми 12 ноября 2008 года принят Закон № 112-РЗ «О ежемесячной денежной выплате за особые заслуги перед Республикой Коми отдельным категориям граждан», который 18 ноября 2008 года подписан Главой Республики Коми и официально опубликован в газете «Республика» 25 ноября 2008 года.
Названный закон определяет категории граждан, имеющих право на ежемесячную денежную выплату за особые заслуги перед Республикой Коми, а также размер, условия назначения и выплаты ежемесячной денежной выплаты за особые заслуги перед Республикой Коми.
С учетом изложенных правовых норм правом на обращение за назначением ежемесячной денежной выплаты в рамках указанного закона заявительница обладала с ДД.ММ.ГГГГ.
В целях реализации Закона № 112-РЗ постановлением Правительства Республики Коми от 31.12.2008г. № 404 утвержден Порядок назначения и выплаты ежемесячной денежной выплаты за особые заслуги перед Республикой Коми отдельным категориям граждан (далее - Порядок).
Согласно пункту 2 Порядка ежемесячная денежная выплата назначается на основании заявления гражданина, имеющего право на ее получение (по форме согласно приложению к настоящему Порядку), или заявления в письменной форме лица, являющегося его представителем в соответствии с законодательством Российской Федерации, в государственное учреждение Республики Коми - центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина, имеющего право на получение ежемесячной денежной выплаты (в случае проживания лица, имеющего право на получение ежемесячной денежной выплаты, за пределами Республики Коми - по его последнему месту жительства или месту пребывания на территории Республики Коми). К заявлению прилагаются документы, подтверждающие право гражданина на получение ежемесячной денежной выплаты, указанные в данном пункте.
Пунктом 4 Порядка установлено, что решение о назначении и выплате (отказе в назначении и выплате) ежемесячной денежной выплаты принимается директором центра по предоставлению государственных услуг в течение 10 календарных дней, начиная со дня предоставления гражданином всех документов, указанных в пункте 2 Порядка.
В соответствии с п.2 ст.1 Закона РК от 07.12.2006 г. № 129-РЗ и п.2 Порядка назначения и выплаты ежемесячной денежной выплаты лицам, имеющим особые заслуги перед Республикой Коми, утвержденного Постановлением Правительства РК от 31.12.2004 г. № 280, решение о назначении ежемесячной денежной выплаты и ее размере ранее принималось Правительством Республики Коми.
Постановлением Правительства Республики Коми от 31.12.2008 г. № 404 названный порядок с принятием Закона № 112-РЗ был изменен.
Поскольку заявительница за назначением ей ежемесячной денежной выплаты за особые заслуги перед Республикой Коми в установленном законом порядке обратилась в органы социальной защиты ДД.ММ.ГГГГ, ей правомерно ГУ Республики Коми- «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Сыктывкара» назначена полагающаяся выплата с ДД.ММ.ГГГГ-момента обращения в соответствующие органы.
В связи с чем правовых оснований для удовлетворения требований Сныцеревой Г.А. о взыскании с ГУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Сыктывкара» ежемесячной денежной выплаты за особые заслуги перед Республикой Коми за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ у суда не имелось.
Частью 2 ст. 2 Закона № 112-РЗ в первоначальной редакции было установлено, что на размер ежемесячной денежной выплаты начисляется районный коэффициент, установленный для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в порядке, определенном федеральным законодательством.
В редакции Закона РК от 07.05.2010 № 33-РЗ часть 2 статьи 2 изложена в следующей редакции: «Размер ежемесячной денежной выплаты для граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, увеличивается на соответствующий районный коэффициент, устанавливаемый в соответствии с федеральным законодательством в зависимости от района (местности) проживания, на весь период проживания указанных граждан в указанных районах (местностях). При выезде граждан из этих районов (местностей) на новое постоянное место жительства размер ежемесячной денежной выплаты определяется без учета районного коэффициента».
В связи с изменением редакции части 2 статьи 2 Закона № 112-РЗ истицей и заявлены требования о взыскании районного коэффициента только по ДД.ММ.ГГГГ.
Разрешая требования Сныцеревой Г.А. о взыскании суммы районного коэффициента к ежемесячной денежной выплате за особые заслуги перед Республикой Коми и отказывая ей в иске, суд правомерно исходил из того, что в ранее действующей редакции части 2 статьи 2 Закона РК № 112-РЗ было установлено, что районный коэффициент, установленный для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, начисляется в порядке, определенном федеральным законодательством, при этом Законом Российской Федерации от 19.02.1993 г. № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат установлены гражданам именно в связи с работой и проживанием их в экстремальных природно-климатических условиях Севера.
Таким образом, действие настоящего Закона распространяется на лиц, работающих по найму постоянно или временно в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от форм собственности, и лиц, проживающих в указанных районах и местностях (ст.1 Закона).
Поскольку истица проживает в другом субъекте... вывод суда первой инстанции о том, что в соответствии с частью 2 статьи 2 Закона № 112-РЗ ежемесячная денежная выплата ей обоснованно предоставляется без учета районного коэффициента, т.к. районный коэффициент является гарантией и компенсацией для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, судебной коллегией признается правильным.
Подобная социально оправданная дифференциация с учетом особых природно-климатических условий и более высокой стоимости жизни в районах Крайнего Севера не может рассматриваться как нарушающая равенство всех перед законом и равенство прав и свобод человека и гражданина в зависимости от места жительства, гарантированные статей 19(части 1и2) Конституции Российской Федерации.
Решение суда первой инстанции принято с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права. Предусмотренных статьей 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для его отмены в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 18 января 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Сныцеревой Г.А.- без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: