Судья: Жуковская С.В. Дело № 33-1855/11
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е.
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего: Белова Н.Е.,
судей: Юдина А.В., Харманюк Н.В.,
при секретаре Димовой Н.В.,
рассмотрев в судебном заседании 07 апреля 2011 года дело по кассационной жалобе Красочко И.Л. на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 10 февраля 2011 года, по которому
исковые требования Общества с ограниченной ответственностью «Центральное» удовлетворены частично.
Взыскана солидарно с Красочко И.Л., Красочко С.В., Трушниковой Е.В. в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Центральное» задолженность по оплате коммунальных услуг и услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома в размере ...., пени в размере ...
Взысканы с Красочко И.Л. в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Центральное» судебные расходы в размере ....
Взысканы с Красочко С.В. в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Центральное» судебные расходы в размере ...
Взысканы с Трушниковой Е.В. в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Центральное» судебные расходы в размере ....
Заслушав доклад судьи Харманюк Н.В., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Истец обратился в суд с иском ответчикам о взыскании солидарно задолженности по оплате коммунальных услуг и услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере .... и пени .... с перечислением данной суммы на расчетный счет ООО «Т.», солидарном взыскании уплаченной государственной пошлины в размере ...
В уточненном исковом заявлении истец просил взыскать солидарно с ответчиков задолженность по оплате коммунальных услуг и услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере ...
Определениями суда в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация МО ГО «Воркута», Управление образования МО ГО «Воркута», МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 21» г. Воркуты.
Истец своего представителя для участия в деле не направил, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Красочко И.Л. иск не признала.
Ответчики Красочко С.В. и Трушникова Е.В. участия в судебном заседании не принимали.
Представитель третьего лица МОУ «СОШ № 21» считала иск не подлежащим удовлетворению, указывая на наличие у ответчицы льгот по оплате коммунальных услуг и услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома.
Представитель третьего лица Администрации МО ГО «Воркута» считал иск подлежащим удовлетворению за период с 01.01.2010 г., поскольку с этого периода микрорайон Советский не включен в перечень населенных пунктов, в которых педагогам предоставляются меры социальной поддержки.
Третье лицо Управление образования МО ГО «Воркута», извещенное надлежащим образом, представило заявление о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ дело рассмотрено при имеющейся явке и постановлено приведенное выше решение.
В кассационной жалобе Красочко И.Л. с решением суда не согласна, просит его отменить, как незаконное и необоснованное.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия оснований для отмены оспариваемого судебного акта не находит.
Как следует из материалов дела, ответчик Красочко И.Л. является нанимателем жилого помещения квартиры ..., мкр. Советский г. Воркуты с ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрирована в указанном жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ Также в данном жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрированы члены семьи нанимателя: Красочко С.В. и Трушникова Е.В.
В соответствии с договором управления многоквартирным домом № от ДД.ММ.ГГГГ, управление многоквартирным домом ... с ДД.ММ.ГГГГ осуществляет истец ООО «Центральное».
Признавая исковые требования истца о взыскании с ответчиков задолженности по оплате предоставленных жилищно-коммунальных услуг обоснованными, суд первой инстанции исходил из того, что ответчики, проживая квартире, в полной мере пользуется предоставленными услугами, однако свою обязанность по возмещению понесенных истцом расходов не возмещают. Данный вывод суда соответствует требованиям закона и основан на исследованных в судебном заседании доказательствах.
Статья 67 Жилищного кодекса РФ предусматривает, что наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии со ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилого фонда с момента заключения такого договора.
В силу ч.4 ст. 154 ЖК РФ наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется юридическим лицом независимо от организационно-правовой формы или индивидуальным предпринимателем, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации.
Согласно ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.
В соответствии с ч. 2 ст. 69 ЖК РФ члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности. Дееспособные члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма несут солидарную с нанимателем ответственность по обязательствам, вытекающим из договора социального найма.
С учётом установленных по делу обстоятельств и требований законодательства, применённого при разрешении возникшего спора, судом первой инстанции требования ООО «Центральное» удовлетворены правомерно.
Наряду с этим, как установлено судом ответчик Красочко И.Л. с ДД.ММ.ГГГГ работает в должности ... в МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 21» г. Воркуты, которая расположена по адресу ... мкр. Советский, г. Воркуты.
Таким образом, истица является специалистом образования, работающим и проживающим в мкр. Советский, г. Воркуты.
Статьей 55 Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992 г. № 3266-1(в ред. Федерального закона от 10.01.2003 г. № 11-ФЗ) установлено, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади.
Статья 59 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего до 01.03.2005 г., также предусматривала, что специалисты, работающие и проживающие в сельской местности, вне населенных пунктов (а в установленных законодательством Союза ССР случаях - в рабочих и иных поселках), пользуются бесплатно жилым помещением с отоплением и освещением. В соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик перечни категорий специалистов, обеспечиваемых таким помещением, и порядок предоставления им жилых помещений устанавливаются Советом Министров СССР и Советом Министров РСФСР.
Этот порядок был определен Постановлениями Совета Министров СССР и Советом Министров РСФСР от 10.02.1948 г. № 246 и от 04.05.1971 г. № 255. В данных Постановлениях содержатся положения о предоставлении жилых помещений педагогическим работникам согласно нормативам, установленным на данной территории. Согласно данным Постановлениям предоставляемое жилое помещение должно быть благоустроенным (отопление и освещение). Каких-либо положений о нормировании потребления коммунальных услуг в указанных Постановлениях не содержится.
Согласно ст. 160 Жилищного кодекса РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на порядок предоставления в соответствии со статьей 160 Жилищного кодекса РФ компенсаций сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами до введения в действие Жилищного кодекса РФ.
Абзацем 3 п. 5 ст. 55 Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992 г. № 3266-1 (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ) установлено, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).
Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 18 Закона Республики Коми от 12.11.2004 г. № 55-РЗ «О социальной поддержке населения в Республике Коми» специалистам государственных учреждений Республики Коми (образования, культуры, здравоохранения, ветеринарной службы, физической культуры и спорта), работающим и проживающим в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, предоставлены следующие меры социальной поддержки:
1) 100-процентное освобождение указанных специалистов от оплаты занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади) в пределах установленной социальной нормы площади жилья; указанная мера социальной поддержки предоставляется лицам, проживающим в домах независимо от вида жилищного фонда;
2) 100-процентное освобождение указанных специалистов от оплаты коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, содержание и текущий ремонт лифтов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг); лиц, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, - от оплаты за топливо, приобретаемое в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива или компенсация в размере 100 процентов стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива; указанная мера социальной поддержки предоставляется независимо от вида жилищного фонда.
Решением Верховного суда Республики Коми от 20.06.2006 г. № 3-28/06 пункты 1 и 2 части 1 признаны противоречащими федеральному законодательству и недействующим со дня принятия в отношении специалистов образования государственных учреждений РК, работающих и проживающих в сельских населенных пунктах и поселках городского типа, в части освобождения от оплаты занимаемой общей площади жилых помещений в пределах социальной нормы площади жилья и освобождения от оплаты за электрическую и тепловую энергию в пределах установленных нормативов потребления, а лицам, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - от оплаты за топливо, приобретаемое в пределах норм, установленных для продажи населению. Определением Верховного Суда РФ от 06.09.2006 г. № 3-Г06-8 указанное решение оставлено без изменения.
Меры социальной поддержки специалистов образования на муниципальном уровне были предусмотрены решением Совета МО «Город Воркута» от 28.01.2005 г. № 167 «О мерах социальной поддержки специалистов муниципальных учреждений, работающих и проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа», решением Совета МО ГО «Воркута» от 24.05.2007 г. № 33, решением Совета МО ГО «Воркута» от 05.05.2009 г. № 341, в соответствии с которыми указанные меры поддержки предоставлялись специалистам муниципальных учреждений, работающим и проживающим в следующих населенных пунктах и микрорайонах муниципального образования «Город Воркута»: 1. поселок городского типа Воргашор; 2. поселок городского типа Елецкий; 3. поселок городского типа Заполярный; 4. поселок городского типа Комсомольский; 5. поселок городского типа Октябрьский; 6. поселок городского типа Промышленный; 7. поселок городского типа Северный; 8. поселок сельского типа Мескашор; 9. поселок сельского типа Сивомаскинский; 10. поселок сельского типа Юршор; 11. микрорайон Советский.
Постановлением Государственного Совета Республики Коми от 16.10.2002 г. № 11-10/34 поселок городского типа Советский г. Воркуты включен в состав г. Воркуты и исключен из Реестра административно-территориального устройства Республики Коми.
Согласно изменениям 65/2003 ОКАТО, внесенным в Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления ОК 019-95, утвержденным 01.06.2003 г. Госстандартом РФ, поселок городского типа Советский города Воркуты, как указанная административно-территориальная единица, исключен из Общероссийского классификатора объектов административно-территориального деления.
Решением Совета муниципального образования «Город Воркута» от 07.02.2003 года № 240 упразднено наименование «Поселок городского типа Советский». Улицы населенного пункта Советского считаются улицами города.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Устава муниципального образования городского округа «Воркута» (ред. 26.02.2010 года) поселками городского типа считаются: Воргашор, Елецкий, Заполярный, Комсомольский, Мульда, Октябрьский, Промышленный, Северный, поселками сельского типа: Мескашор, Сейда, Сивомаскинский, Хановей, Юршор, деревни Елец, Никита.
Наряду с этим с 01.01.2010 г. микрорайон Советский органами местного самоуправления не включен в перечень населенных пунктов, для специалистов которых предоставляются указанные меры социальной поддержки.
С учетом изложенного, поскольку Красочко И.Л. является специалистом образования, проживает в микрорайоне Советском, на который орган муниципального образования распространял меры социальной поддержки до 01.01.2010 года, вывод суда в части того, что до означенного периода времени она и члены ее семьи должны быть освобождены от обязанности оплаты соответствующих жилищно-коммунальных услуг, так как имеют право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением, судебная коллегия признает верным.
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями по изданию муниципальных правовых актов (пункт 1 части 1 статьи 17 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
В соответствии с пунктами 1 ст. 48 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" Муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.
Таким образом, орган местного самоуправления в порядке самоконтроля вправе отменить либо изменить ранее принятые им муниципальные правовые акты в силу прямого указания закона.
Как следует из материалов дела, до 31.12.2009 года Красочко И.Л. имела право на предоставление мер социальной поддержки, как специалист образования, в частности на основании Постановления главы МО ГО «Воркута» № 341 от 05.05.2009 г. « О представлении мер социальной поддержки специалистов муниципальных учреждений здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта, работающих и проживающих в сельских населенных пунктах и поселках городского типа МО ГО «Воркута».
С 01.01.2010 года в Постановлении главы МО ГО «Воркута» от 29.12.2009 г. № 1852 микрорайон Советский не включен в перечень населенных пунктов, для специалистов которых предоставляются меры социальной поддержки.
На момент вынесения судом решения данное Постановление отменено не было, не оспорено, его незаконность в установленном законом порядке не установлена.
В связи с чем вывод суда в части того, что исковые требования о взыскании с ответчиков задолженности за период с 01.01.2010 года по ДД.ММ.ГГГГ подлежат удовлетворению, является обоснованным.
Расчет денежной суммы, подлежащей взысканию с ответчиков, судом первой инстанции определен верно.
Согласно пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Таким образом, Жилищным кодексом Российской Федерации установлены императивные правила для определения размера платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению.
Порядок расчетов за энергию определяется Правилами N 307, утвержденными Постановлениями Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г., в соответствии с которым оплата коммунальной услуги по отоплению производится в течение всего календарного года равномерно.
Выводы суда мотивированы, соответствуют материалам дела и оснований для признания их незаконными по доводам кассационной жалобы не установлено.
С учетом изложенного оснований для отмены решения не имеется.
Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 10 февраля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Красочко И.Л.- без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: