Судья Бочарова С.В. Дело № 33-1440/2011
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Кореневой И.В.,
судей Глушкова М.В. и Харманюк Н.В.,
при секретаре Коданевой И.Н.,
рассмотрев в судебном заседании 17 марта 2011 года дело по кассационной жалобе Министерства энергетики Российской Федерации на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 23 ноября 2010 года, по которому
иск Матюниной Л.Ю. к Администрации муниципального образования городского округа «Воркута», Министерству энергетики РФ о признании права на получение жилищной субсидии, выделении и предоставлении жилищной субсидии для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера удовлетворен.
Администрация МО ГО «Воркута», Министерство энергетики РФ обязаны включить Матюнину Л.Ю. в Список очередности, распределения и предоставления жилья за пределами ... для работников шахты «Южная» в связи с её ликвидацией, с учетом непрерывного стажа работы на шахте.
Министерство энергетики РФ обязано через Администрацию муниципального образования городского округа «Воркута» выделить Матюниной Л.Ю. жилищную субсидию для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера.
Администрация муниципального образования городского округа «Воркута» обязана предоставить Матюниной Л.Ю. жилищную субсидию для приобретения (строительства) жилья за пределами районов Крайнего Севера за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, согласно очередности.
Заслушав доклад судьи Харманюк Н.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛ А:
Матюнина Л.Ю. обратилась в суд с иском к администрации МО ГО «Воркута» и Министерству энергетики Российской Федерации о признании права на получение жилищной субсидии, выделении и предоставлении жилищной субсидии для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера. В обоснование заявленных требований указала, что не включение его в списки очередности, в связи с ликвидацией шахты "Южная" нарушает его права, установленные федеральным законом, поскольку ее трудовой стаж в угольной отрасли на момент ликвидации шахты составил более 10 лет, жилья в других регионах она не имеет.
Истец в судебное заседание не явилась, просила дело рассмотреть в его отсутствие.
Ответчики, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание своих представителей не направили. Администрации МО ГО «Воркута» в представленном отзыве на иск с заявленными требованиями не согласилась, заявив о пропуске истцом срока исковой давности, установленного ст.196 Гражданского кодекса РФ, для обращения в суд за защитой своих прав.
Судом с учетом требований ст.167 Гражданского процессуального кодекса РФ постановлено приведенное выше решение.
В кассационной жалобе Министерство энергетики Российской Федерации, оспаривая законность принятого решения суда, приводит доводы, в которых настаивает на том, что истец с заявлением о постановке на учет и включении в список граждан, претендующих на получение жилья, не обращалась, в указанный список работников ликвидационной комиссией не включена, указывает, что непосредственное предоставление социальной выплаты не осуществляет, а также указывает на необоснованное неприменение судом пропуска срока исковой давности.
Проверив законность и обоснованность решения суда исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Матюнина Л.Ю. уволена из государственного предприятия «Шахта «Южная» ДД.ММ.ГГГГ в связи с ликвидацией предприятия угольной промышленности, находящегося в районе Крайнего Севера. На момент увольнения имела стаж работы на предприятиях угольной промышленности более 10 лет; жилья за пределами ... не имеет.
Постановлением Правительства РФ от 03.04.1996 № 385 принято решение о ликвидации государственных предприятий "Шахта "Юнь-Яга" и «Шахта «Южная» производственного объединения "Воркутауголь".
В соответствии со ст. 23 Закона «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности», регулирующего отношения, возникающие при осуществлении деятельности в области добычи (переработки) и использования угля (горючих сланцев), работникам, высвобождаемым при ликвидации расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев), имеющим стаж подземной работы не менее чем десять лет и достигшим пенсионного возраста, предоставляется жилье по новому месту жительства в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В целях обеспечения социальной защиты работников ликвидируемой шахты определены списки работников шахты на переселение за пределы Республики Коми в связи с ликвидацией предприятия. На момент составления списков очередности на получение жилищной субсидии в связи с ликвидацией шахты "Южная" право граждан на получение жилищной субсидии ставилось в зависимость от условий, установленных "Положением о порядке формирования списков очередности распределения жилья за пределами г. Воркуты для работников шахты "Южная". В соответствии с приведенным положением Матюнина Л.Ю. имела право на получение жилищной субсидии.
Федеральным законом № 123-ФЗ от 27.09.2005 "О внесении изменения в Федеральный закон "О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов…" статья 154 Федерального закона №122-ФЗ от 22.08.2004 была дополнена частью 15, в соответствии с которой для работников, высвобождаемых при ликвидации организаций угольной отрасли, расположенных в районах Крайнего Севера, предусмотрена возможность предоставления жилищной субсидии на приобретение (строительство) жилья по новому месту жительства в соответствии с законодательством РФ в порядке и на условиях, которые определяются Правительством РФ, при условии их высвобождения до 01.01.2005 и наличия стажа работы в организациях угольной промышленности не менее чем 10 лет, 15 лет стажа работы в районах Крайнего Севера не требуется.
Постановлением Правительства РФ от 24.12.2004 № 840 утвержден Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке финансирования, которым предусмотрено содействие в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства работникам, высвобожденным до 01.01.2005 при ликвидации расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях организаций угольной промышленности и имеющим стаж работы не менее 10 лет в организациях угольной промышленности. Численность и списочный состав переселяемых граждан определяются ежегодно организациями угольной промышленности и профсоюзными органами в соответствии с доведенными на эти цели лимитами бюджетных обязательств, утверждаются органами местного самоуправления шахтерского города (поселка) и согласовываются Минэнерго России. Безвозмездная жилищная субсидия предоставляется органом местного самоуправления шахтерского города (поселка) гражданину, внесенному в утвержденные и согласованные списки.
Аналогичные положения были внесены постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 № 44 в Правила предоставления субвенции на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков.
С учетом установленных по делу обстоятельств, и требований законодательства, примененного при разрешении возникшего спора, судом первой инстанции требования истца удовлетворены правомерно. Истец имеет стаж работы на предприятиях угольной отрасли более 10 лет, высвобождена до 01.01.2005 в связи с ликвидацией предприятия угольной промышленности, расположенного в районах Крайнего Севера, ранее жилищную субсидию не получала, жилого помещения в других регионах Российской Федерации не имеет, проживает и зарегистрирована по месту жительства в г. Воркуте.
Приведенные в кассационной жалобе доводы о том, что Министерство энергетики Российской Федерации непосредственно предоставление социальной выплаты не осуществляет, не могут служить основанием для отмены судебного решения. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 № 428 "О порядке предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков", главным распорядителем средств государственной поддержки (средств федерального бюджета) является Министерство энергетики РФ, а получателями этих средств, в виде субвенций, являются органы местного самоуправления.
Порядком финансирования мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, утвержденным приказом Минпромэнерго России № 99 от 30.10.2008, установлено, что распределение средств на мероприятия по реструктуризации угольной промышленности утверждается Министерством энергетики РФ в пределах ассигнований, утвержденных ему сводной бюджетной росписью федерального бюджета на соответствующий год, финансирование мероприятий осуществляется в пределах утвержденных объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств. При этом, средства для покрытия непредвиденных затрат по социальной поддержке работников, уволенных при ликвидации организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев) и погашение задолженности по возмещению вреда пострадавшим работникам угольной промышленности в соответствии с законодательством РФ выделяются на основании подготавливаемых ГУ "Соцуголь" заключений, утвержденных Министерством энергетики РФ, а также требований исполнительных листов судебных органов (п. 4 Порядка). Минэнерго РФ, являясь главным распорядителем средств государственной поддержки, согласовывает списки очередников, принимая непосредственное участие в предоставлении гражданам субсидий. Для предоставления истцу субсидии, за счет средств государственной поддержки (средств федерального бюджета) необходимо решение Министерства энергетики РФ о выделение органу местного самоуправления (МО "Город Воркута") денежных средств, предоставляемых в виде субвенции, трансформирующейся в последствии в субсидию.
Поскольку право истца на получение социальной выплаты не может быть поставлено в зависимость от подачи заявления на включение в Список граждан, претендующих на получение социальной выплаты, доводы жалобы в изложенной части необоснованны.
Не могут быть приняты во внимание и доводы, в которых заявитель настаивает на пропуске истцом срока обращения в суд, поскольку в силу положений ст. 208 Гражданского кодекса РФ, исходя из того, что заявленные истцом требования о признании права на получение жилищной субсидии для приобретения жилого помещения, направлены на защиту личных неимущественных прав, срок исковой давности на заявленные требования не распространяется. Требования же об обязании ответчиков предоставить жилищную субсидию являются производными от требований о признании права на получение жилищной субсидии, поэтому к данным правоотношениям срок исковой давности не применим.
При таких обстоятельствах, обжалуемое постановление суда является законным и обоснованным, принятым в соответствии и соблюдением норм права, при полном установлении юридически значимых обстоятельств, оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 23 ноября 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства энергетики Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий-
Судьи-