Судья Сироткина Е.М. Дело № 33-2355/2011
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
В составе председательствующего Сажина А.В.,
судей Пристром И.Г., Тебеньковой Л.Г.,
при секретаре Старцевой Е.В.,
рассмотрев в судебном заседании 28 апреля 2011 года
дело по кассационной жалобе Агентства Республики Коми по социальному развитию на решение Сыктывкарского городского суда от 14 февраля 2011 года, по которому
Агентство Республики Коми по социальному развитию обязано присвоить Чукреевой З.П. звание «Ветеран труда».
ГУ РК «Центру по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Сыктывкара» обязано предоставить Чукреевой З.П. меры социальной поддержки, установленные для лиц, имеющих звание «Ветеран труда» с ДД.ММ.ГГГГ
Заслушав доклад судьи Тебеньковой Л.Г., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Чукреева З.П. обратилась в суд с иском к Агентству Республики Коми по социальному развитию, ГУ РК «Центру по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Сыктывкара» об отмене решения и признании права на присвоение звания «Ветеран труда», возложении обязанности обеспечить льготами. В обосновании требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ ей назначена пенсия .... Она обратилась к ответчику с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда», предоставив Почетную грамоту .... Письмом от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении заявления отказано, в связи с чем она лишена права на получение льгот, предоставляемых гражданам, имеющим звание «Ветеран труда».
В судебном заседании истица на иске настаивала.
Представители ответчиков иск не признали.
Судом принято приведенное выше решение.
В кассационной жалобе Агентство Республики Коми по социальному развитию просит об отмене решения суда как необоснованного, постановленного без учета требований закона и фактических обстоятельств.
Проверив законность и обоснованность решения суда исходя из доводов кассационной жалобы, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела истец является пенсионером ... с ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ года истец Чукреева ЗП. обратилась с заявлением в ГУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения ...» о присвоении звания «Ветеран труда», в удовлетворении которого истцу было отказано ввиду отсутствия оснований для отнесения награды - ... - к ведомственным знакам отличия в труде, учрежденным федеральным органом исполнительной власти РФ.
Приказом Агентства РК по социальному развитию от ДД.ММ.ГГГГ № истице отказано в присвоении звания «Ветеран труда» в виду отсутствия оснований в части отнесения к ведомственным знакам отличия в труде, учрежденных федеральным органом исполнительной власти РФ, наградного документа - ...
Удовлетворяя требования истца, суд исходил из неправомерности действий ответчика по отказу в присвоении истцу звания «Ветеран труда». Выводы суда основаны на фактических обстоятельствах и требованиях норм материального права.
В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона N 5-ФЗ «О ветеранах» ветеранами труда являются лица имеющие удостоверение «Ветеран труда»; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
В соответствии с пунктом 4 ст. 7 Федерального закона порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В силу ст. 22.1 Закона Республики Коми «О социальной поддержке населения в Республике Коми» от 12 ноября 2004 года № 55-РЗ звание "Ветеран труда" присваивается после установления (назначения) в установленном порядке трудовой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» независимо от прекращения трудовой деятельности лицам, награжденным орденами или медалями, либо удостоенным почетных званий СССР, РСФСР или Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия в труде, имеющим трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
Постановлением Правительства Республики Коми от 19 декабря 2007 года N 302 утверждено Положение о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" на территории Республики Коми. Согласно подпунктам 3 и 6 Положения звание "Ветеран труда" присваивается гражданам, которым установлена (назначена) трудовая пенсия по старости в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» независимо от прекращения ими трудовой деятельности, в том числе награжденным орденами или медалями либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
В соответствии с подпунктом 1 п.6 Положения основанием для присвоения звания «Ветеран труда» являются правоустанавливающие документы, подтверждающие награждение орденами, медалями либо присвоение почетных званий СССР, РСФСР или Российской Федерации, или награждение ведомственными знаками отличия в труде.
Документами, подтверждающими награждение ведомственными знаками отличия в труде, являются наградные документы, выданные в установленном порядке в соответствии с актами федеральных органов государственной власти, нормативными правовыми актами о ведомственных наградах федеральных органов исполнительной власти, судебной власти Российской Федерации, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, Фонда социального страхования Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что Почетная грамота ... учреждена в качестве ведомственной награды для награждения коллективов и отдельных работников.
Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по определению порядка и условий присвоения звания «Ветеран труда» ограничены федеральным законодательством. При этом граждане, награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие соответствующий трудовой стаж, в обязательном порядке признаются субъектами данного права, поскольку данное положение зафиксировано в пункте 2 части 1 статьи 7 Закона «О ветеранах».
Субъект Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные категории знаков и иных оснований для расширения круга лиц, которым может быть присвоено звание «Ветеран труда», однако он не вправе сужать перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда в соответствии со ст. 7 Федерального закона «О ветеранах».
Федеральное законодательство не содержит определения ведомственного знака отличия в труде или перечня таких знаков. Министерством труда Российской Федерации проведен анализ действовавшего законодательства и практики его реализации, отраженной, в обзоре практики учета ведомственных знаков отличия в труде при присвоении звания «Ветеран труда». Согласно названному обзору наряду с орденами и медалями СССР и Российской Федерации, почетными званиями СССР и Российской Федерации учитываются почетные грамоты, выдаваемые за достижения в труде с соблюдением условий, что ими были награждены работники непосредственно этих организаций, то есть они состояли в штате этих организаций или работали в их системе (согласно записям в трудовой книжке).
Приведение в Положении перечня документов, которыми может быть подтверждено награждение ведомственными знаками отличия предусматривает наличие наградных документов, выданных в установленном порядке в соответствии с актами федеральных органов государственной власти не может быть основанием для отказа в признании Почетной грамотой истца ведомственным знаком отличия в труде, поскольку вручение грамоты не сопровождается выдачей наградных документов. Указание в Положении о нормативных правовых актах о ведомственных наградах федеральных органов исполнительной власти, судебной власти Российской Федерации, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, Фонда социального страхования Российской Федерации по существу ограничивает круг ведомственных наград, поскольку толкуется как обязательное условие награждения ведомственной наградой только федеральными органами власти и перечисленными ведомствами. Однако такое ограничение противоречит требованиям федерального закона, согласно которому право на звание «Ветеран труда» имеют лица, награжденные ведомственными знаками отличия в труде без какого-либо ограничения ведомственной принадлежности.
Поскольку истец имела необходимый стаж работы, в установленном порядке ей была назначена трудовая пенсия, она имеет ведомственную награду, у ответчика не имелось оснований для отказа истцу в присвоении ей звания «Ветеран труда».
С учетом изложенного оснований для удовлетворения доводов жалобы и отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Сыктывкарского городского суда от 14 февраля 2011 г оставить без изменения, кассационную жалобу Агентства Республики Коми по социальному развитию - без удовлетворения.
Председательствующий –
Судьи –