Судья Т.С. Мащенко Дело № 33-2333/2011
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИв составе председательствующего Семенчиной Л.А.
судей Кореневой И.В.,Голикова А.А.
при секретаре Коданевой И.Н.,
рассмотрев в судебном заседании 28 апреля 2011 года дело по кассационной жалобе Министерства энергетики Российской Федерации на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 24 января 2011 года, по которому
признано право Туча В.В. на получение жилищной субсидии на приобретение (строительство) жилья по новому месту жительства за пределами г.Воркуты в связи с ликвидацией Государственного предприятия «Шахта «...»;
администрация МО ГО «Воркута» обязана включить Туча В.В. в списки лиц для приобретения (строительства) жилья за пределами города Воркуты в связи с ликвидацией Государственного предприятия «Шахта «...» с учётом стажа работы в угольной отрасли;
Министерство энергетики Российской Федерации обязано через администрацию МО ГО «Воркута» предоставить Туча В.В. в порядке очередности жилищную субсидию на приобретение (строительство) жилья за пределами районов Крайнего Севера за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков.
Заслушав доклад судьи Кореневой И.В., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Туча В.В. обратился с иском к ответчикам о предоставлении жилищной субсидии. Просил суд включить его в очередь на получение жилищной субсидии для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера, в связи с ликвидацией шахты «...» и обязать Минэнерго РФ выделить ему жилищную субсидию. В иске истец указал, что не включение его в списки очередности, в связи с ликвидацией шахты «...», нарушает его неимущественные права, установленные федеральным законом, поскольку общий трудовой стаж в РКС на момент ликвидации шахты составил более ... лет, жилья в других регионах не имеет.
Ответчики исковые требования не признали.
Судом постановлено приведённое выше решение.
В кассационной жалобе Министерство энергетики РФ просит об отмене решения суда, как необоснованного, постановленного без учёта требований закона.
Проверив законность и обоснованность решения суда исходя из доводов кассационной жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для признания доводов жалобы обоснованными.
Как следует из материалов дела, Туча В.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал на шахте «...» производственного объединения «...». Трудовой договор с истцом расторгнут по ... КЗоТ РФ в связи с ликвидацией предприятия угольной промышленности, находящегося в районе Крайнего Севера. На момент увольнения истец не достиг пенсионного возраста, стаж работы в угольной отрасли и в районах Крайнего Севера составил более ... лет.
В настоящее время Туча В.В. работает на шахте «...» ОАО «...».
Постановлением Правительства РФ от 03.04.1996 года № 385 принято решение о ликвидации государственного предприятия «Шахта «...» Производственного объединения «...». Сведения о ликвидации предприятия вследствие банкротства внесены в Единый государственный реестр юридических лиц ДД.ММ.ГГГГ.
В целях обеспечения социальной защиты работников ликвидируемой шахты определены списки работников шахты на переселение за пределы РК в связи с ликвидацией предприятия. На момент составления списков очередности на получение жилищной субсидии в связи с ликвидацией шахты «...» право граждан на получение жилищной субсидии ставилось в зависимость от условий, установленных «Положением о порядке формирования списков очередности распределения жилья за пределами г. Воркуты для работников шахты «...». В соответствии с приведённым положением Туча В.В. права на получение жилищной субсидии не имел, в связи с чем в список включён не был. Истец состоит на учёте на получение жилья за пределами г.Воркуты в общереспубликанском списке с первоначальной датой подачи заявления с ДД.ММ.ГГГГ по категории «пенсионеры». До настоящего времени Туча В.В. жилищную субсидию на приобретение жилья за пределами г. Воркуты не получал.
Федеральным законом № 123-ФЗ от 27.09.2005 года «О внесении изменения в Федеральный закон «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов…» статья 154 Федерального закона №122-ФЗ от 22.08.2004 года была дополнена частью 15, в соответствии с которой для работников, высвобождаемых при ликвидации организаций угольной отрасли, расположенных в районах Крайнего Севера, предусмотрена возможность предоставления жилищной субсидии на приобретение (строительство) жилья по новому месту жительства в соответствии с законодательством РФ в порядке и на условиях, которые определяются Правительством РФ, при условии их высвобождения до 01.01.2005 года и наличия стажа работы в организациях угольной промышленности не менее чем 10 лет, 15 лет стажа работы в районах Крайнего Севера не требуется.
Постановлением Правительства РФ от 24.12.2004 года № 840 утверждён Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке финансирования, которым предусмотрено содействие в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства работникам, высвобожденным до 01.01.2005 года при ликвидации расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях организаций угольной промышленности и имеющим стаж работы не менее 10 лет в организациях угольной промышленности. Численность и списочный состав переселяемых граждан определяются ежегодно организациями угольной промышленности и профсоюзными органами в соответствии с доведенными на эти цели лимитами бюджетных обязательств, утверждаются органами местного самоуправления шахтерского города (поселка) и согласовываются Минэнерго России. Безвозмездная жилищная субсидия предоставляется органом местного самоуправления шахтерского города (поселка) гражданину, внесенному в утвержденные и согласованные списки.
Аналогичные положения внесены постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 года № 44 в Правила предоставления субвенции на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков.
С учётом установленных по делу обстоятельств и требований законодательства, применённого при разрешении возникшего спора, судом первой инстанции требования Туча В.В. удовлетворены правомерно. Истец имеет стаж работы на предприятиях угольной отрасли более ..., высвобожден в связи с ликвидацией предприятия угольной промышленности, расположенного в районах Крайнего Севера, ранее жилищную субсидию не получал, жилого помещения в других регионах РФ не имеет, проживает и зарегистрирован по месту жительства в г. Воркуте.
Наличиеранееутверждённогоспискавысвобожденныхработников ликвидируемой шахты « ...» не препятствует его пересмотру в связи с расширением категории лиц, имеющих право на получение субсидии по вновь предусмотренным законом основаниям, в связи с чем доводы кассационной жалобы в этой части подлежат отклонению.
Подлежит отклонению и кассационный довод о том, что Министерство энергетики РФ непосредственно предоставление социальной выплаты не осуществляет. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 года № 428 «О порядке предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков», главным распорядителем средств государственной поддержки (средств федерального бюджета) является Министерство энергетики РФ, а получателями этих средств, в виде субвенций, являются органы местного самоуправления.
Порядком финансирования мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, утвержденным приказом Минпромэнерго России № 99 от 30.10.2008 года, установлено, что распределение средств на мероприятия по реструктуризации угольной промышленности утверждается Министерством энергетики РФ в пределах ассигнований, утвержденных ему сводной бюджетной росписью федерального бюджета на соответствующий год, финансирование мероприятий осуществляется в пределах утвержденных объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств. При этом, средства для покрытия непредвиденных затрат по социальной поддержке работников, уволенных при ликвидации организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев) и погашение задолженности по возмещению вреда пострадавшим работникам угольной промышленности в соответствии с законодательством РФ выделяются на основании подготавливаемых ГУ «Соцуголь» заключений, утвержденных Министерством энергетики РФ, а также требований исполнительных листов судебных органов (п. 4 Порядка). Минэнерго РФ являясь главным распорядителем средств государственной поддержки, согласовывает списки очередников, принимая непосредственное участие в предоставлении гражданам субсидий. Для предоставления истцу субсидии, за счет средств государственной поддержки (средств федерального бюджета) необходимо решение Министерства энергетики РФ о выделение органу местного самоуправления (МО «Город Воркута») денежных средств, предоставляемых в виде субвенции, трансформирующейся в последствии в субсидию.
Довод ответчика о пропуске истцом срока исковой давности не может быть принят к рассмотрению, поскольку в суде первой инстанции Министерством энергетики РФ не заявлялся, предметом рассмотрения суда не являлся.
Процесс исполнения судебного решения является отдельной стадией судопроизводства, регулируемой соответствующими правовыми нормами. Разрешение данных вопросов в кассационном порядке преждевременно.
Обстоятельства дела установлены судом полно, исследованные доказательства оценены в соответствии с требованиями закона.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 24 января 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства энергетики РФ – без удовлетворения.
Председательствующий-
Судьи-