возложение обязанности по ремонту и содержанию дорог



Судья: Дидыч Л.А. Дело № 33-2342/2011г.

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

В составе председательствующего Сажина А.В.,

судей: Пристром И.Г., Тебеньковой Л.Г.,

при секретаре Старцевой Е.В.

рассмотрела в судебном заседании от 28 апреля 2011 г. дело по кассационной жалобе Правительства Республики Коми на решение Сыктывкарского городского суда РК от 18 января 2011 г., по которому заявление прокурора г. Ухты в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворено в части.

Признано незаконным бездействие Дорожного агентства Республики Коми, выраженные в неисполнении возложенных на них обязательств по содержанию и ремонту автомобильной дороги Сыктывкар-Ухта.

Дорожное агентство Республики Коми обязано в срок до 01 июля 2011 года привести в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-93 участки дорожного полотна автомобильной дороги «Сыктывкар-Ухта»: 258 км. + 700 м. – 259 км., 259 км. + 150 м., 262 км. + 800 м., 265 км. - 267 км., 275 км., 277 км. - 278 км., 280 км.-281 км., 284 км.- 285 км., 291 км. – 295 км., 289 км. + 800 м.

Исковые требования прокурора г. Ухты к ОАО «Автомобильные дороги Коми», ОАО «Коми дорожная компания» оставлены без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Тебеньковой Л.Г., объяснения представителя Казариновой О.А., действующей по доверенности в интересах Правительства РК, объяснения представителя Колесниковой М.В., действующей по доверенности в интересах Дорожного Агентства РК, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор г. Ухты Республики Коми обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Дорожному агентству Республики Коми, ОАО «Автомобильные дороги Коми», ОАО «Коми дорожная компания». В обоснование требований указав, что выявленные при обследовании 03.09.2010 года и отраженные в акте нарушения ГОСТа Р50597-93 участка от 258,7км до 317,655км автодороги «Сыктывкар-Ухта» создают условия для возникновения дорожно-транспортных происшествий и, как следствие, возникновение угрозы жизни и здоровью неопределенного круга лиц. Также просил обязать ответчиков устранить выявленные нарушения в срок до 01.07.2011 года.

Определением судьи в качестве третьего лица, привлечено Правительство Республики Коми.

В судебном заседании представитель прокуратуры на иске настаивал, указав, что выявленные нарушения не устранены.

Представители ответчиков просили в удовлетворении требований отказать.

Представитель Правительства Республики Коми, также просила отказать прокурору в удовлетворении указанных требований, так как проведение дополнительных мероприятий по содержанию и ремонту автодорог, при отсутствии соответствующих бюджетных ассигнований не возможно в текущем периоде.

Суд принял приведенное выше решение.

В кассационной жалобе Правительство Республики Коми просит решение отменить, полагая, что оно принято без учета фактических обстоятельств дела.

Проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.

Из материалов дела следует, что 03.09.2010 при комиссионном обследовании участка автодороги республиканского значения Сыктывкар-Ухта выявлены недостатки на участках дороги:

- 258км + 700м – 259км – сетка трещин на проезжей части на всем протяжении неровности и просадки размерами: 221см?11см?4,5см; 23см?11см?5см; 195см?82см?3,0см; 145см?28см?5см; 90см?40см?3/4см; 370см?30см?3см; 178см?35см?3/4см; 331см?55см?3,5/4см. Износ верхнего слоя асфальтобетонного покрытия привел к образованию большого количества неровностей, просадок на площади до 2000кв.м.;

- 259км + 150м – сетка трещин на проезжей части, неровности и просадки размерами: 141см?70см?4см; 265см?41см?2см; 55см?44см?3,5см; 118см?64см?3,5см. Разрушение верхнего слоя асфальтобетонного покрытия;

- 262км + 800м – сетки трещин на проезжей части;

- 265км – 267км – сетки трещин на проезжей части, неровности покрытия (в пределах допуска);

- 275км, 277км – 278км, 280км – 281км, 284км – 285км, 291км – 295км, 289км + 800м – сетки трещин на проезжей части, неровности покрытия;

- 294км + 850м – неровности и просадки в дорожном покрытии, выбоины размерами 82см?18см?6,5см; 51см?40см?7см.

Комиссией предложено в целях исключения дальнейшего разрушения дорожного полотна асфальтобетонного покрытия провести сплошное асфальтирование верхнего слоя асфальтобетона.

Повторным обследованием от 20.10.2010 года, по результатам которого составлен соответствующий акт, выявленные ранее нарушения в виде неровностей и просадки в дорожном покрытии, наличии выбоин размерами 82см?18см?6,5см; 51см?40см?7см на участке автодороги 294км + 850м устранены, остальные нарушения продолжают иметь место.

Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», в соответствии с которой ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог после ремонта и в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги.

Согласно ч. 5, 6 ст. 6 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к собственности субъекта Российской Федерации относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемые высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Автомобильные дороги, которые включаются в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемые высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, являются собственностью субъекта Российской Федерации.

В соответствии со ст. 17 указанного Федерального закона содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог.

На основании распоряжения Главы Республики Коми 438-р от 30.11.2009 года участок автомобильной дороги Сыктывкар-Ухта от 258,03 км до 317,20 км, протяженностью 58,66км (за исключением мостового перехода через р. Чибью) включен в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Республики Коми.

В ходе судебного разбирательства было установлено, что обязанность содержания региональных автомобильных дорог возложена на Дорожное Агентство РК, которое вправе, реализуя государственную политику в подведомственной области, воспользоваться услугами подрядных организаций.

31.12.2009 года между Дорожным агентством Республики Коми и ОАО «Автомобильные дороги Коми» заключен государственный контракт № 12-09/152 на выполнение всего комплекса работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования в МО ГО «Ухта», МО МР «Сосногорск», общей протяженностью 263,149км, в том числе автомобильной дороги «Сыктывкар-Ухта» (км 258,67 – км 317,2).

Контрактом определено, что обязательства выполняются подрядчиком в соответствии с техническими заданиями и перечнем работ, установленными в Государственных стандартах, отраслевых дорожных методических документах, а также перечнем требований к дорожно-строительным материалам, качественным характеристикам выполняемых работ по содержанию автомобильных дорог, в пределах контрактной цены и технических заданий.

Конкретные виды и объемы работ на месяц по содержанию автодорог, сроки их выполнения определяются ежемесячно «Ежемесячным заданием на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования», выдаваемым представителем заказчика.

Контроль за выполнением работ по контракту возложен на заказчика – Дорожное Агентство Республики Коми.

Поскольку установлено, что Дорожным агентством Республики Коми ненадлежащим образом исполняются обязанности по содержанию вышеуказанной автодороги, суд обоснованно, исходя из полномочий ответчика, возложил на него обязанность в срок до 01 июля 2011 года привести в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-93 участки дорожного полотна автомобильной дороги «Сыктывкар-Ухта», где были выявлены недостатки.

В кассационной жалобе заявитель указывает, что у суда отсутствовали правовые основания для признания незаконным бездействие Дорожного агентства в части нарушения в виде неровностей и просадки в дорожном покрытии, наличии выбоин на участке 294 км+850 м, поскольку данные нарушения устранены.

Однако данный довод следует отклонить, поскольку из материалов дела следует, что на указанном участке автодороги были устранены лишь недостатки в виде имевших место выбоин, а остальные недостатки продолжают иметь место ( л.д. 98).

Довод жалобы о том, что суд, принимая решение, не вправе был вмешиваться в нормативную деятельность исполнительной власти, обязывая Дорожное агентство принять акт о включении указанных участков в перечень участков автомобильных дорог и дорожных сооружении, подлежащих ремонту на соответствующий финансовый год, противоречит положениям ст. 3 ГПК РФ, в соответствии с которыми заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, а так же положениям ст. 46 Конституции РФ, предусматривающие право каждого на судебную защиту прав и свобод.

Выявленные недостатки дорожного покрытия на определенных участках дороги Сыктывкар-Ухта являются достаточными доказательствами, свидетельствующими о невыполнении возложенных Дорожное Агентство своих обязанностей по ремонту и содержанию дорог, в связи с чем доводы жалобы в этой части следует признать необоснованными.

Допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автодорог в настоящее время устанавливает ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы Требования к эксплуатационному состоянию по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утверждены Постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993г. № 221.

Согласно приведенному нормативному акту покрытие проезжей части дороги не должно иметь просадок, выбоин и любых других повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.

Суд правильно признал несостоятельными доводы ответчика о необоснованном применении ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы Требования к эксплуатационному состоянию по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», поскольку при рассмотрении данного гражданского дела, ответчик не представил соответствующих доказательств того, что указанный ГОСТ не обладает обязательными признаками нормативного акта.

Приведенный ГОСТ признан национальным стандартом со дня вступления в силу Федерального закона «О техническом регулировании» от 27.12.2002 № 184-ФЗ, в соответствии с которым официальное опубликование в установленном порядке национальных стандартов и общероссийских классификаторов осуществляется национальным органом по стандартизации. Порядок опубликования национальных стандартов и общероссийских классификаторов определяется Правительством Российской Федерации.

С учетом изложенного, оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены решения суда первой инстанции не имеется.

...

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Сыктывкарского городского суда РК от 18 января 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Правительства Республики Коми - без удовлетворения.

...

Председательствующий-

Судьи-