ремнт дорог



Судья Ошманкевич Р.А. Дело № 33-2362/11

ОПРЕДЕЛЕНИЕСУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе: председательствующего Сажина А.В.

судей: Тебеньковой Л.Г., Пристром И.Г.,

при секретаре Старцевой Е.В.

с участием прокурора Шевелевой М.Г.

рассмотрев в судебном заседании 28 апреля 2011 г. гражданское дело по кассационной жалобе Правительства РК на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 15 февраля 2011 года, по которому

- заявление прокурора Республики Коми в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Дорожному агентству Республики Коми об обязании в срок до 01.06.2011 г. привести в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-93 участки дорожного полотна автомобильной дороги «Сыктывкар-Ухта»: 10 км + 400м., 11 км + 200 м., 19 км + 850м., 23 км, 24 км + 700м, 25км + 50м, 25км + 100м, 26км + 200м, 29км + 100м, 81км – 85 км, 100км, 106-111 км, 113-115км, 121-126км, 145км, 146км, 156км, 172км, 174км - 176км, 178км, ... 180км – 184км, 186км – 199км, 207км – 238км, 240-248км, 252-259 км удовлетворены;

- исковые требования прокурора Республики Коми к ОАО «Автомобильные дороги Коми» оставлены без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Сажина А.В., объяснения представителя Правительства РК – Казариновой О.А., представителя Дорожного Агентства РК – Колесниковой М.В., заключение прокурора, судебная коллегия

установила:

Прокурор Республики Коми обратился в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Дорожному агентству Республики Коми, ОАО «Автомобильные дороги Коми» об обязании в срок до 01.06.2011г. привести в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-93 участки дорожного полотна автомобильной дороги «Сыктывкар-Ухта».

Суд постановил приведенное выше решение.

В кассационной жалобе представителем третьего лица ставится вопрос об отмене решения суда как постановленного с нарушением норм материального и процессуального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает решение суда подлежащим оставлению без изменения.

Вопросы безопасности дорожного движения, и защиты интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, полномочия и ответственность Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, регулирования деятельности на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве, разработки и утверждения в установленном порядке законодательных и иных нормативных правовых актов в данной сфере: правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов, определены Федеральным законом № 196-ФЗ от 10.12.1995 г. «О безопасности дорожного движения».

В силу статьи 12 Закона № 196-ФЗ от 10.12.1995 г., содержание дорог на территории Российской Федерации должно обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Правоотношения, связанные с осуществлением дорожной деятельности, к которой отнесена деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, регламентированы Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»» (ст.ст. 1, 3).

В силу ч. 8 ст. 5, ч. 5, 6 ст. 6 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к собственности субъекта Российской Федерации относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемые высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Автомобильные дороги, которые включаются в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемые высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, являются собственностью субъекта Российской Федерации.

Статьей 12 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения; разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения; принятие решений об использовании на платной основе автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, участков указанных автомобильных дорог и о прекращении такого использования; определение методики расчета и максимального размера платы за проезд по платным автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения, платным участкам указанных автомобильных дорог; утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения; определение размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения; установление стоимости и перечня услуг по присоединению объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения; использование автомобильных дорог при организации и проведении мероприятий по гражданской обороне, мобилизационной подготовке в соответствии с законодательством Российской Федерации, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций на автомобильных дорогах в соответствии с законодательством Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; информационное обеспечение пользователей автомобильными дорогами общего пользования регионального или межмуниципального значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и правил расчета размера ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации на указанные цели; осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

При этом содержание автомобильных дорог должно осуществляться с соблюдением требований технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог (ст. 17 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Согласно Закона Республики Коми от 04.12.2000 года №76-РЗ «Об управлении и распоряжении государственной собственности Республики Коми» к объектам государственной собственности Республики Коми относится имущество, переданное в собственность Республики Коми в результате разграничения государственной собственности на федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации, муниципальную собственность, разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также иное имущество, принадлежащее Республике Коми на праве собственности.

Государственной собственностью Республики Коми являются любые объекты гражданских прав, не изъятые из оборота или не ограниченные в обороте, в том числе, имущество, закрепленное за государственными унитарными предприятиями Республики Коми и государственными учреждениями Республики Коми.

Решением Агентства Республики Коми по управлению имуществом от 24.03.2005 г. № 85 Дорожному агентству Республики Коми передано и закреплено за ним на праве оперативного управления государственное имущество Республики Коми, указанное в перечне, в том числе автомобильная дорога «Сыктывкар-Ухта».

При этом автомобильная дорога «Сыктывкар-Ухта» является частью автомобильной дороги «Сыктывкар-Ухта-Усинск-Нарьян-Мар», которая в соответствии с распоряжением Правительства Республики Коми от 30.11.2009г. № 438-р отнесена к категории автомобильных дорог общего пользования регионального значения Республики Коми.

Согласно п. 1, 4, 5 Положения о Дорожном агентстве Республики Коми, утвержденного Постановлением Правительства Республики Коми от 07.02.2005 № 16, Дорожное агентство Республики Коми является уполномоченным органом исполнительной власти Республики Коми по управлению дорожным хозяйством Республики Коми, проводящим государственную политику и осуществляющим в пределах своей компетенции функции государственного управления в сфере дорожного хозяйства на территории Республики Коми.

Дорожное агентство Республики Коми является юридическим лицом, имеет лицевой счет в органах казначейства и иные счета в банковских учреждениях, финансируется за счет средств республиканского бюджета Республики Коми.

Одной из основных задач Дорожного агентства Республики Коми является обеспечение сохранности и развития автомобильных дорог, улучшение их технического состояния (пп. 2 п.7 Положения).

Пунктом п. 8 Положения установлено, что Дорожное агентство Республики Коми также осуществляет следующие полномочия:

осуществляет планирование дорожной деятельности в Республике Коми на основании документов территориального планирования, нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог и оценки транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог, долгосрочных целевых программ;

осуществляет в установленном порядке функции главного распорядителя и получателя средств республиканского бюджета Республики Коми в части средств, предусмотренных на содержание Агентства и государственных учреждений, организационно-методическое руководство, координацию и контроль за деятельностью которых осуществляет Агентство, и на реализацию возложенных на Агентство полномочий;

осуществляет контроль за обеспечением сохранности автомобильных дорог;

проводит оценку технического состояния автомобильных дорог общего пользования в установленном законодательством порядке;

организует и контролирует выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, а также осуществляет приемку выполненных работ;

организует приемку в эксплуатацию законченных строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом и ремонтом участков автомобильных дорог;

осуществляет в установленном порядке функции государственного заказчика по формированию, размещению заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Республики Коми, связанных с реализацией Агентством своих полномочий;

осуществляет учет дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах, проводит анализ дорожно-транспортных происшествий, в том числе связанных с неудовлетворительными дорожными условиями, и разрабатывает меры по устранению причин, создавших эти условия;

утверждает проектную, сметную документацию на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог, а также изменения и дополнения в нее.

В соответствии с постановлением Правительства Республики Коми от 30.11.2009 № 345 «О содержании и ремонте автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Республики Коми» к полномочиям Дорожного Агентства Республики Коми отнесены вопросы определения и утверждения перечня участков автомобильных дорог и дорожных сооружений, подлежащих ремонту, на соответствующий финансовый год, а также внесение последующих изменений и дополнений в течение текущего финансового года исходя из объема финансирования республиканского бюджета Республики Коми на соответствующий год, на основе анализа транспортно - эксплуатационного состояния автомобильных дорог, оценки технического состояния автомобильных дорог и дорожных сооружений.

Во исполнение возложенных на Дорожное агентство Республики Коми полномочий, 31.12.2009 г. между Дорожным агентством Республики Коми и ОАО «Автомобильные дороги Коми» заключен государственный контракт № 12-09/146 на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования в МО ГО «Сыктывкар», МО МР «Сыктывдинский», МО МР «Корткеросский», МО МР «Усть-Вымский», от 31.12.2009г. № 12-09/151 на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования в МО МР «Княжпогостский», МО МР «Усть-Вымский»; от 31.12.2009г. № 12-09/152 на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования в МО ГО «Ухта», МО МР «Сосногорск», в том числе и автомобильной дороги «Сыктывкар-Ухта». Конкретные виды и объемы работ на месяц по содержанию автодорог, сроки их выполнения определяются ежемесячно, выдаваемым представителем заказчика. Заказчик вправе осуществлять контроль над выполненными подрядчиком работами.

При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что именно Дорожное агентство Республики Коми, являясь надлежащим ответчиком, обязано содержать автомобильную дорогу «Сыктывкар-Ухта», в соответствии с установленными законом требованиями.

Согласно статье 296 ГК РФ казенное предприятие и учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.

В соответствии с комиссионной проверкой от 21.10.2010 г. на участке автодороги обход г.Сыктывкара с 10км до 33км выявлены недостатки в соответствии с требованиями ГОСТа Р 50597-93, а именно, на участке автодороги обход г.Сыктывкар 10 км + 400м, 11км + 200м, 19км + 850м, 24км + 700м, 25км + 100м имеются многочисленные выбоины, превышающие предельно допустимые размеры; на участке автодороги 23км, 25км + 50м, 26км + 200м, 29км + 100м обочина ниже уровня кромки проезжей части более 4-х см ниже уровня на 7см. В работе комиссии принимали участие сотрудники ГИБДД УВД по г.Сыктывкару, сотрудник Дорожного агентства РК и сотрудник ОАО «Коми дорожная компания»

Проведенной проверкой от 19-20.10.2010г. автодороги «Сыктывкар-Ухта» с 81 по 259км комиссией установлено, что на участках дорог 81-83км, 100км, 106-110км, 121-126км, 145км, 146км, 172км, 174-176км, 178км, 178км, 180-184км, 186км, 189км, 191-194км, 196км, 197км, 199км, 207-222км, 224-227км, 231-237км, 240-248км, 252км, 253км, 255км, 259км имеется деформация покрытия проезжей части дороги в виде выбоин, не соответствующие требованиям ГОСТ Р 50597-93 п.3.1.1, п.3.1.2; на участках дорог 81-85км, 106-111км, 113-115км, 121-126км, 145км, 146км, 172км, 174-176км, 178км, 180-184км, 186-199км, 207-210км, 212-215км, 220км, 222-238км, 240-248км, 252-259км имеются трещины на проезжей части дороги; на участке 124км имеются пучины на проезжей части дороги. В работе комиссии принимали участие сотрудник ГИБДД ОВД по Княжпогостскому району, специалист Дорожного агентства РК и специалист Княжпогостского ДРСУ ОАО «Коми дорожная компания».

Все перечисленные нарушения не отвечают требованиям безопасности дорожного движения, и являются прямым нарушением требований технических регламентов, препятствуют бесперебойному движению транспортных средств по автомобильной дороге и нарушают безопасные условия такого движения, в связи с чем суд обоснованно удовлетворил заявление прокурора и возложил на Дорожное Агентство РК привести дорожное полотно в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-93.

...

Довод в кассационной жалобе о том, что положения ГОСТа не применяются, поскольку он не был опубликован как нормативно-правовой акт в установленном законом порядке, является несостоятельным.

В соответствии с ч. 2 ст. 43 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (в редакции на день принятия приказа Ростехрегулирования № 306-ст от 08.12.2005 г., утвердившего ГОСТ Р 52289-2004) официальное опубликование в установленном порядке национальных стандартов и общероссийских классификаторов осуществляется национальным органом по стандартизации. Порядок опубликования национальных стандартов и общероссийских классификаторов определяется Правительством Российской Федерации.

Согласно Положению об опубликовании национальных стандартов и общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25.09.2003 г. № 594 официальное опубликование национальных стандартов и общероссийских классификаторов на государственном языке Российской Федерации осуществляется Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии.

При этом в силу п. 3 Положения тексты национальных стандартов и общероссийских классификаторов подлежат официальному опубликованию в печатных изданиях (книгах, брошюрах, сборниках) и информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет.

Ссылка представителя ответчика на то, что в решении суда не уточнено, какие именно нарушения должны быть устранены на заявленных прокурором участках дороги, не свидетельствует о нарушении норм процессуального права, поскольку на ответчика возложена обязанность привести дорожное полотно в состояние соответствующее требованиям ГОСТа.

При изложенных обстоятельствах, оснований для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь статьей 361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 15 февраля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Правительства РК - без удовлетворения...

Председательствующий –

Судьи –