Судья Мащенко Т.С. Дело № 33-1771/2011 г.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Сусловой Н.А.,
судей Голикова А.А., Юдина А.В.,
при секретаре Глобу Н.В.
рассмотрела в судебном заседании 31 марта 2011 года дело по кассационной жалобе Министерства энергетики Российской Федерации на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 27 декабря 2010 года, по которому признано право Петрова А.П. на получение жилищной субсидии на приобретение (строительство) жилья по новому месту жительства за пределами города Воркуты в связи с ликвидацией Государственного предприятия «...» с учетом стажа работы в угольной отрасли.
Администрация МО ГО «Воркута» обязана включить Петрова А.П. в списки лиц для приобретения (строительства) жилья за пределами города Воркуты в связи с ликвидацией Государственного предприятия «...» с учетом стажа работы в угольной отрасли.
Министерство энергетики Российской Федерации обязано через Администрацию МО ГО «Воркута» предоставить Петрову А.П. в порядке очередности жилищную субсидию на приобретение (строительство) жилья за пределами районов Крайнего Севера за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков.
Заслушав доклад судьи Юдина А.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Петров А.П. обратился с иском к ответчикам о признании права на получение жилищной субсидии на приобретение (строительство) жилья по новому месту жительства в соответствии с законодательством Российской Федерации; выделении и предоставлении жилищной субсидии на приобретение (строительство) жилья за пределами Республики Коми за счет средств, предусмотренных на реализацию программы местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков. В обоснование исковых требований указал, что невключение его в списки очередности в связи с ликвидацией шахты «...» ПО «...» нарушает его неимущественные права, установленные федеральным законодательством, поскольку его общий трудовой стаж в районах Крайнего Севера на момент ликвидации шахты составил более 10 лет, жилья в других регионах он не имеет.
В судебное заседание стороны, извещенные о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, не явились.
Судом рассмотрено дело в порядке статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие неявившихся лиц и постановлено приведенное выше решение.
В кассационной жалобе Министерство энергетики РФ просит об отмене решения суда по мотивам его незаконности и необоснованности.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Федеральным законом от 27.09.2005 № 123-ФЗ «О внесении изменения в Федеральный закон «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов…» статья 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ была дополнена частью 15, в соответствии с которой для работников, высвобождаемых при ликвидации организаций угольной отрасли, расположенных в районах Крайнего Севера, предусмотрена возможность предоставления жилищной субсидии на приобретение (строительство) жилья по новому месту жительства в соответствии с законодательством РФ в порядке и на условиях, которые определяются Правительством РФ, при условии их высвобождения до 1 января 2005 года и наличия стажа работы в организациях угольной промышленности не менее 10 лет.
Перечнем мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке финансирования, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.12.2004 № 840, предусмотрено содействие в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства работникам, высвобожденным до 01.01.2005 при ликвидации расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях организаций угольной промышленности и имеющим стаж работы не менее 10 лет в организациях угольной промышленности. Численность и списочный состав переселяемых граждан определяются ежегодно организациями угольной промышленности и профсоюзными органами в соответствии с доведенными на эти цели лимитами бюджетных обязательств, утверждаются органами местного самоуправления шахтерского города (поселка) и согласовываются Министерством энергетики России. Безвозмездная жилищная субсидия предоставляется органом местного самоуправления шахтерского города (поселка) гражданину, внесенному в утвержденные и согласованные списки.
Аналогичные положения были внесены постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 № 44 в Правила предоставления субвенции на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, утв. постановлением Правительства РФ от 13.07.2005.
Таким образом, нормативные акты, регулирующие правоотношения по предоставлению гражданам жилищной субсидии на приобретение жилья за пределами г. Воркуты в рамках реализации программ местного развития мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, предусматривают возможность получения жилищной субсидии высвобождаемыми работниками организаций угольной промышленности в связи с ликвидацией предприятия.
По делу установлено, что Петров А.П. в период с 22.07.1978 по 12.10.1993 работал ... на шахте «...» производственного объединения «...», уволен по собственному желанию по ст. 33 КЗоТ Российской Федерации. С 05.04.1994 по 01.08.1996 истец работал ... на шахте «...» ПО «...», трудовые отношения прекращены в связи с ликвидацией предприятия угольной промышленности, находящегося в районе Крайнего Севера, по п. 1 ст. 33 КЗоТ РФ. На момент увольнения стаж работы Петрова А.П. в угольной отрасли составил 17 лет 6 месяцев.
Постановлением Правительства РФ от 03.04.1996 № 385 принято решение о ликвидации государственного предприятия «...» Производственного объединения «...». 28.06.2005 в Единый государственный реестр юридических лиц внесены сведения о прекращении деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией.
В целях обеспечения социальной защиты работников ликвидируемой шахты определены списки работников шахты на переселение за пределы Республики Коми в связи с ликвидацией предприятия. На момент составления списков очередности на получение жилищной субсидии в связи с ликвидацией шахты «...» право граждан на получение жилищной субсидии ставилось в зависимость от условий, установленных Положением о порядке формирования списков очередности распределения жилья за пределами г. Воркуты для работников шахты «...» производственного объединения «...». Истец в соответствии с данным Положением права на получение жилищной субсидии не имел, в связи с чем, в список высвобожденных работников с ликвидируемой шахты «...», в отношении которых ликвидационной комиссией и органом местного самоуправления г. Воркуты принято решение о предоставлении социальных выплат для приобретения жилья за пределами г. Воркуты не включен. По сведениям администрации МО ГО «Воркута» Петров А.П. состоит в общереспубликанском списке очередников на получение социальной выплаты для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера с 08.07.1997 в категории «работающие» по состоянию на 01.01.2010 под номером 4924. До настоящего времени истец жилищную субсидию на приобретение жилья за пределами г. Воркуты не получал.
С учетом установленных по делу обстоятельств, и требований законодательства, примененного при разрешении возникшего спора, судом первой инстанции требования истца удовлетворены правомерно. Истец имеет стаж работы на предприятиях угольной отрасли более 10 лет, высвобожден в связи с ликвидацией предприятия угольной промышленности, расположенного в районах Крайнего Севера, ранее жилищную субсидию не получал, жилого помещения в других регионах Российской Федерации не имеет, проживает и зарегистрирован по месту жительства в г. Воркуте.
Приведенные в кассационной жалобе доводы о том, что Министерство энергетики Российской Федерации непосредственно предоставление социальной выплаты не осуществляет, не могут служить основанием для отмены судебного решения. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 № 428 «О порядке предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков», главным распорядителем средств государственной поддержки (средств федерального бюджета) является Министерство энергетики РФ, а получателями этих средств, в виде субвенций, являются органы местного самоуправления.
Порядком финансирования мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, утвержденным приказом Минпромэнерго России от 30.10.2008 № 99, установлено, что распределение средств на мероприятия по реструктуризации угольной промышленности утверждается Министерством энергетики РФ в пределах ассигнований, утвержденных ему сводной бюджетной росписью федерального бюджета на соответствующий год, финансирование мероприятий осуществляется в пределах утвержденных объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств. При этом, средства для покрытия непредвиденных затрат по социальной поддержке работников, уволенных при ликвидации организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев) и погашение задолженности по возмещению вреда пострадавшим работникам угольной промышленности в соответствии с законодательством РФ выделяются на основании подготавливаемых ГУ «Соцуголь» заключений, утвержденных Министерством энергетики РФ, а также требований исполнительных листов судебных органов (п. 4 Порядка). Минэнерго РФ, являясь главным распорядителем средств государственной поддержки, согласовывает списки очередников, принимая непосредственное участие в предоставлении гражданам субсидий. Для предоставления истцу субсидии, за счет средств государственной поддержки (средств федерального бюджета) необходимо решение Министерства энергетики РФ о выделение органу местного самоуправления (МО «Город Воркута») денежных средств, предоставляемых в виде субвенции, трансформирующейся в последствии в субсидию.
Довод о пропуске истцом срока исковой давности не может быть принят во внимание, поскольку предметом рассмотрения в суде первой инстанции не являлся.
Кроме того, в силу статьи 208 Гражданского кодекса РФ исковая давность не распространяется на требования о защите личных неимущественных прав и других нематериальных благ, кроме случаев, предусмотренных законом.
Поскольку требования Петрова А.П. о признании права на получение жилищной субсидии направлены на защиту его личных неимущественных прав, а требования о выделении и предоставлении жилищной субсидии являются производными от данных требований, срок исковой давности к данным спорным правоотношениям не применим.
Ссылка в жалобе на отсутствие фамилии Петрова А.П. в списках высвобожденных работников предприятия, претендующих на получение субсидии, основанием к отмене оспариваемого судебного решения служить не может, поскольку законом указанное обстоятельство в качестве основания для отказа работнику в предоставлении жилищной субсидии не предусмотрено и само по себе не исключает права истца на ее получение.
Обстоятельства дела установлены судом полно, исследованные доказательства оценены в соответствии с требованиями закона.
Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 27 декабря 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства энергетики Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий-
Судьи-