жил. субсидия



Судья Круковская А.В. Дело № 33-2373/2011

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Кореневой И.В.,

судей: Глушкова М.В., Харманюк Н.В.,

при секретаре Коданевой И.Н.,

рассмотрела в судебном заседании 05 мая 2011 года дело по кассационной жалобе Министерства энергетики Российской Федерации на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 25 января 2011 года, по которому

за Порохня В.А. признано право на получение жилищной субсидии на приобретение (строительство) жилья по новому месту жительству за пределами районов Крайнего Севера в связи с ликвидацией дочернего акционерного общества «Шахта Центральная».

Министерство энергетики Российской Федерации обязано выделить Порохня В.А. жилищную субсидию на приобретение (строительство) жилья по новому месту жительства за пределами районов Крайнего Севера.

Администрация муниципального образования городского округа «Воркута» обязано предоставить Порохня В.А. жилищную субсидию на приобретение (строительство) жилья по новому месту жительства за пределами районов Крайнего Севера за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков в порядке установленной очередности и с учетом непрерывного стажа работы в организациях угольной отрасли.

Заслушав доклад судьи Харманюк Н.В., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Порохня В.А. обратилась в суд с иском к администрации МО ГО «Воркута» и Министерству энергетики Российской Федерации о признании права на получение жилищной субсидии, выделении и предоставлении жилищной субсидии для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера. В обоснование заявленных требований указала, что не включение его в списки очередности, в связи с ликвидацией шахты "Центральная" нарушает его права, установленные федеральным законом, поскольку ее трудовой стаж в угольной отрасли на момент ликвидации шахты составил более 10 лет, жилья в других регионах она не имеет.

Истец в судебное заседание не явилась, просила дело рассмотреть в его отсутствие.

Представитель истца поддержал в судебном заседании исковые требования в полном объеме.

Ответчики, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание своих представителей не направили. Администрация МО ГО «Воркута» в представленном отзыве на иск с заявленными требованиями не согласилась.

Судом с учетом требований ст.167 Гражданского процессуального кодекса РФ постановлено приведенное выше решение.

В кассационной жалобе Министерство энергетики Российской Федерации, оспаривая законность принятого решения суда, приводит доводы, в которых настаивает на том, что истец с заявлением о постановке на учет и включении в список граждан, претендующих на получение жилья, не обращалась, в указанный список работников ликвидационной комиссией не включена, указывает, что непосредственное предоставление социальной выплаты не осуществляет, а также указывает на необоснованное неприменение судом пропуска срока исковой давности.

Проверив законность и обоснованность решения суда исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Порохня В.А. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала на шахте «Центральная» производственного объединения «Воркутауголь». Трудовой договор расторгнут по п. 1 ст. 33 КЗоТ РФ в связи с ликвидацией предприятия угольной промышленности, находящегося в районе Крайнего Севера. На момент увольнения стаж работы истца в угольной отрасли составлял более 10 лет.

Постановлением Правительства РФ от 03.04.1996 № 385 принято решение о ликвидации ДАО «Шахта «Центральная» Производственного объединения «Воркутауголь». ДАО «Шахта «Центральная» ликвидировано. В целях обеспечения социальной защиты работников ликвидируемой шахты определены списки работников шахты на переселение за пределы Республики Коми в связи с ликвидацией предприятия. На момент составления списков очередности на получение жилищной субсидии в связи с ликвидацией шахты «Центральная» право граждан на получение жилищной субсидии ставилось в зависимость от условий, установленных Положением о порядке формирования списков очередности распределения жилья за пределами г. Воркуты для работников шахты «Центральная». В соответствии с приведенным положением Порохня В.А. права на получение жилищной субсидии не имела, в связи с чем в список включена не была.

Федеральным законом № 123-ФЗ от 27.09.2005 «О внесении изменения в Федеральный закон «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов…» статья 154 Федерального закона №122-ФЗ от 22.08.2004 была дополнена частью 15, в соответствии с которой для работников, высвобождаемых при ликвидации организаций угольной отрасли, расположенных в районах Крайнего Севера, предусмотрена возможность предоставления жилищной субсидии на приобретение (строительство) жилья по новому месту жительства в соответствии с законодательством РФ в порядке и на условиях, которые определяются Правительством РФ, при условии их высвобождения до 01.01.2005 и наличия стажа работы в организациях угольной промышленности не менее чем 10 лет, 15 лет стажа работы в районах Крайнего Севера не требуется.

Постановлением Правительства РФ от 24.12.2004 № 840 утвержден Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке финансирования, которым предусмотрено содействие в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства работникам, высвобожденным до 01.01.2005 при ликвидации расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях организаций угольной промышленности и имеющим стаж работы не менее 10 лет в организациях угольной промышленности. Численность и списочный состав переселяемых граждан определяются ежегодно организациями угольной промышленности и профсоюзными органами в соответствии с доведенными на эти цели лимитами бюджетных обязательств, утверждаются органами местного самоуправления шахтерского города (поселка) и согласовываются Минэнерго России. Безвозмездная жилищная субсидия предоставляется органом местного самоуправления шахтерского города (поселка) гражданину, внесенному в утвержденные и согласованные списки.

Аналогичные положения были внесены постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 № 44 в Правила предоставления субвенции на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков.

С учетом установленных по делу обстоятельств и требований законодательства, примененного при разрешении возникшего спора, судом первой инстанции требования Порохня В.А. удовлетворены правомерно. Истец имеет стаж работы на предприятиях угольной отрасли более 10 лет, высвобождена в связи с ликвидацией предприятия угольной промышленности, расположенного в районах Крайнего Севера, ранее жилищную субсидию не получала, жилья в других регионах РФ не имеет, проживает и зарегистрирована по месту жительства в г. Воркуте.

Приведенные в кассационной жалобе доводы о том, что Министерство энергетики РФ непосредственно предоставление социальной выплаты не осуществляет, не могут служить основанием для отмены судебного решения. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 года № 428 «О порядке предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков», главным распорядителем средств государственной поддержки (средств федерального бюджета) является Министерство энергетики РФ, а получателями этих средств, в виде субвенций, являются органы местного самоуправления.

Порядком финансирования мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, утвержденным приказом Минпромэнерго России от 30.10.2008 № 99, установлено, что распределение средств на мероприятия по реструктуризации угольной промышленности утверждается Министерством энергетики РФ в пределах ассигнований, утвержденных ему сводной бюджетной росписью федерального бюджета на соответствующий год, финансирование мероприятий осуществляется в пределах утвержденных объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств. При этом, средства для покрытия непредвиденных затрат по социальной поддержке работников, уволенных при ликвидации организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев) и погашение задолженности по возмещению вреда пострадавшим работникам угольной промышленности в соответствии с законодательством РФ выделяются на основании подготавливаемых ГУ «Соцуголь» заключений, утвержденных Министерством энергетики РФ, а также требований исполнительных листов судебных органов (п. 4 Порядка). Минэнерго РФ являясь главным распорядителем средств государственной поддержки, согласовывает списки очередников, принимая непосредственное участие в предоставлении гражданам субсидий. Для предоставления истцу субсидии, за счет средств государственной поддержки (средств федерального бюджета) необходимо решение Министерства энергетики РФ о выделение органу местного самоуправления (МО «Город Воркута») денежных средств, предоставляемых в виде субвенции, трансформирующейся в последствии в субсидию.

Поскольку право истца на получение социальной выплаты не может быть поставлено в зависимость от подачи заявления на включение в Список граждан, претендующих на получение социальной выплаты, доводы жалобы в изложенной части необоснованны.

Не может быть принят во внимание и довод кассационной жалобы на не применение судом срока исковой давности предусмотренного ст. 196 Гражданского кодекса РФ. В силу требований п. 2 ст. 199 Гражданского кодекса РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения, однако такого заявления, как следует из материалов дела, от Министерства энергетики России в суд не предъявлялось, пропуск истцом срока исковой давности предметом рассмотрения в суде первой инстанции не являлся.

При таких обстоятельствах, обжалуемое постановление суда является законным и обоснованным, принятым в соответствии и соблюдением норм права, при полном установлении юридически значимых обстоятельств, оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 25 января 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства энергетики Российской Федерации – без удовлетворения.

Председательствующий-

Судьи-