Судья Нагорнова О.Н. Дело № 33-2351/2011
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИв составе председательствующего Белова Н.Е.,
судей Харманюк Н.В., Юдина А.В.,
при секретаре Димовой Н.В.,
рассмотрев в судебном заседании 28 апреля 2011 года дело по кассационной жалобе Есевой М.П. на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 15 февраля 2011 года, по которому
в удовлетворении исковых требований прокурора г.Сыктывкара в интересах Есевой М.П. к Агентству Республики Коми по социальному развитию о признании отказа в предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья Есевой М.П. № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья отказано.
Заслушав доклад судьи Харманюк Н.В., объяснения прокурора Ковригиной О.Н., Есевой М.П., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор г.Сыктывкара, действуя в интересах Есевой М.П., обратился в суд с иском к Агентству Республики Коми по социальному развитию о признании отказа в предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья Есевой М.П. № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, о предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья, указав, что Есева М.П. имеет право на льготы, предусмотренные для участников Великой Отечественной войны, не имеет места для постоянного проживания, однако ответчик безосновательно отказал ей в предоставлении требуемой выплаты, сославшись на факт отчуждения истцом принадлежавшей на праве собственности квартиры ... в виде ... доли менее, чем 5 лет назад.
В судебном заседании прокурор, Есева М.П. поддержали исковые требования, указав, что в период проживания в названном выше жилом помещении Есева М.П. ввиду недостаточной обеспеченностью жилой площадью фактически являлась нуждающейся в улучшении жилищных условий, хотя и не была признана таковой.
Представитель Агентства Республики Коми по социальному развитию в судебном заседании не принимал участия, в представленном отзыве на иск заявленные требования не признал, ссылаясь на отсутствие законных оснований для признания Есевой М.П. нуждающейся в получении жилья.
Суд постановил приведенное выше решение.
В кассационной жалобе Есева М.П. не согласна с решением суда и просит его отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Проверив законность и обоснованность постановленного решения, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения и отмены правильного по существу решения суда.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Есева М.П. относится к категории лиц, имеющих право на получение льгот (мер социальной поддержки), гарантированных участникам Великой Отечественной войны ст.15 Федерального Закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах».
Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется в соответствии с положениями ст.23.2 Федерального закона.
Согласно указанной норме Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст.14, 16 и 21 Федерального закона № 5-ФЗ категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Во исполнение федерального законодательства был принят Закон Республики Коми от 06.10.2006 № 69-РЗ «О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки», который установил, что формой обеспечения жильем граждан, относящихся к категориям, установленным ст.14,16 и 21 Федерального Закона «О ветеранах» и ст.17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», является предоставление им в порядке, определенном Правительством Республики Коми, единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения.
Соответствующие социальные выплаты предоставляются за счет и в пределах средств, предусмотренных бюджетам субъектов Российской Федерации в федеральном бюджете. Предоставление выплат отнесено к полномочиям Агентства Республики Коми по социальному развитию в порядке, утвержденном Постановлением Правительства Республики Коми от 22.03.2010 № 58.
Согласно п.3 утвержденного Порядка формирование и ведение республиканского списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, относящихся к категориям, установленным ст.4.15,17-19 и 21 Федерального Закона «О ветеранах», производится на основании списков, предоставляемых органами местного самоуправления, в порядке очередности в соответствии с республиканским списком по дате постановки граждан на учет в органах местного самоуправления.
Исходя из смысла и содержания вышеприведенных норм следует, что при реализации жилищных прав указанной категории граждан основополагающим фактором является их нуждаемость в улучшении жилищных условий, нахождение на учете в органах местного самоуправления для улучшения жилищных условий.
Как установлено в судебном заседании, Есева М.П. по договору от ДД.ММ.ГГГГ приобрела право собственности на ... долю в праве общей собственности на квартиру ...
ДД.ММ.ГГГГ Есева М.П. продала принадлежащую ей долю в праве собственности на квартиру .... ...
После продажи принадлежавшего ей жилья Есева М.П. какого-либо иного жилого помещения для себя не приобрела, проживает в съемной квартире .... Зарегистрирована по месту пребывания ... у посторонних ей людей.
ДД.ММ.ГГГГ Есева М.П. обратилась в АМО ГО «Сыктывкар» с заявлением о принятии ее на учет на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий, в котором указала, что она проживает по адресу: ... с составом семьи 1 человек и нуждается в улучшении жилищных условий. К заявлению Есева М.П. приложила документы, подтверждающие отнесение ее к категории лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки, справку о снятии ее с регистрационного участка по адресу: ... ДД.ММ.ГГГГ, свидетельство о регистрации по месту пребывания на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по адресу: ..., сведения об отсутствии зарегистрированных прав на жилые помещения в ЕГРП, ксерокопию паспорта с отсутствием сведений о регистрации по месту жительства.
Постановлением Главы АМО ГО «Сыктывкар» № от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении заявления Есевой М.П. было отказано на основании п.3 ст.54 Жилищного кодекса Российской Федерации.
После обращений Есевой М.П. в различные инстанции и прокуратуру г.Сыктывкара ДД.ММ.ГГГГ ... поставлена на учет нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма с ДД.ММ.ГГГГ с составом семьи 1 человек по основаниям, предусмотренным п.1 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
ДД.ММ.ГГГГ Есева М.П. обратилась в Агентство РК по социальному развитию с заявлением о предоставлении ей единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, приложив свидетельство о регистрации по месту пребывания ... на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, протокол заседания общественной комиссии по жилищным вопросам от ДД.ММ.ГГГГ о постановке на учет нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма с ДД.ММ.ГГГГ с составом семьи 1 человек.
ДД.ММ.ГГГГ Агентство Республики Коми по социальному развитию, рассмотрев представленные Есевой М.П. документы, вынесла решение об отказе ей в предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья, указав, что после отчуждения Есевой М.П. принадлежащего ей жилого помещения срок, предусмотренный ст.53 Жилищного кодекса Российской Федерации не истек, в связи с чем основания для предоставления ей единовременной денежной выплаты отсутствуют.
В соответствии со ст.53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые совершили действия, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд правомерно исходил из того, что решение АМО ГО «Сыктывкар» от ДД.ММ.ГГГГ о признании Есевой М.П. нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке ее на соответствующий учет с ДД.ММ.ГГГГ не соответствовало закону, поскольку истец совершила действия по отчуждению своего жилья менее, чем за пять лет до подачи ею заявления о получении единовременной денежной выплаты, в связи с чем не может быть применено судом в качестве правового основания для удовлетворения требований прокурора.
При этом обоснованно отклонены судом доводы прокурора о том, что проживая в квартире ... и обладая правом собственности на ... доли указанного объекта, Есева М.П. фактически нуждалась в улучшении жилищных условий.
Суд установив, что общая площадь квартиры, приходящаяся на долю в праве собственности Есевой М.П. превышала учетную норму, определяющую уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи, установленную Решением Совета МО «Город Сыктывкар» от 28.11.2005 № 20/11-282, сделал верный вывод о том, что на момент заключения договора купли-продажи квартиры ... Есева М.П. нуждающейся в улучшении жилищных условий не являлась.
На основании установленных обстоятельств, суд пришел к выводу о том, что решение Агентства Республики Коми по социальному развитию № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья Есевой М.П. по причине того, что после отчуждения Есевой М.П. принадлежащего ей жилого помещения срок, предусмотренный ст.53 Жилищного кодекса Российской Федерации не истек, основано на законе, в связи с чем правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы в подтверждение того, что на момент продажи квартиры ... Есева М.П. являлась нуждающейся в улучшении жилищных условий со ссылками на проживание в квартире ... человек, не могут быть приняты во внимание, поскольку при нахождении имущества в долевой собственности общая площадь, приходящаяся на долю Есевой М.П., определяется пропорционально ее доли.
Доводы о ненамеренном ухудшении своих жилищных условий при продаже своей доли квартиры также не могут быть приняты во внимание при установлении факта, что полученные денежные средства от продажи принадлежащей Есевой М.П. доли в квартире находятся в ее распоряжении, и ею не предприняты меры для обеспечения себя жилой площадью.
При этом именно продажа квартиры явилась причиной ухудшения жилищных условий заявительницы и привела к возникшему состоянию, требующему участия со стороны государственной власти в обеспечении ее другим жильем.
Вынесенное по делу судебное постановление является законным, основано на правильном толковании и применении норм материального и процессуального права.
Судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда по доводам кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 15 февраля 2011 года, оставить без изменения, а кассационную жалобу Есевой М.П. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи