ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судья Патрушева А.Г. Дело № 33-2275/2011г.
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА
РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Сажина А.В.
судей Перминовой Н.А., Тебеньковой Л.Г.
при секретаре Старцевой Е.В.
рассмотрела в судебном заседании 25 апреля 2011 года дело по кассационной жалобе Слыщенко С.Г. на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 10 февраля 2011 года, которым в удовлетворении исковых требований Слыщенко С.Г. к Министерству архитектуры, строительства и коммунального хозяйства по Республике Коми об обязании выделить государственный жилищный сертификат отказано.
Заслушав доклад судьи Перминовой Н.А., объяснения представителя истца Слыщенко С.Г. – Швецова В.М., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Слыщенко С.Г. обратился в суд с иском к Министерству архитектуры, строительства и коммунального хозяйства по Республике Коми о возложении обязанности выделить на состав его семьи государственный жилищный сертификат. В обоснование иска указал, что с 1997 года он, как инвалид, со своей семьей состоит в очереди на получение государственного жилищного сертификата в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы. Однако до настоящего времени он не включен ответчиком в сводный список граждан на получение государственных жилищных сертификатов, чем нарушаются его права, поскольку дом, в котором он зарегистрирован со своей семьей, снесен.
Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Слыщенко Т.В., Слыщенко С.С., Слыщенко М.С., администрация МО ГО «Воркута».
В судебном заседании Слыщенко С.Г. и Слыщенко Т.В. иск поддержали.
Представитель Министерства архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми с иском не согласилась.
Представитель администрации МО ГО «Воркута» просил рассмотреть дело в его отсутствие, с иском не согласился.
Иные лица в судебном заседании участия не приняли.
Суд вынес указанное выше решение.
В кассационной жалобе истец не согласен с решением суда, просит его отменить в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Судом установлено, что с 10.11.1997 Слыщенко С.Г. с составом семьи: Слыщенко С.Г., Слыщенко Т.В., Слыщенко С.С., Слыщенко М.С. состоит в администрации МО ГО «Воркута» на учете граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы по категории «инвалиды 1,2 групп, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
На момент рассмотрения настоящего спора, семья Слыщенко жильем по указанной программе не обеспечена, сохраняет регистрацию в жилом доме по адресу: ..., который снесен в 2007 году.
Как следует из материалов дела, в настоящее время Слыщенко С.Г. проживает со своей семьей в жилом помещении по адресу: ..., и имеют в нем временную регистрацию до 27.02.2013.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд исходил из того, что поскольку истец состоит в очереди на переселение из районов Крайнего Севера с 10.11.1997 по категории «инвалиды 1,2 групп» и включен в сводный список ответчиком на 2011 год, то на момент рассмотрения спора законных оснований для возложения на ответчика обязанности выдать Слыщенко С.Г. государственный жилищный сертификат не имеется.
Данный вывод суда является правильным.
Условия предоставления и порядок определения размера жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, установлены Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
В статье 2 указанного Федерального закона установлена очередность предоставления жилищных субсидий, в соответствии с которой жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным инвалидами I и II групп, - во вторую очередь.
Порядок предоставления средств федерального бюджета на жилищные субсидии гражданам, выезжающим или выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утверждается Правительством Российской Федерации (статья 10 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей»).
В соответствии с п. 24 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 № 153 (далее – Правила) орган местного самоуправления до 1 августа года, предшествующего планируемому, формирует список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, с разбивкой по категориям граждан, предусмотренным в пункте 5 настоящих Правил, и представляет его в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений). При этом список граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, формируется также в соответствии с очередностью, устанавливаемой с учетом положений статьи 2 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, формирует до 1 сентября года, предшествующего планируемому, сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат, на планируемый год, утверждает его и представляет государственному заказчику подпрограммы. Сводный список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений). Граждане - участники подпрограммы, поставленные на учет в один и тот же день, указываются в сводном списке по алфавиту (п. 26 Правил).
Анализ изложенных норм закона свидетельствует о том, что предоставление государственного жилищного сертификата осуществляется в порядке установленной очередности по дате постановки граждан на учет.
Принимая во внимание, что Слыщенко С.Г. был включен ответчиком в сводный список граждан-получателей сертификатов в рамках вышеуказанной подпрограммы с датой постановки на учет 10.11.1997, а в 2010 Министерством архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми государственные жилищные сертификаты выдавались гражданам с аналогичной Слыщенко С.Г. категорией, поставленным на учет до 14.05.1997, то оснований для предоставления истцу испрашиваемого сертификата не имелось.
Кроме того, как правильно указано судом первой инстанции, первоочередное предоставление истцу государственного жилищного сертификата нарушает права граждан аналогичной категории, которые ранее подали заявления на получение государственного жилищного сертификата.
Учитывая вышеизложенное, а также то обстоятельство, что Слыщенко С.Г. включен в сводный список граждан по категории «инвалиды 1,2 групп, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» на 2011 за № 1143, нарушений прав истца на получение государственной поддержки в виде жилищного сертификата судом не допущено.
Доводы кассационной жалобы о наличии оснований для первоочередного предоставления истцу государственного жилищного сертификата в связи со сносом жилого дома, в котором зарегистрирован истец со своей семьей, являются ошибочными, поскольку предоставление жилья по указанному основанию регулируется нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, а не нормами Федерального закона от «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
Наличие инвалидности, невозможность проживания в г. Воркуте по состоянию здоровья не являются аналогичными основаниями для предоставления в первоочередном порядке государственного жилищного сертификата по отношению к гражданам, выезжающим из городов, поселков, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и закрывающихся в соответствии с решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации и по согласованию с Правительством Российской Федерации. Данный довод жалобы основан на ошибочном толковании норм права, в связи с чем, не принят судебной коллегией во внимание.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом полно и правильно. Нормы материального права применены верно. Нарушений норм процессуального права, которые влекут отмену решения, не допущено. Выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела.
Судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда по доводам кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. 361ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 10 февраля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Слыщенко С.Г. – без удовлетворения.
Председательствующий А.В. Сажин
Судьи Н.А. Перминова
Л.Г. Тебенькова