№33-2563/2011 приведение дорожного полотна в соответствие с ГОСТ



Судья Дидыч Л.А. Дело № 33-2563/11

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе: председательствующего Тепляковой Е.Л.,

судей: Ивановой Е.А. и Машкиной И.М.

при секретаре Коданевой И.Н.

с участием прокурора Шевелевой М.Г.

рассмотрев в судебном заседании 16 мая 2011 г. гражданское дело по кассационной жалобе Правительства РК на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 18 февраля 2011 года, по которому

Заявление прокурора г. Ухты в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворено в части.

Дорожное агентство Республики Коми обязано в срок до 08 июля 2011 года привести в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-93 участки дорожного полотна автомобильной дороги "подъезд к с. Усть-Ухта", с 0км по 1км.

Исковые требования прокурора г. Ухты к ОАО "Автомобильные дороги Коми", ОАО "Коми дорожная компания" и к Дорожному Агентству Республики Коми о признании незаконным бездействия по неисполнению возложенных обязательств по капитальному ремонту автомобильной дороги "подъезд к с. Усть-Ухта" с 0км по 1км, оставлены без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Ивановой Е.А., объяснения представителя ОАО "Коми дорожная компания" Линушкина А.А., заключение прокурора Шевелевой М.Г. об оставлении решения суда, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор г. Ухты Республики Коми обратился в суд с заявлением в порядке ст. 45 ГПК РФ к ОАО "Автомобильные дороги Коми", ОАО "Коми дорожная компания" и к Дорожному Агентству Республики Коми, указав в обоснование, что выявленные при обследовании в июле-августе 2010 года и отраженные в актах нарушения ГОСТа Р50597-93 автодороги "Ухта - Усть-Ухта" создают условия для возникновения дорожно-транспортных происшествий и, как следствие, возникновение угрозы жизни и здоровью неопределенного круга лиц.

В последующем, в порядке статьи 39 ГПК РФ, прокурор уточнил требования, просил признать незаконным бездействие ответчиков, выраженное в неисполнении возложенных на них обязательств по капитальному ремонту автомобильной дороги - подъезд к пос. Усть-Ухта с 0 по 1км и обязать ответчиков привести автомобильную дорогу в соответствие с государственным стандартом, в том числе устранить нарушения, выявленные в ходе обследования 22 июля, 16 августа 2010 года.

Суд постановил приведенное выше решение.

В кассационной жалобе представителем третьего лица ставится вопрос об отмене решения суда как постановленного с нарушением норм материального и процессуального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает решение суда подлежащим оставлению без изменения.

Вопросы безопасности дорожного движения, и защиты интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, полномочия и ответственность Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, регулирования деятельности на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве, разработки и утверждения в установленном порядке законодательных и иных нормативных правовых актов в данной сфере: правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов, определены Федеральным законом № 196-ФЗ от 10.12.1995 г. "О безопасности дорожного движения".

В силу статьи 12 Закона № 196-ФЗ от 10.12.1995 г., содержание дорог на территории Российской Федерации должно обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Правоотношения, связанные с осуществлением дорожной деятельности, к которой отнесена деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, регламентированы Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"" (ст.ст. 1, 3).

В силу ч. 8 ст. 5, ч. 5, 6 ст. 6 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к собственности субъекта Российской Федерации относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемые высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Автомобильные дороги, которые включаются в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемые высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, являются собственностью субъекта Российской Федерации.

Статьей 12 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения; разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения; принятие решений об использовании на платной основе автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, участков указанных автомобильных дорог и о прекращении такого использования; определение методики расчета и максимального размера платы за проезд по платным автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения, платным участкам указанных автомобильных дорог; утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения; определение размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения; установление стоимости и перечня услуг по присоединению объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения; использование автомобильных дорог при организации и проведении мероприятий по гражданской обороне, мобилизационной подготовке в соответствии с законодательством Российской Федерации, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций на автомобильных дорогах в соответствии с законодательством Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; информационное обеспечение пользователей автомобильными дорогами общего пользования регионального или межмуниципального значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и правил расчета размера ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации на указанные цели; осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

При этом содержание автомобильных дорог должно осуществляться с соблюдением требований технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог (ст. 17 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").

Согласно Закону Республики Коми от 04.12.2000 года №76-РЗ "Об управлении и распоряжении государственной собственностью Республики Коми" к объектам государственной собственности Республики Коми относится имущество, переданное в собственность Республики Коми в результате разграничения государственной собственности на федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации, муниципальную собственность, разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также иное имущество, принадлежащее Республике Коми на праве собственности.

Государственной собственностью Республики Коми являются любые объекты гражданских прав, не изъятые из оборота или не ограниченные в обороте, в том числе, имущество, закрепленное за государственными унитарными предприятиями Республики Коми и государственными учреждениями Республики Коми.

На основании распоряжения Главы Республики Коми 438-р от 30.11.2009 участок автомобильной дороги "подъезд к с. Усть-Ухта от автомобильной дороги "Ухта - Усть-Ухта", протяженностью 2,7км включен в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Республики Коми.

В соответствии с решением Агентства Республики Коми по управлению имуществом от 24.03.2005 № 85 Дорожному агентству Республики Коми передано и закреплено за ним на праве оперативного управления государственное имущество Республики Коми, указанное в перечне, в том числе участок указанной автомобильной дороги.

Согласно п. 1, 4, 5 Положения о Дорожном агентстве Республики Коми, утвержденного Постановлением Правительства Республики Коми от 07.02.2005 № 16, Дорожное агентство Республики Коми является уполномоченным органом исполнительной власти Республики Коми по управлению дорожным хозяйством Республики Коми, проводящим государственную политику и осуществляющим в пределах своей компетенции функции государственного управления в сфере дорожного хозяйства на территории Республики Коми.

Дорожное агентство Республики Коми является юридическим лицом, имеет лицевой счет в органах казначейства и иные счета в банковских учреждениях, финансируется за счет средств республиканского бюджета Республики Коми.

Одной из основных задач Дорожного агентства Республики Коми является обеспечение сохранности и развития автомобильных дорог, улучшение их технического состояния (пп. 2 п.7 Положения).

Пунктом п. 8 Положения установлены, конкретные полномочия Дорожного агентстао Республики Коми.

В соответствии с постановлением Правительства Республики Коми от 30.11.2009 № 345 "О содержании и ремонте автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Республики Коми" к полномочиям Дорожного Агентства Республики Коми отнесены вопросы определения и утверждения перечня участков автомобильных дорог и дорожных сооружений, подлежащих ремонту, на соответствующий финансовый год, а также внесение последующих изменений и дополнений в течение текущего финансового года исходя из объема финансирования республиканского бюджета Республики Коми на соответствующий год, на основе анализа транспортно - эксплуатационного состояния автомобильных дорог, оценки технического состояния автомобильных дорог и дорожных сооружений.

Во исполнение возложенных на Дорожное агентство Республики Коми полномочий, 31.12.2009 г. между Дорожным агентством Республики Коми и ОАО "Автомобильные дороги Коми" заключен государственный контракт № 12-09/152 на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования в МО ГО "Ухта", МО МР "Сосногорск", общей протяженностью 263,149км, в том числе автомобильной дороги "подъезд к с. Усть-Ухта", протяженностью 2,7км.

Конкретные виды и объемы работ на месяц по содержанию автодорог, сроки их выполнения определяются ежемесячно, выдаваемым представителем заказчика. Заказчик вправе осуществлять контроль над выполненными подрядчиком работами.

При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что именно Дорожное агентство Республики Коми, являясь надлежащим ответчиком, обязано содержать автомобильную дорогу "Сыктывкар-Ухта", в соответствии с установленными законом требованиями.

Согласно статье 296 ГК РФ казенное предприятие и учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.

22.07.2010 при комиссионном обследовании автодороги "Ухта - Усть-Ухта" местного значения выявлены недостатки на участках обследования:

- с 0км по 1км практически полное разрушение асфальтобетонного покрытия проезжей части дороги в виде углублений разной формы с резко выраженными краями более 5см глубиной, 60см шириной и 15см длиной;

- 0км (перекресток поворот Усть-Ухта - обход г. Сосногорск) выбоины на проезжей части с резко выраженными краями размерами 69см х 124см х 10,5см (ширина х длина х глубина); выбоина размерами 106см х 345см х 10,5см;

- 0км + 100м выбоина размерами 162см х 208см х 9см;

- 0км + 170м выбоина размерами 141см х 258см х 11см;

- 0км + 190м выбоина размерами 205см х 118см х 12,5см;

- 0км + 270м выбоина размерами 127см х 230см х 14см;

- 0км + 350м выбоина размерами 136см х 228см х 13см;

- 0км + 530м выбоина размерами 145см х 185см х 8см;

- 0км + 700м выбоина на проезжей части с резко выраженными краями размерами 184см х 222см х 10см, выбоина размерами 90см х 252см х 14,5см.

16.08.2010 при повторном комиссионном обследовании этого же участка дороги установлено, что выявленные 22.07.2010 нарушения не устранены, кроме этого имеются дополнительные, которые также зафиксированы и отражены в акте.

Все перечисленные нарушения не отвечают требованиям безопасности дорожного движения, и являются прямым нарушением требований технических регламентов, препятствуют бесперебойному движению транспортных средств по автомобильной дороге и нарушают безопасные условия такого движения, в связи с чем суд обоснованно удовлетворил заявление прокурора и возложил на Дорожное Агентство РК привести дорожное полотно в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-93.

Довод в кассационной жалобе о том, что положения ГОСТа не применяются, поскольку он не был опубликован как нормативно-правовой акт в установленном законом порядке, является несостоятельным.

В соответствии с ч. 2 ст. 43 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ "О техническом регулировании" (в редакции на день принятия приказа Ростехрегулирования № 306-ст от 08.12.2005 г., утвердившего ГОСТ Р 52289-2004) официальное опубликование в установленном порядке национальных стандартов и общероссийских классификаторов осуществляется национальным органом по стандартизации. Порядок опубликования национальных стандартов и общероссийских классификаторов определяется Правительством Российской Федерации.

Согласно Положению об опубликовании национальных стандартов и общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25.09.2003 г. № 594 официальное опубликование национальных стандартов и общероссийских классификаторов на государственном языке Российской Федерации осуществляется Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии.

При этом в силу п. 3 Положения тексты национальных стандартов и общероссийских классификаторов подлежат официальному опубликованию в печатных изданиях (книгах, брошюрах, сборниках) и информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет.

Ссылка представителя ответчика на то, что в решении суда не уточнено, какие именно нарушения должны быть устранены на заявленных прокурором участках дороги, не свидетельствует о нарушении норм процессуального права, поскольку на ответчика возложена обязанность привести дорожное полотно в состояние соответствующее требованиям ГОСТа.

При изложенных обстоятельствах, оснований для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь статьей 361 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 18 февраля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Правительства РК - без удовлетворения.

Председательствующий -

Судьи -