Судья Бочарова С.В. Дело № 33-2450/2011г.
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
В составе председательствующего Белова Н.Е.
судей Харманюк Н.В. и Юдина А.В.
при секретаре Димовой Н.В.,
рассмотрела в судебном заседании 12 мая 2011 года дело по кассационной жалобе Министерства энергетики Российской Федерации на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 17 января 2011 года, которым
Иск Королева А.Н. к Администрации муниципального образования городского округа «Воркута», Министерству энергетики РФ, ОАО «Воркутауголь» о признании права на получение жилищной субсидии для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера, выделении жилищной субсидии удовлетворен.
Признано право Королева А.Н. на получение жилищной субсидии на приобретение (строительство) жилья по новому месту жительства в соответствии с законодательством РФ.
Администрация МО ГО «Воркута», Министерство энергетики РФ обязаны включить Королева А.Н. в Список очередности, распределения и предоставления жилья за пределами г.Воркуты для работников шахты «...» в связи с её ликвидацией, с учетом непрерывного стажа работы на шахте.
Министерство энергетики РФ обязано через Администрацию муниципального образования городского округа «Воркута» выделить Королеву А.Н. жилищную субсидию для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера.
Администрация муниципального образования городского округа «Воркута» обязана предоставить Королеву А.Н. жилищную субсидию для приобретения (строительства) жилья за пределами районов Крайнего Севера за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, согласно очередности.
Заслушав доклад судьи Белова Н.Е., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Королев А.Н. обратился в суд с иском к администрации МО ГО «Воркута», Министерству энергетики РФ о признании права на получение жилищной субсидии для приобретения жилья по новому месту жительства, обязании включить в списки очередности на получение жилищной субсидии, выделить жилищную субсидию для приобретения (строительства) жилья за пределами районов Крайнего Севера в связи с ликвидацией Шахты «...». В обоснование поданного иска указал, что являлся работником угольной отрасли, уволен в связи с ликвидацией Шахты «...», однако, в очередь на получение жилья в связи с ликвидацией предприятия включен не был.
Истец, извещенный о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, участия в судебном заседании не принимал.
Представитель истца на удовлетворении заявленных требований настаивал.
Представители администрации МО ГО «Воркута», Министерства энергетики РФ, ОАО «Воркутауголь» в судебном заседании не присутствовали, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В порядке требовании ст. 167 ГПК РФ суд постановил приведенное выше решение.
В кассационной жалобе Министерство энергетики Российской Федерации, оспаривая законность принятого решения суда, приводит доводы, в которых настаивает на том, что истец с заявлением о постановке на учет и включении в список граждан, претендующих на получение жилья, не обращался, в указанный список работников ликвидационной комиссией не включен, указывает, что непосредственное предоставление социальной выплаты не осуществляет, ссылается на пропуск истцом срока обращения в суд.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для их удовлетворения и отмены правильного по существу решения суда.
Установлено, что Королев А.Н. работал на шахте «...» с 19.03.1993 по 16.11.1998 ... шахты «...» ПО «Воркутауголь», откуда и был уволен в связи с ликвидацией предприятия.
Согласно сведениям трудовой книжки в период, предшествующий работе на шахте «...», - с 10.07.1978 по 13.04.1979, с 09.06.1981 по 18.03.1993 Королев А.Н. работал ... Автобазы комбината «Печоршахтстрой».
Как следует из обстоятельств дела, в целях обеспечения социальной защиты работником ликвидируемой шахты «...» были определены списки работников шахты на переселение за пределы Республики Коми в связи с ликвидацией предприятия.
Материалами дела подтверждается, что истец в Список граждан, пользующихся правом на переселение в связи с ликвидацией шахты, не включен.
В соответствии со ст. 23 Закона «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности», регулирующего отношения, возникающие при осуществлении деятельности в области добычи (переработки) и использования угля (горючих сланцев), работникам, высвобождаемым при ликвидации расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев), имеющим стаж подземной работы не менее чем десять лет и достигшим пенсионного возраста, предоставляется жилье по новому месту жительства в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральным законом № 123-ФЗ от 27.09.2005 «О внесении изменений в законодательные акты РФ о признании утратившими силу некоторых законодательных актов» статья 154 ФЗ № 122-ФЗ от 22.08.2004 дополнена ч.15, в соответствии с которой работникам, высвобожденным до 01.01.2005 при ликвидации расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей организаций угольной промышленности и имеющим стаж работы не менее чем десять лет в организациях угольной промышленности, предоставляются жилищные субсидии на приобретение (строительство) жилья по новому месту жительства в соответствии с законодательством РФ в порядке и на условиях, которые определяются Правительством РФ.
Приказом Министерства энергетики РФ №185 от 19.06.2002 утверждено Положение о формировании и реализации программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, финансируемых за счет средств государственной поддержки угольной отрасли.
Пункт 10.5.3 Положения предусматривает предоставление финансовой помощи из средств господдержки угольной промышленности непосредственно переселяемым гражданам при их переселении из неперспективных шахтерских городов и поселков, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также из других угольных регионов, по которым Правительством РФ по предложениям Минэнерго России приняты соответствующие решения и в которых при реструктуризации отрасли осуществляется ликвидация шахт, разрезов и других организаций угольной отрасти с массовым высвобождением их работников.
Постановлением Правительства РФ от 24.12.2004 № 840 «О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке финансирования» предусмотрено содействие в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства работникам, высвобожденным до 1 января 2005 г. при ликвидации расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях организаций угольной промышленности и имеющим стаж работы не менее 10 лет в организациях угольной промышленности.
Решая вопрос об обоснованности требований, суд пришел к выводу, что периоды работы истца ... Автобазы комбината «Печоршахтстрой» с 10.07.1978 по 13.04.1979 и с 09.06.1981 по 18.03.1993 не подлежат зачету в стаж работы в угольной отрасли.
Однако, изложенный вывод суда является ошибочным.
Автотранспортная база являлась структурным подразделением комбината «Печоршахтстрой» и на основании приказа генерального директора ГУП «Печоршахтстрой» № 36 от 14.11.1997 переименована в дочернее государственное предприятие «Автотранспортная база» ГУП «Печоршахтстрой», входящего в систему Министерства топлива и энергетики РФ, осуществляющего согласно Уставу свою деятельность непосредственно в области добычи и использования угля, являющегося организацией угольной промышленности.
При изложенных обстоятельствах работа истца в периоды с 10.07.1978 по 13.04.1979 и с 09.06.1981 по 18.03.1993 подлежала зачету в стаж работы в организациях угольной промышленности как работа, выполняемая на предприятии угольной промышленности.
С учетом приведенных периодов работы истца его стаж работы на предприятиях угольной отрасли составит более 18 лет.
Принимая во внимание, что с учетом периодов работы истца в Печоршахтстрой определяется право Королева А.Н. на выделение социальной выплаты, исходя из того, что истец выработал необходимый стаж для предоставления социальной выплаты на покупку жилья, уволен в связи с ликвидацией предприятия угольной промышленности, расположенного в районах Крайнего Севера, вывод суда об удовлетворении заявленных требований применительно к установленным требованиям закона по существу является правильным.
Доводы кассационной жалобы о том, что Министерство энергетики РФ непосредственно предоставление социальной выплаты не осуществляет, основанием к отмене принятого решения суда не являются. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 № 428 «О порядке предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков» Министерство энергетики РФ является главным распорядителем средств государственной поддержки и в соответствии с Порядком финансирования мероприятий по реструктуризации угольной промышленности Министерство как главный распорядитель средств федерального бюджета утверждает распределение средств на мероприятия по реструктуризации угольной промышленности в пределах ассигнований, утвержденных ему сводной бюджетной росписью федерального бюджета на соответствующий год, финансирование мероприятий осуществляется в пределах утвержденных объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств.
Поскольку право истца на получение социальной выплаты не может быть поставлено в зависимость от подачи заявления на включение в Список граждан, претендующих на получение социальной выплаты, доводы жалобы в изложенной части необоснованны.
Не могут быть приняты во внимание и доводы, в которых заявитель настаивает на пропуске истцом срока обращения в суд, поскольку в силу положений ст. 208 ГК РФ, исходя из того, что заявленные истцом требования о включении в список граждан, претендующих на получение жилищной субсидии для приобретения жилого помещения, направлены на защиту личных неимущественных прав, срок исковой давности на заявленные требования не распространяется. Требования же об обязании ответчиков предоставить жилищную субсидию являются производными от требований о включении в очередь на получение жилищной субсидии, поэтому к данным правоотношениям срок исковой давности не применим.
При таких обстоятельствах, обжалуемое постановление суда является законным и обоснованным, принятым в соответствии и соблюдением норм права, при полном установлении юридически значимых обстоятельств, оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 17 января 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства энергетики РФ - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи