Судья: Ошманкевич Р.А. Дело № 33-2488/11
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е.
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего: Белова Н.Е.,
судей: Машкиной И.М., Харманюк Н.В.,
при секретаре Димовой Н.В.,
рассмотрев в судебном заседании 12 мая 2011 года дело по кассационной жалобе Министерства финансов Республики Коми на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 17 февраля 2011 года, по которому
иск Семенова А.В. удовлетворен частично.
Взыскано с Министерства финансов Республики Коми за счет средств казны Республики Коми в пользу Семенова А.В. в счет компенсации морального вреда ....
Семенову А.В. в удовлетворении иска к УВД по г.Сыктывкару, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Республике Коми о взыскании морального вреда отказано,
заслушав доклад судьи Харманюк Н.В., объяснения представителя Министерства финансов Республики Коми- Петрова В.Н., представителя Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Республике Коми-Юшкова А.А., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Семенов А.В. обратился в суд с иском к УВД по г.Сыктывкару, Минфину Республики Коми о взыскании компенсации морального вреда в размере ....
Судом в качестве соответчика привлечено Министерство финансов РФ в лице УФК по РК.
Истец в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме.
Ответчики иск не признали.
Суд постановил приведенное выше решение.
В кассационной жалобе Министерство финансов Республики Коми с решением суда не согласно, просит его отменить, как незаконное и необоснованное.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия находит обжалуемый судебный акт подлежащим изменению и отмене в части.
Материалами дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ сотрудником ОБППСМ УВД по г.Сыктывкару Б. в отношении Семенова А.В. был составлен протокол об административном правонарушении №, согласно которому Семенову А.В. вменено административное правонарушение, предусмотренное ... КоАП РФ. ДД.ММ.ГГГГ
Семенов А.В. ... был задержан в связи с совершением административного правонарушения, предусмотренного ... КоАП РФ, о чем был составлен протокол (л.д.1 административного материала №).
Постановлением мирового судьи ... № от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ... КоАП РФ в отношении Семенова А.В. прекращено в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
Решением ... суда № от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу, признаны незаконными действия сотрудников УВД по г.Сыктывкару, выразившиеся в задержании Семенова А.В. ДД.ММ.ГГГГ, ограничении его права на личную неприкосновенность, ограничении его свободы передвижения, применении к нему физической силы.
При рассмотрении дела судом установлено, что Семенов А.В. ДД.ММ.ГГГГ являлся лицом, ответственным за соблюдение порядка при проведении митинга, при этом общественного порядка он не нарушал, находясь в общественном месте, нецензурную брань не высказывал, к гражданам в оскорбительной форме не приставал, имущество не уничтожал и не повреждал, тем не менее, в его отношении незаконно было возбуждено дело об административном правонарушении посредством составления протокола.
Судом также установлено, что основания к задержанию Семенова А.В., как исключительной мере административно-правового воздействия, и применению к нему физической силы отсутствовали, так как административного правонарушения он не совершал. Был задержан незаконно, оказывал сопротивление действиям сотрудников милиции, для которых не было оснований – принудительно помещать его в патрульную автомашину для доставления в отделение милиции, при этом применять физическую силу сотрудники были не вправе.
Согласно статье 1070 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста, а также вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.
В соответствии со статье 1100 Гражданского кодекса РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 16 июня 2009 года N 9-П "По делу о проверке конституционности ряда положений статей 24.5, 27.1, 27.3, 27.5 и 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, пункта 1 статьи 1070 и абзаца третьего статьи 1100 Гражданского кодекса РФ и статьи 60 Гражданского процессуального кодекса РФ в связи с жалобами граждан М.Ю. Карелина, В.К. Рогожкина и М.В. Филандрова" указал, что административное задержание, не будучи арестом как мерой административного наказания, тем не менее представляет собой лишение свободы в смысле статьи 22 Конституции Российской Федерации и подпункта "c" пункта 1 статьи 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод: положение лица, к которому применяется такое административное задержание в качестве меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, связано с принудительным пребыванием в ограниченном пространстве, временной изоляцией от общества, прекращением выполнения служебных обязанностей, с невозможностью свободного передвижения и общения с другими лицами.
Таким образом, административное задержание, предусмотренное частью 3 статьи 27.5 КоАП РФ, по обусловливающим его природу ограничениям и последствиям для задержанного сопоставимо с административным арестом и задержанием как видами лишения свободы, на которые распространяется режим гарантий, предусмотренный статьей 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, и не обладает такими сущностными характеристиками, которые могли бы оправдать - при выявлении незаконности этих мер - применение различающихся компенсаторных механизмов. То обстоятельство, что административный арест как мера наказания применяется лишь в рамках судебной процедуры, обеспечивающей дополнительные возможности судебной проверки его фактических оснований и вынесения справедливого решения с соблюдением конституционных принципов правосудия, также свидетельствует о полной неоправданности исключения не имеющего таких судебных гарантий незаконного административного задержания на срок не более 48 часов из числа деяний публичной власти, относительно которых должны действовать правила возмещения вреда в порядке статей 1070 и 1100 Гражданского кодекса РФ.
При этом, административное задержание в качестве принудительной меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении не может применяться, если оно не обусловлено целями, определенными в подпункте "c" пункта 1 статьи 5 Конвенции, в силу которого законным признается задержание лица, произведенное с тем чтобы оно предстало перед компетентным органом по обоснованному подозрению в совершении правонарушения или в случае, когда имеются достаточные основания полагать, что необходимо предотвратить совершение им правонарушения или помешать ему скрыться после его совершения.
В связи с признанием административного задержания Семенова А.В. незаконным, суд первой инстанции правомерно признал право истца на возмещение морального вреда
Для случаев возмещения вреда, повлекшего последствия, предусмотренные пунктом 1 статьи 1070 ГК Российской Федерации, ответственность государства наступает независимо от вины должностных лиц суда.
При этом выше приведенная ст.1070 ГК РФ конкретно определяет за счет какой казны производится возмещение вреда, в частности, в случаях :незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста.
Являясь специальной нормой, именно для таких случаев данная норма предусматривает ответственность казны Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ № 329 от 30 июня 2004 года утверждено Положение о Министерстве финансов Российской Федерации, в соответствии с которым Министерство финансов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, кредитной кооперации, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров, инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, организации и проведения лотерей, азартных игр, производства и оборота защищенной полиграфической продукции, финансового обеспечения государственной службы (п. 1).
В соответствии с подп. 5.6 п. 5 Положения Министерство финансов Российской Федерации осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на Министерство функций.
В связи с признанием административного задержания Семенова А.В. незаконным причиненный истцу моральный вред подлежал взысканию с Российской Федерации за счет казны Российской Федерации, от имени которой в судебном процессе выступает УФК по РК.
Вопреки требованиям закона, судом моральный вред, связанный с незаконным административным задержанием Семенова А.В., был взыскан в его пользу с Министерства финансов Республики Коми за счет средств казны Республики Коми.
Поэтому решение суда первой инстанции в этой части нельзя признать правильным.
В соответствии с частью 2 статьи 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконной деятельности органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры, не повлекший последствий, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, возмещается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 1069 данного Кодекса. Вред, причиненный при осуществлении правосудия, возмещается в случае, если вина судьи установлена приговором суда, вступившим в законную силу.
В соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Постановлением мирового судьи ... № от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ... КоАП РФ в отношении Семенова А.В. прекращено в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
Вступившим в законную силу решением ... суда от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что в отношении Семенова А.В. незаконно было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ... РФ. Основания к применению к нему физической силы отсутствовали.
В связи с тем, что производство по делу об административном правонарушении в отношении истца прекращено на основании пункта 2 ст. 1069 ГК РФ за счет казны Республики Коми с Министерства финансов Республики Коми, суд пришел к правильному выводу о том, что истцу были причинены нравственные и физические страдания в результате незаконных действий сотрудников ОБППСМ УВД по г. Сыктывкару, финансирование должностей которого осуществляется из средств республиканского бюджета.
С учетом изложенного судебная коллегия считает возможным решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 17 февраля 2011 года в части отказа в удовлетворении иска Семенова А.В. к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Республике Коми, отменить, вынести в указанной части новое решение, которым взыскать с Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Республике Коми в пользу Семенова А.В. в счет компенсации морального вреда- ....
Решение суда в части взыскания с Министерства финансов Республики Коми за счет средств казны Республики Коми в пользу Семенова А.В. компенсации морального вреда изменить, изложить решение суда в указанной части в следующей редакции: взыскать с Министерства финансов Республики Коми за счет средств казны Республики Коми в пользу Семенова А.В. в счет компенсации морального вреда-....
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Руководствуясь ст. 362 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Сыктывкарского городского суда от 17 февраля 2011 года в части отказа в удовлетворении иска Семенова А.В. к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Республике Коми, отменить, вынести в указанной части новое решение, которым взыскать с Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Республике Коми в пользу Семенова А.В. в счет компенсации морального вреда- ....
Решение суда в части взыскания с Министерства финансов Республики Коми за счет средств казны Республики Коми в пользу Семенова А.В. компенсации морального вреда изменить, изложить решение суда в указанной части в следующей редакции: взыскать с Министерства финансов Республики Коми за счет средств казны Республики Коми в пользу Семенова А.В. в счет компенсации морального вреда-....
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий:
Судьи: