Судья Макарова Е.А. Дело № 33-2078/2011 г.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Тепляковой Е.Л.,
судей Алексеевой С.Ф., Ивановой Е.А.,
при секретаре Воронцовой Н.Н.,
рассмотрев в судебном заседании 18 апреля 2011 года
дело по кассационным жалобам Путятовой Л.В. и администрации МО ГО «Ухта» на решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 11 февраля 2011 года, по которому
с администрации муниципального образования городского округа «Ухта» за счет казны в пользу Путятовой Л.В. взысканы расходы по оплате жилищно-коммунальных услуг за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме ..., индексация в сумме ..., расходы по оплате госпошлины в размере ..., всего ...;
в иске Путятовой Л.В. о взыскании расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отказано;
отказано в иске Путятовой Л.В. к МУ «Управление образования» и МДОУ «Детский сад № 18».
Заслушав доклад судьи Тепляковой Е.Л., объяснения представителя администрации МО ГО «Ухта» Коноваловой Н.В., судебная коллегия,
У С Т А Н О В И Л А:
Путятова Л.В. обратилась в суд с иском к администрации МО ГО «Ухта» о взыскании суммы расходов по оплате жилья и коммунальных услуг за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме ..., указав в обоснование требований, что работала в детских дошкольных учреждениях в сельской местности, в связи с чем имеет право на предоставление мер социальной поддержки в виде бесплатного жилья с отоплением и освещением, которые должны предоставляться на всю ее семью, однако с 1 января 2010 года льготу предоставляют на 100 % только на отопление, освещение и наем жилого помещения, по оплате остальных услуг льгота предоставляется только на нее одну.
В судебном заседании истица на иске настаивала, уточнив требования: просила взыскать в ее пользу сумму расходов по оплате жилья и коммунальных услуг за период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ в сумме ... с индексацией за период со дня вступления в законную силу решения суда о признании права на льготу до дня вынесения решения по настоящему иску.
Представитель ответчика администрации МО ГО «Ухта» требования не признал.
Представители привлеченных судом к участию в деле в качестве соответчиков МУ «Управление образования» и МДОУ «Детский сад № 18» в судебное заседание не явились, обратились с заявлениями о рассмотрении дела в их отсутствие, указали, что с иском не согласны.
Суд принял приведенное выше решение.
В кассационных жалобах Путятова Л.В. и администрация МО ГО «Ухта» не согласны с решением суда и просят его отменить в связи с нарушением норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия считает решение суда подлежащим изменению и отмене в части с учетом следующего.
Как следует из материалов дела, Путятова Л.В. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в сельской местности воспитателем в детских дошкольных учреждениях Ухтинского завода «Прогресс»; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в сельской местности воспитателем в детских дошкольных муниципальных учреждениях, откуда уволена в связи с выходом на пенсию, и в настоящее время является получателем трудовой пенсии по старости. Истица проживает в муниципальной благоустроенной квартире ..., вместе с ней зарегистрированы супруг, дочь, сын, внук.
Решением Ухтинского городского суда Республики Коми от 26 марта 2010 года, вступившим в законную силу, признано право Путятовой Л.В. на бесплатные коммунальные услуги на отопление и освещение с учетом проживающих с ней членов семьи в соответствии с положениями постановления Совета Министров Коми АССР от 7 июля 1986 года № 203 со дня вступления в силу постановления Правительства Республики Коми № 313 от 25 декабря 2005 года, то есть с 8 марта 2008 года.
Согласно ст.55 Закона РФ «Об образовании» правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) пользуются педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с абз. 3 пункта 5 статьи 55 Закона РФ «Об образовании» право устанавливать размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) предоставлено субъекту Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 (1) статьи 18 Закона РК от 12 ноября 2004 года № 55-РЗ «О социальной поддержке населения в Республике Коми» в редакции, действовавшей в спорный период, педагогическим работникам государственных образовательных учреждений Республики Коми, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, предоставляются следующие меры социальной поддержки: оплата в размере 100 процентов за пользование жилым помещением (плата за наем) в домах государственного и муниципального жилищного фонда или в домах жилищного фонда, находящихся в собственности организаций; оплата в размере 100 процентов указанным специалистам за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, содержание и текущий ремонт лифтов, вывоз бытовых и других отходов (за исключением услуг и работ по управлению многоквартирным домом и капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме), в пределах установленной социальной нормы площади жилого помещения в домах независимо от вида жилищного фонда; оплата в размере 100 процентов указанным специалистам коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, газоснабжению (в том числе по поставке бытового газа в баллонах) в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг в домах независимо от вида жилищного фонда; оплата в размере 100 процентов коммунальных услуг по электроснабжению и отоплению (теплоснабжению) в домах независимо от вида жилищного фонда.
Этой же нормой Закона предусматривалось сохранение указанных мер социальной поддержки за педагогическими работниками государственных образовательных учреждений Республики Коми, проживающими в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, вышедшими на пенсию и имеющими стаж работы не менее 10 лет в образовательных учреждениях, расположенных в сельских населенных пунктах или поселках городского типа.
Законом Республики Коми от 22 февраля 2011 года № 14-РЗ в абзацы первый и восьмой части 1 (1) статьи 18 Закона РК от 12 ноября 2004 года №55-РЗ внесены изменения, в соответствии с которыми указанные меры социальной поддержки распространены с 1 января 2011 года на педагогических работников муниципальных образовательных учреждений в Республике Коми, в том числе, вышедших на пенсию.
Согласно ст.3 Закона РК от 12 ноября 2004 года №55-РЗ меры социальной поддержки и социальные выплаты, установленные Законом РК «О социальной поддержке населения в Республике Коми» и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Республики Коми, являются расходными обязательствами Республики Коми.
В соответствии с подпунктом 10-2 статьи 1 Закона РК от 8 ноября 2007 года № 99-РЗ «О Республиканском фонде софинансирования расходов» из республиканского бюджета Республики Коми предоставляются субсидии местным бюджетам для софинансирования расходов по предоставлению мер социальной поддержки педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, а также педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений, проживающим в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, вышедшим на пенсию и имеющим стаж работы не менее 10 лет в образовательных учреждениях, расположенных в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, по оплате жилого помещения с отоплением и освещением.
Удовлетворяя требования истицы о взыскании в ее пользу расходов по оплате жилого помещения и жилищно-коммунальных услуг за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, суд основывался на приведенных выше положениях нормативно-правовых актов, обстоятельствах, установленных решением Ухтинского городского суда Республики Коми от 26 марта 2010 года, и представленных Путятовой Л.В. расчетах, согласно которым сумма, подлежащая взысканию, составляет ..., из них: за пользование жилым помещением (плата за наем) – ...; за содержание и ремонт жилого помещения – ...; вывоз ТБО – ...; за ОВДГО – ...; за услуги по горячему водоснабжению – ..., за услуги по холодному водоснабжению – ..., водоотведению – ..., газоснабжению - ...; за электроснабжение - ...; за отопление – ...; за минусом льготы, представленной супругу истицы как гражданину пожилого возраста, по услуге за пользование жилым помещением в сумме ....
Оценив установленные по делу обстоятельства применительно к требованиям нормативно-правовых актов, регулирующих порядок предоставления мер социальной поддержки педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, суд правильно признал подлежащими удовлетворению требования истицы о взыскании заявленных ею расходов по оплате жилого помещения и жилищно-коммунальных услуг с учетом индексации.
Однако судом не учтено, что согласно ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилье включает в себя плату за наем и плату за содержание и ремонт жилого помещения.
Поэтому размер платы за содержание и ремонт жилого помещения относится к расходам, подлежащим возмещению в полном объеме, с учетом всех членов семьи Путятовой Л.В., то есть в размере ... (т.1 л.д.44). Кроме того, судом неверно определен размер расходов на услуги по горячему водоснабжению в размере .... Как следует из имеющегося в материалах дела расчета услуг по отоплению и горячему водоснабжению (т.1л.д.41), в заявленный период истице оказаны услуги по горячему водоснабжению на сумму ...; таким образом, без учета членов семьи истицы сумма перерасчета по данной услуге составит ....
С учетом данных уточнений полный размер суммы расходов по оплате жилого помещения и жилищно-коммунальных услуг за период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ, подлежащих взысканию в пользу Путятовой Л.В., составит ....
Размер индексации, исчисленный с учетом изменения взыскиваемой суммы, составит ..., размер государственной пошлины - ..., из которых ... подлежат взысканию в пользу истицы, а ... – в доход бюджета МОГО «Ухта».
Решение суда в указанной части подлежит изменению.
Кроме того, решение суда первой инстанции в части отказа Путятовой Л.В. в иске о взыскании расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит отмене в связи с неправильным применением судом норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Отказывая Путятовой Л.В. в удовлетворении указанных требований, суд исходил из того, что с 1 января 2010 года истице предоставляются все предусмотренные льготы по оплате жилья и жилищно-коммунальных услуг: в виде освобождения от оплаты в размере 100 процентов за пользование жилым помещением (плата за наем); за содержание и ремонт жилого помещения в пределах установленной социальной нормы площади жилого помещения (... кв.м. (общая площадь жилого помещения) / 5 (количество зарегистрированных человек) = ... кв.м.); за услуги по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, газоснабжению в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг (1/5 от начисленной суммы); за электроснабжение и отопление в полном объеме.
Вместе с тем, как указано выше, из содержания ст.ст.153 и 154 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что право педагогических работников на получение бесплатной жилой площади с отоплением и освещением в сельской местности подразумевает предоставление указанной категории граждан льгот по оплате за пользование жилым помещением, плате за содержание и ремонт жилого помещения, а также по оплате коммунальных услуг в виде отопления и освещения (электроснабжения).
Таким образом, плата за содержание и ремонт жилого помещения относится к расходам, подлежащим возмещению в полном объеме, с учетом всех членов семьи, а как установлено судом, истице в 2010 году указанная льгота предоставлялась без учета членов семьи в пределах социальной нормы площади жилья, поэтому понесенные ею расходы по оплате содержания и ремонта жилого помещения за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежат возмещению.
С учетом изложенного решение в данной части принято с нарушением норм материального права и подлежит отмене с направлением на новое рассмотрение в тот же суд в связи с невозможностью устранения допущенных судом недостатков в кассационной инстанции, так как в материалах дела отсутствуют сведения о размере переплаты за спорный период.
При новом рассмотрении дела суду следует с учетом установленных по делу обстоятельств определить размер подлежащих возмещению расходов истицы по оплате жилищно-коммунальных услуг за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (по позиции «содержание и ремонт жилого помещения») и принять в указанной части законное и обоснованное решение.
В остальной части решение соответствует закону и установленным по делу обстоятельствам, в связи с чем его надлежит оставить без изменения.
При рассмотрении дела суд обоснованно отклонил доводы истицы о полном ее освобождении от оплаты всех видов коммунальных услуг, в том числе в части оплаты за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, газоснабжение
Абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона РФ «Об образовании» (в редакции, действовавшей в спорный период) было предусмотрено право педагогических работников образовательных учреждений на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).
Из норм Закона РФ «Об образовании» следует, что указанные педагогические работники имеют право на 100-процентное освобождение от оплаты за пользование жилым помещением (платы за наем, содержание и ремонт жилого помещения), а также на 100-процентное освобождение от оплаты коммунальных услуг по электроснабжению и отоплению (теплоснабжению) без каких-либо ограничений.
Данные льготы сохраняются и за педагогическими работниками при выходе их на пенсию согласно постановлению Совета Министров Коми АССР от 7 июля 1986 года №203 с учетом постановления Правительства Республики Коми от 25 декабря 2007 года №313.
В соответствии с действующим законодательством органами местного самоуправления и органами субъекта РФ отдельным категориям граждан могут предоставляться дополнительные меры социальной поддержки. Суд, проанализировав нормативно-правовые акты, принятые органом государственной власти субъекта РФ и органом местного самоуправления, в том числе и ныне действующее решение Совета МО ГО «Ухта» от 18 февраля 2009 года №283, согласно которым данной категории специалистов предоставляется 100 % освобождение от оплаты коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, газоснабжению в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг, пришел к обоснованному выводу о том, что меры социальной поддержки в данной части предоставлялись истице в заявленный ею период в пределах установленных нормативов потребления коммунальных услуг на самого специалиста без учета членов семьи в соответствии с действующим законодательством.
С учетом изложенного доводы кассационной жалобы Путятовой Л.В. о полном освобождении от оплаты жилищно-коммунальных услуг не основаны на законе.
Доводы кассационной жалобы администрации МО ГО «Ухта» о том, что она не является надлежащим ответчиком по данному делу, не могут быть приняты во внимание.
Действительно, постановлением руководителя администрации МОГО «Ухта» от 29 апреля 2009 года №826 утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки специалистам муниципальных учреждений МОГО «Ухта», согласно которому для предоставления мер социальной поддержки педагогические работники, вышедшие на пенсию, представляют необходимые документы в муниципальные учреждения МОГО «Ухта», с которыми заключены (были заключены) трудовые отношения; эти учреждения заключают договоры с хозяйствующими субъектами, оказывающими жилищные и коммунальные услуги, предоставляют списки по категориям, в том числе, педагогических работников, вышедших на пенсию; на основании предоставленных списков хозяйствующие субъекты, оказывающие жилищные и коммунальные услуги, производят начисление оплаты за жилищно-коммунальные услуги с учетом мер социальной поддержки, рассчитывают затраты на предоставление мер социальной поддержки и представляют расчеты со счетами-фактурами в муниципальные учреждения МОГО «Ухта», на основании которых муниципальные учреждения МОГО «Ухта» возмещают затраты хозяйствующим субъектам, оказывающим жилищные и коммунальные услуги.
Однако истица не могла в установленном порядке получить меры социальной поддержки, так как указанным постановлением, как и ранее действовавшем постановлением руководителя администрации МОГО «Ухта» от 14 июня 2007 года №1633 «О порядке предоставления мер социальной поддержки специалистов муниципальных учреждений МОГО «Ухта», предусмотрено предоставление мер социальной поддержки вышедшим на пенсию педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений МОГО «Ухта» при условии наличия стажа работы не менее 10 лет в муниципальных образовательных учреждениях МО ГО «Ухта», расположенных в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, что в отношении истицы было признано незаконным решением Ухтинского городского суда от 26 марта 2010 года.
Издав указанные постановления, администрация МОГО «Ухта» создала тем самым препятствия для реализации истицей прав на получение мер социальной поддержки, предусмотренных федеральным и региональным законодательством. Вследствие этого истица не была включена в списки педагогических работников, вышедших на пенсию, составляемые тем муниципальным образовательным учреждением МОГО «Ухта», с которым у истицы был заключен трудовой договор, и начисление оплаты за жилищно-коммунальные услуги производилось ей организациями, оказывающими жилищные и коммунальные услуги, без учета мер социальной поддержки.
При таких обстоятельствах суд правильно возложил обязанность по возмещению истице расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг на администрацию МОГО «Ухта» как исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления городского округа «Ухта», в чьи полномочия входит формирование и исполнение бюджета городского округа.
Так как согласно пункту 2 постановления руководителя администрации МОГО «Ухта» от 29 апреля 2009 года №826 «О порядке предоставления мер социальной поддержки специалистам муниципальных учреждений МОГО «Ухта» финансирование расходов, связанных с оказанием мер социальной поддержки педагогическим работникам, вышедшим на пенсию, производится за счет средств бюджета МОГО «Ухта», то взыскание с администрации МОГО «Ухта» следует производить за счет казны МОГО «Ухта».
Руководствуясь ст.ст. 361,362 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 11 февраля 2011 года в части взыскания с администрации муниципального образования городского округа «Ухта» за счет казны в пользу Путятовой Л.В. ... изменить, изложить первый абзац резолютивной части решения в следующей редакции:
«Взыскать с администрации муниципального образования городского округа «Ухта» за счет казны муниципального образования городского округа «Ухта» в пользу Путятовой Л.В. расходы по оплате жилищно-коммунальных услуг за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме ..., индексацию в сумме ..., расходы по оплате госпошлины в размере ..., всего ..., а также расходы по госпошлине в доход бюджета МОГО «Ухта» в размере ...».
Решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 11 февраля 2011 года в части отказа Путятовой Л.В. в иске о взыскании расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отменить, дело в указанной части направить на новое рассмотрение в тот же суд.
В остальной части решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 11 февраля 2011 года оставить без изменения, кассационные жалобы Путятовой Л.В. и администрации МО ГО «Ухта» – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: