Судья Мащенко Т.С. Дело № 33-2371/2011
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего судьи Тепляковой Е.Л.,
судей Алексеевой С.Ф. и Ивановой Е.А.
при секретаре Воронцовой Н.Н.,
рассмотрела в судебном заседании 5 мая 2011 года дело по кассационным жалобам администрации МОГО «Воркута» и Министерства энергетики Российской Федерации на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 24 января 2011 года, по которому
признано право Епищева В.В. на получение жилищной субсидии на приобретение (строительство) жилья по новому месту жительства за пределами г.Воркуты в связи с ликвидацией Дочернего Государственного унитарного предприятия «Управление карьерного хозяйства» Государственного унитарного предприятия «Печоршахтострой»;
Администрация МО ГО «Воркута» обязана включить Епищева В.В. в списки лиц для приобретения (строительства) жилья за пределами города Воркуты в связи с ликвидацией Дочернего Государственного унитарного предприятия «Управление карьерного хозяйства» Государственного унитарного предприятия «Печоршахтострой» с учетом стажа работы в угольной отрасли;
Министерство энергетики Российской Федерации через Администрацию МО ГО «Воркута» обязано предоставить Епищеву В.В. в порядке очередности жилищную субсидию на приобретение (строительство) жилья за пределами районов Крайнего Севера за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков.
Заслушав доклад судьи Тепляковой Е.Л., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Епищев В.В. обратился в суд с иском к Министерству энергетики Российской Федерации, администрации МОГО «Воркута» о признании права на получение жилищной субсидии на приобретение жилья за пределами районов Крайнего Севера в связи с ликвидацией ГУП «Печоршахтострой»; обязании ответчиков выделить и предоставить ему указанную жилищную субсидию.
В судебном заседании истец на иске настаивал.
Ответчики в суд не явились, и дело рассмотрено в их отсутствие.
Суд принял приведенное выше решение.
В кассационных жалобах администрация МО ГО «Воркута» и Министерство энергетики Российской Федерации не согласны с решением суда и просят его отменить в связи с нарушением судом норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия не усматривает оснований для их удовлетворения и отмены по доводам кассационных жалоб правильного по существу решения суда.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Епищев В.В. уволен из ДГУП «Управление карьерного хозяйства», являющегося дочерним предприятием ГУП «Печоршахтострой», ДД.ММ.ГГГГ в связи с ликвидацией предприятия угольной промышленности, находящегося в районе Крайнего Севера. На момент увольнения истец имел стаж работы на предприятиях угольной промышленности более 17 лет; проживает в городе Воркута, жилья за пределами которого не имеет.
Согласно распоряжению Правительства РФ от 06 октября 1999 года № 1612-р принято предложение Минтопэнерго России, Мингосимущества России, Минэкономики России и Правительства Республики Коми о ликвидации государственного унитарного предприятия «Печоршахтострой» и входящих в его состав дочерних предприятий; Минтопэнерго России поручено осуществить совместно с Правительством Республики Коми мероприятия по переселению и обеспечению занятости высвобождаемых работников ликвидируемого государственного унитарного предприятия «Печоршахтострой».
Приказом Комитета по угольной промышленности №109 от 26 ноября 1999 года на основании распоряжения Правительства РФ от 06 октября 1999 года №1612-р о ликвидации ГУП «Печоршахтострой» и входящих в его состав дочерних предприятий предписано образовать ликвидационную комиссию для проведения работ по ликвидации ГУП «Печоршахтострой»., осуществлять работы по ликвидации предприятия и выполнению мер социальной защиты высвобождаемых работников предприятия, пенсионеров и инвалидов согласно ТЭО за счет средств, выделяемых на эти цели из федерального бюджета РФ в соответствии с действующим законодательством.
Распоряжением Минимущества РФ от 27 декабря 2002 года N 4493-р в соответствии со статьей 63 Гражданского кодекса Российской Федерации и во исполнение распоряжения Правительства РФ от 06 октября 1999 года N1612-р утверждены представленные ликвидационной комиссией промежуточные ликвидационные балансы государственного унитарного предприятия «Печоршахтострой» и входящего в его состав дочернего предприятия «Управление карьерного хозяйства» по состоянию на 1 октября 2002 года; ликвидационной комиссии в месячный срок после утверждения промежуточных ликвидационных балансов предписано обратиться в арбитражный суд с заявлением должника о признании банкротом.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 14 марта 2003 года по делу N А29-884/03-3Б ДГУП «Управление карьерного хозяйства» признано несостоятельным (банкротом), в последующем названное предприятие ликвидировано и исключено из Единого государственного реестра юридических лиц 27 октября 2005 года.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ запись о прекращении деятельности юридического лица в связи с ликвидацией ГУП «Печоршахтострой» внесена 24 апреля 2006 года.
В соответствии со ст. 23 Закона «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности», регулирующего отношения, возникающие при осуществлении деятельности в области добычи (переработки) и использования угля (горючих сланцев), работникам, высвобождаемым при ликвидации расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев), имеющим стаж подземной работы не менее чем десять лет и достигшим пенсионного возраста, предоставляется жилье по новому месту жительства в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральным законом № 123-ФЗ от 27 сентября 2005 года «О внесении изменения в Федеральный закон «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов…» статья 154 Федерального закона №122-ФЗ от 22 августа 2004 года дополнена частью 15, в соответствии с которой для работников, высвобождаемых при ликвидации организаций угольной отрасли, расположенных в районах Крайнего Севера, предусмотрена возможность предоставления жилищной субсидии на приобретение (строительство) жилья по новому месту жительства в соответствии с законодательством РФ в порядке и на условиях, которые определяются Правительством РФ, при условии их высвобождения до 1 января 2005 года и наличия стажа работы в организациях угольной промышленности не менее чем 10 лет.
Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2004 года № 840 утвержден Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке финансирования, которым предусмотрено содействие в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства работникам, высвобожденным до 1 января 2005 года при ликвидации расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях организаций угольной промышленности и имеющим стаж работы не менее 10 лет в организациях угольной промышленности. Численность и списочный состав переселяемых граждан определяются ежегодно организациями угольной промышленности и профсоюзными органами в соответствии с доведенными на эти цели лимитами бюджетных обязательств, утверждаются органами местного самоуправления шахтерского города (поселка) и согласовываются Минэнерго России. Безвозмездная жилищная субсидия предоставляется органом местного самоуправления шахтерского города (поселка) гражданину, внесенному в утвержденные и согласованные списки.
Аналогичные положения содержатся в утвержденных постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 года № 44 Правилах предоставления субвенции на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков.
С учетом установленных по делу обстоятельств и требований законодательства, примененного при разрешении возникшего спора, судом первой инстанции требования истца удовлетворены правомерно, так как истец имеет стаж работы на предприятиях угольной отрасли более 10 лет, высвобожден до 1 января 2005 года в связи с ликвидацией предприятия угольной промышленности, расположенного в районах Крайнего Севера, ранее жилищную субсидию не получал, жилого помещения в других регионах Российской Федерации не имеет, проживает и зарегистрирован по месту жительства в г. Воркуте.
Доводы кассационной жалобы администрации МОГО «Воркута» о том, что решение о ликвидации ДГУП «Управление карьерного хозяйства» было принято ГУП «Печоршахтострой» 4 ноября 1997 года в связи с отсутствием работы и работники уволены на основании этого решения, а действующим законодательством не предусмотрено обязанности государства по предоставлению жилищной субсидии работникам, уволенным до 1 января 2005 года в связи с банкротством предприятий угольной промышленности, несостоятельны, поскольку в судебном заседании установлено, что на момент издания ГУП «Печоршахтострой» приказа №35 от 4 ноября 1997 года и на момент издания Правительством РФ распоряжения от 06 октября 1999 года № 1612-р о ликвидации ГУП «Печоршахтострой» и входящих в его состав дочерних предприятий в порядке реструктуризации угольной промышленности истец являлся работником данного предприятия и был уволен по п.1 ст.33 КЗоТ РФ только 27 июня 2000 года.
Право истца на получение жилищной субсидии на приобретение жилья за пределами районов Крайнего Севера не зависит от факта подачи им заявления о включении в список граждан, претендующих на получение жилищной субсидии, поэтому доводы жалобы о том, что истец не обращался в установленном порядке в ликвидационную комиссию предприятия с заявлением о включении его в указанный список, основанием для отмены решения суда не являются.
Доводы кассационной жалобы Министерства энергетики Российской Федерации о том, что статьей 23 ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности» от 20 июня 1996 года №81-ФЗ предусмотрено предоставление жилья по новому месту жительства только высвобожденным работникам организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев), не могут быть приняты во внимание, так как в соответствии со статьей 3 указанного Федерального закона его действие распространяется также на организации шахтного строительства, а согласно Уставу предприятия «Печоршахтострой» предметом его деятельности являлось строительство и реконструкция шахт и других предприятий угольной промышленности.
С учетом изложенного решение суда является законным и обоснованным, принятым в соответствии и соблюдением норм права, при полном установлении юридически значимых обстоятельств, оснований для его отмены по доводам жалоб не имеется.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 24 января 2011 года оставить без изменения, кассационные жалобы администрации МО ГО «Воркута» и Министерства энергетики Российской Федерации – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи