№33-2344/2011 Предоставление жилищной субсидии ветерану



Судья Ланшаков С.В. Дело № 33-2344/2011 г.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Тепляковой Е.Л.,

судей Алексеевой С.Ф., Ивановой Е.А.,

при секретаре Воронцовой Н.Н.,

рассмотрев в судебном заседании 28 апреля 2011 года

дело по кассационной жалобе Агентства Республики Коми по социальному развитию на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 12 января 2011 года, по которому

Агентство Республики Коми по социальному развитию обязано восстановить Лапшину Н.С. в Республиканский список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, относящихся к категориям, установленным статьями 14,16 и 21 Федерального закона «О ветеранах» и статьей 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», и предоставить Лапшиной Н.С. единовременную денежную выплату на приобретение жилого помещения.

Заслушав доклад судьи Тепляковой Е.Л., судебная коллегия,

У С Т А Н О В И Л А:

Лапшина Н.С обратилась в суд с иском к Агентству Республики Коми по социальному развитию о предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения площадью 18 кв.м. и просила восстановить ее в Республиканском списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, относящихся категориям лиц, установленных статьями 14,16 и 21 ФЗ «О ветеранах» и статьей 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ».

В судебном заседании истица на иске настаивала, уточнив требования: просила восстановить ее в Республиканском списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, относящихся к категориям лиц, установленных статьями 14,16 и 21 ФЗ «О ветеранах» и статьей 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», и предоставить единовременную денежную выплату на приобретение жилья.

Ответчик Агентство Республики Коми по социальному развитию с иском не согласился.

Третье лицо Администрация МО ГО «Сыктывкар» исковые требования поддержало.

Третье лицо Управление Федеральной регистрационной службы по Республике Коми в суд не явилось, и дело рассмотрено в его отсутствие.

Суд принял приведенное выше решение.

В кассационной жалобе Агентство Республики Коми по социальному развитию не согласно с решением суда и просит его отменить в связи с нарушением норм материального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для её удовлетворения и отмены решения, постановленного в соответствии с установленными в суде обстоятельствами, имеющими значение, и требованиями закона.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Лапшина Н.С. является инвалидом с детства; с 13 октября 1987 года составом семьи четыре человека состоит в Администрации МОГО «Сыктывкар» на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, на общих и льготных основаниях (как инвалид с детства) на основании подп. «д» п.8 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Республике Коми, утвержденных указом Главы Республики Коми от 27 мая 199 года №190, в соответствии с которым нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, проживающие на условиях поднайма в государственном и муниципальном жилищных фондах либо найма в частном жилищном фонде и не имеющие другой жилой площади (л.д.38).

В 1993 году Лапшина Н.С. получила две комнаты в общежитии по адресу ... общей площадью ... кв.м. и жилой ... кв.м., которые приватизировала и ДД.ММ.ГГГГ продала по договору купли-продажи, приобретя взамен проданной жилой площади квартиру ... общей площадью ... кв.м. и жилой площадью ... кв.м. (л.д.12,14). Указанная квартира по 1/3 доле принадлежит на праве собственности Лапшиной Н.С и её детям - ФИО1 и ФИО2; в жилом помещении зарегистрирован по месту жительства муж истицы - ФИО3 (л.д.11).

Лапшина Н.С. 16 июня 2010 года обратилась с заявлением о предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения (л.д.34), однако приказом Агентства Республики Коми по социальному развитию №1817 от 30 июля 2010 года Лапшиной Н.С. отказано в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилья, и она исключена из Республиканского списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, относящихся к категориям, установленным статьями 14,16 и 21 ФЗ «О ветеранах» и статьей 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов», в связи с наличием права собственности на 1/3 долю жилого помещения по адресу: ... и обеспеченностью жилой площадью (л.д.30).

Согласно ст.17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации; обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона.

Указанной нормой права предусмотрено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года; форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Законом Республики Коми «О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан» от 6 октября 2006 года №69-РЗ предусмотрено, что формой обеспечения жильем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляемой на основании письменных заявлений граждан, вставших на учет до 1 января 2005 года и относящихся к категориям, установленным статьями 14, 16 и 21 Федерального закона «О ветеранах» и статьей 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», является предоставление в порядке, определенном Правительством Республики Коми, единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения (п.1 ч.1 ст.1 Закона РК от 6 октября 2006 года).

Разрешая спор, суд правильно руководствовался ч.2 ст.6 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» от 29 декабря 2004 года №189-ФЗ и действовавшим на момент постановки истицы на учет указом Главы Республики Коми «О Правилах учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Республике Коми».

Согласно ч.2 ст.6 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма; указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.

Утвержденные указом Главы Республики Коми от 27 мая 1999 года №190 Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Республике Коми предусматривали в качестве основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи, независимо от вида жилищного фонда, 7 и менее квадратных метров (подп. «а» п.8 Правил), и возможность снятия граждан с учета в случае улучшения жилищных условий, если жилая площадь на каждого члена семьи составляла 9 и более квадратных метров и отпали другие основания для признания нуждающимися в улучшении жилищных условий (п.27 Правил).

Установив, что Лапшина Н.С. с составом семьи четыре человека до 1 марта 2005 года принята на учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма, с учета не снята и оснований для снятия с учета не имеется, так как приобретенная ею жилая площадь в квартире ... составляет менее 9 кв.м. на человека, то есть основания, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали ей право на получение жилого помещения по договору социального найма, не отпали, суд правильно признал неправомерными действия ответчика по отказу Лапшиной Н.С. в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения и её исключению из соответствующего списка и возложил на ответчика обязанность восстановить нарушенные права истицы.

Доводы кассационной жалобы Агентства Республики Коми по социальному развитию основаны на ошибочном толковании закона и не могут повлечь отмены решения суда.

Федеральный законодатель предусмотрел для случаев принятия граждан на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма сохранение за этими гражданами права состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Снятие же указанных граждан с учета производится по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Таких условий снятии с учета по данному делу не имеется.

Таким образом, принятое по делу решение следует признать законным, а доводы кассационной жалобы – необоснованными.

Оснований, предусмотренных ст.362 ГПК РФ, для отмены решения суда не установлено.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 12 января 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Агентства Республики Коми по социальному развитию – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи