Судья Екимова Н.И. Дело № 33-2376/2011
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Тепляковой Е.Л.,
судей Алексеевой С.Ф. и Машкиной И.М.,
при секретаре Коданевой И.Н.
рассмотрела в судебном заседании 16 мая 2011 года дело по кассационной жалобе Министерства архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 28 февраля 2011 года, по которому
включены Закарян С.К. периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в исправительной колонии № 15 учреждения КЛ 400/4, дислоцированной в Республике Коми Усть-Вымского района, поселок Вежайка, в общий стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, применяемый в расчете величины социальной выплаты.
Заслушав доклад судьи Тепляковой Е.Л., объяснения Ващенковой К.Н. – представителя Министерства архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Закарян С.К. обратилась в суд с иском к Министерству архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми, администрации МОГО «Воркута» о включении периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в исправительной колонии № 15 учреждения КЛ 400/4, дислоцированной в поселке Вежайка Усть-Вымского района Республики Коми, в стаж работы в районах Крайнего Севера в целях расчета норматива жилищной субсидии, указав в обоснование требований, что согласно утвержденному перечню районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей данная территория относится к местности, приравненной к районам Крайнего Севера, однако при расчете размера жилищной субсидии ответчики не учитывали указанные периоды работы.
В судебном заседании истица на иске настаивала, уточнив требования: просила включить указанные периоды работы в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, для определения размера жилищной субсидии.
Ответчики в суд не явились, в письменных отзывах на иск требования не признали, указав, что Усть-Вымский район отнесен к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера, с 1 апреля 1992 года, то есть на момент работы истицы в этом районе он не относился к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера.
Суд принял приведенное выше решение.
В кассационной жалобе Министерство архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми не согласно с решением суда и просит его отменить в связи с нарушением норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Закарян С.К., являющаяся инвалидом ... по общему заболеванию бессрочно и получателем с ДД.ММ.ГГГГ пенсии по инвалидности, включена в список граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий (социальных выплат) в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, с датой постановки на учет 21 мая 1997 года; кроме того, 13 февраля 2007 года она включена в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством (л.д.13,28-30).
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Закарян С.К. работала в Учреждении КЛ-400/4, расположенном в поселке Вежайка Усть-Вымского района Республики Коми.
Письмом Министерства архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми от 31 января 2001 года Закарян С.К. отказано во включении периодов её работы в Усть-Вымском районе в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, так как Усть-Вымский район отнесен к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера, с 1 апреля 1992 года, и в применении при расчете размера жилищной субсидии норматива 90% (л.д.4-5).
В соответствии со ст.5 ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» от 25 октября 2002 года №125-ФЗ размер жилищных субсидий, предоставляемых гражданам, имеющим право на получение жилищных субсидий, определяется с учетом норматива предоставления жилищных субсидий в зависимости от стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; при постановке на учет имеющих право на получение жилищных субсидий инвалидов I и II групп, пенсионеров, безработных, а также при определении норматива предоставления жилищных субсидий указанным категориям граждан учитываются стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и время нахождения на пенсии по старости или пенсии по инвалидности либо проживания граждан, признанных в установленном порядке безработными, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Для граждан, имеющих стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях от 25 до 30 лет, норматив предоставления жилищных субсидий составляет 90% от средней рыночной стоимости 1кв.м. общей площади жилья.
Согласно ст.2 Закона РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» от 19 февраля 1993 года №4520-1 перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей для целей предоставления гарантий и компенсаций устанавливается Правительством Российской Федерации.
В настоящее время нового перечня районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей Правительством Российской Федерации не утверждено, в связи с чем продолжает применяться Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года № 1029. Кроме того, к указанным районам и местностям также относятся те районы и местности, которые были отнесены к таким районам и местностям соответствующими решениями Президента РФ или Правительства РФ.
Так, Указом Президента РФ от 24 января 1992 года №46 «О неотложных мерах по стабилизации экономики и развитию социальной сферы Коми ССР» с 1 апреля 1992 года к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера, отнесен Усть-Вымский район, в связи с чем Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года № 1029, дополнен данным районом с указанием времени его отнесения к местности, приравненной к районам Крайнего Севера – с 1 апреля 1992 года.
Таким образом, с учетом общего правила о действии нормативных правовых актов во времени и применении к отношениям, возникшим после введения их в действие, именно с 1 апреля 1992 года Усть-Вымский район отнесен к местности, приравненной к районам Крайнего Севера. Указания на то, что это положение Указа Президента РФ распространяется и на отношения, возникшие до введения его в действие, в указе не содержится.
Работа истицы в Усть-Вымском районе имела место до 1 апреля 1992 года и не может считаться протекавшей в местности, приравненной к району Крайнего Севера, в связи с чем оснований для включения спорного периода работы в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для целей определения размера жилищной субсидии у суда не имелось.
Довод суда в решении о том, что при назначении досрочной трудовой пенсии по старости применяется действующий на 31 декабря 2001 года Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года № 1029, и при включении ко времени назначения пенсии района или местности, где протекала работа, в этот Перечень по состоянию на 31 декабря 2001 года все время работы в этих территориях засчитывается в северный стаж независимо от того, что в период фактической работы данные территории не относились к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, не может быть признан обоснованным, так как требования истицы о включении спорных периодов в стаж работы на Севере связаны не с назначением пенсии, а с определением размера жилищной субсидии.
По ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» право на жилищную субсидию имеют не только пенсионеры, но и другие категории граждан (например, инвалиды 1 и 2 групп, безработные), и указанный закон не содержит положений, которые бы позволяли производить подсчет стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для целей определения размера жилищной субсидии в том же порядке, что и для целей пенсионного обеспечения.
Ссылка суда в решении в опровержение доводов ответчиков на пункт 20 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 года № 879, согласно которому в случае изменения оснований, в соответствии с которыми граждане были поставлены на учет имеющих право на получение жилищных субсидий, им предоставляются жилищные субсидии на приобретение (строительство) жилья в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность определяется по номеру и дате подачи первоначального заявления) либо они подлежат снятию с учета, ошибочна, так как данная норма права не определяет порядка подсчета стажа работы на Севере для целей расчета размера жилищной субсидии, а предусматривает порядок учета граждан при изменении оснований, в соответствии с которыми они были поставлены на учет.
Основания постановки истицы на учет граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии, в зависимости от включения или не включения спорных периодов её работы в северный стаж не изменились.
Таким образом, решение суда как принятое с нарушением норм материального права не может быть признано законным и подлежит отмене.
Учитывая, что по делу не требуется выяснения новых обстоятельств, имеющих значение, и их доказывания, судебная коллегия на основании абз.4 ст.361 ГПК РФ считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять по делу новое решение об отказе Закарян С.К. в иске.
Руководствуясь ст. ст.361,362 ГПК РФ судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И ЛА :
Решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 28 февраля 2011 года отменить.
Принять по делу новое решение об отказе Закарян С.К. в иске к Министерству архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми и администрации МОГО «Воркута» о включении периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в исправительной колонии № 15 учреждения КЛ 400/4, дислоцированной в поселке Вежайка Усть-Вымского района Республики Коми, в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в целях расчета норматива жилищной субсидии.
Председательствующий
Судьи