№33-2566/2011 Предоставление жидищной субсидии ветерану



Судья Нагорнова О.Н. Дело № 33-2566/2011 г.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Тепляковой Е.Л.,

судей Ивановой Е.А., Машкиной И.М.,

при секретаре Коданевой И.Н.,

рассмотрев в судебном заседании 16 мая 2011 года

дело по кассационной жалобе Агентства Республики Коми по социальному развитию на заочное решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 21 февраля 2011 года, по которому

Признано незаконным решение Агентства Республики Коми по социальному развитию №3146 от 30.11.2010.

Момотов А.К. восстановлен в Республиканском списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, относящихся к категориям, установленным ст.14,15,17-19 и 21 Федерального Закона «О ветеранах».

Агентство Республики Коми по социальному развитию обязано предоставить Момотову А.К. социальную выплату на строительство или приобретение жилья.

Заслушав доклад судьи Ивановой Е.А., объяснения представителя истца Момотова А.К. – Момотова А.А., судебная коллегия,

У С Т А Н О В И Л А:

Момотов А.К. обратился в суд с иском к Агентству Республики Коми по социальному развитию о признании решения №3146 от 30.11.2010 незаконным, восстановлении в Республиканском списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, относящихся к категориям, установленным ст.14,15,17-19 и 21 Федерального Закона «О ветеранах», указывая, что относится к категории граждан, имеющих право на получение социальной выплаты и нуждается в получении (приобретении) жилья.

В ходе судебного разбирательства представитель Момотова А.К. на иске настаивал, поясняя, что истец жилого помещения для постоянного проживания не имеет, пользуется квартирой свекрови и супруга своей внучки на условиях безвозмездного пользования, вывод ответчика о намеренном ухудшении жилищных условий является необоснованным и неправомерным.

Суд принял приведенное выше решение.

В кассационной жалобе Агентство Республики Коми по социальному развитию не согласно с решением суда и просит его отменить в связи с нарушением норм материального и процессуального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для её удовлетворения и отмены решения, постановленного в соответствии с установленными в суде обстоятельствами, имеющими юридическое значение, и требованиями закона.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» участники Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.

На основании ст. 23.2 указанного Федерального закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14,16 и 21 Федерального закона «О ветеранах» категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст. 14,15,17-19,21 Закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» нуждающиеся в улучшении жилищных условий Ветераны Великой Отечественной войны, члены семей умерших инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющие право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» должны быть обеспечены жильем.

В силу ст. 1 Закона Республики Коми от 06.10.2006 № 69-РЗ «О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан» формой обеспечения жильем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляемой на основании письменных заявлений граждан относящихся к категориям, установленным ст. 14,15,17-19,21 Федерального закона «О ветеранах», является предоставление в порядке, определенном Правительством Республики Коми, единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения.

Постановлением Правительства Республики Коми от 22.03.2010 № 58 «О мерах по реализации Закона Республики Коми «О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан» предусмотрено, что уполномоченным органом по предоставлению указанных мер является Агентство Республики Коми по социальному развитию.

Согласно пункту 3 указанного Постановления Агентство Республики Коми по социальному развитию на основании списков, предоставляемых органами местного самоуправления, обеспечивает формирование и ведение республиканского списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий категорий вышеназванных лиц по Закону «О ветеранах».

В ходе производства по делу установлено, что Момотов А.К. имеет статус инвалида Великой Отечественной войны и право на меры социальной поддержки, установленные ст.14,15,17-19 и 21 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» и ст.17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Постановлением Главы МР «Усть-Вымский» - руководителя администрации района от 27.04.2010 № 325 Момотов А.К. принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и имеющего право на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья на основании Закона РК от 05.04.2005 № 30-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья» и п.2 ч.1 ст.51 ЖК РФ.

29.10.2010 Момотов А.К. обратился в Агентство Республики Коми по социальному развитию с заявлением о предоставлении ему социальной выплаты на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий.

Приказом Агентства Республики Коми по социальному развитию № 3146 от 30.11.2010 Момотову А.К. отказано в предоставлении социальной выплаты, он исключен из Республиканского списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, относящихся к категориям, установленным ст.14,15,17-19 и 21 Федерального Закона «О ветеранах».

Не оспаривая принадлежность истца к категории лиц, имеющих право на социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», ответчик в ходе производства по делу ссылался на то, что истец утратил право на получение социальной выплаты в связи с намеренным ухудшением своих жилищных условий.

Те же доводы приводятся им и в кассационной жалобе.

Удовлетворяя исковые требования, суд исходил из наличия оснований для признания истца нуждающимся в улучшении жилищных условий. При этом указал, что факт намеренного ухудшения истцом своих жилищных условий с целью получения единовременной выплаты не нашел своего подтверждения и опровергается совокупностью исследованных судом доказательств.

В силу ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Установлено, что Момотов А.К. проживает по адресу: ... в жилом доме, принадлежащем ФИО1 и ФИО2 До вселения в данный дом Момотов А.К. был зарегистрирован и проживал в ..., принадлежащем его сыну ФИО3

Как пояснил в судебном заседании представитель истца, Момотов А.К., являясь гражданином Российской Федерации до августа 2009 года проживал за пределами Российской Федерации в ... в служебной квартире, предоставленной ему по месту прохождения военной службы. В августе 2009 года по состоянию здоровья он переехал на проживание к своему сыну в ..., с мая 2010 года по этой же причине и отсутствия у сына возможности по его состоянию здоровья осуществлять уход за больным отцом – в Республику Коми к своей внучке.

Из материалов дела следует, что правом собственности, а равно и правами, вытекающими из договора социального найма, на жилые помещения по адресу: ..., и по адресу: ... Момотов А.К. не обладал и не обладает, проживает со своей внучкой на основании договора безвозмездного пользования. Помимо Момотова А.К. в доме по адресу: ... зарегистрированы и проживают ФИО1, ФИО2, ФИО4, ФИО5 Общая площадь данного жилого помещения составляет ... кв.м., жилая – ... кв.м.

При таких условиях оснований для признания факта намеренного ухудшения истцом жилищных условий и отказа ему в связи с этим в признании нуждающимся в улучшении жилищных условий не имеется.

На основании положений ч. 1 п. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются лица, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.

Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства суд пришел к верному выводу о том, что истец может быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, в связи с чем правомерно обязал Агентство Республики Коми по социальному развитию восстановить его в Республиканском списке граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий, обязав ответчика произвести ему единовременную денежную выплату на приобретение жилья.

В кассационной жалобе заявитель ссылается на те же обстоятельства, которые являлись предметом проверки суда первой инстанции, давшего им надлежащую правовую оценку, подробно изложенную в решении суда и настоящем определении.

Решение является законным и обоснованным, постановленным в соответствии с нормами процессуального и материального права, регулирующих спорные правоотношения, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, основаны на доказательствах, проверенных и оцененных судом по правилам статьи 67 ГПК РФ, материальный закон, подлежащий применению по данному делу, истолкован верно.

Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Заочное решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 21 февраля 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Агентства Республики Коми по социальному развитию – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: