Судья Олейник И.И. Дело № 33-3076/11 в составе: председательствующего Сажина А.В. судей: Тебеньковой Л.Г., Ивановой Н.Г. при секретаре Чебыкиной Е.М. рассмотрев в судебном заседании 9 июня 2011 г. гражданское дело по кассационной жалобе Островского А.Б. и Зубкова В.В. на решение Сыктывкарского городского суда от 14 марта 2011 года, которым Островскому А.Б. и Зубкову В.В. отказано в удовлетворении заявления о признании незаконными действий сотрудников УВД по г. Сыктывкару и МВД по Республике Коми. Заслушав доклад судьи Сажина А.В., объяснения представителя МВД Кашкиной Т.Д., представителя УВД г.Сыктывкара Лесковой С.Г., судебная коллегия УСТАНОВИЛА: Островский А.Б. и Зубков В.В. обратились в суд с заявлением о признании незаконными действий сотрудников УВД по г. Сыктывкару и МВД по Республике Коми. В обоснование заявления указали, что 28.09.2010 г. в отношении них были составлены протоколы об административных правонарушениях за участие в несанкционированном пикете и невыполнении законного требования сотрудника УВД по г.Сыктывкару о прекращении участия в публичном мероприятии. Производство по делам об административных правонарушениях было прекращено за отсутствием состава административного правонарушения. В период производства по делу Островский А.Б. и Зубков В.В. содержались в отделении милиции свыше пяти часов. Представители ответчиков с заявленными требованиями не согласились. Суд постановил приведенное выше решение. В кассационной жалобе Островский А.Б. и Зубков В.В. просят об отмене решения суда, как постановленного с нарушением норм материального и процессуального права. Проверив материалы дела в пределах доводов жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения не усматривает. По делу установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в отношении Островского А.Б. и Зубкова В.В. были составлены административные протоколы ... Постановлениями мировых судей ... производство по делам об административных правонарушениях в отношении Островского А.Б. и Зубкова В.В. прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Как установлено судом, заявители доставлялись в отделение милиции для выяснения обстоятельств, поскольку они находились с развернутыми плакатами в месте большого скопления народа, что было расценено как нарушение правил проведения публичного мероприятия. При этом мероприятие проводилось на пути следования объекта государственной охраны – председателя Правительства Российской Федерации. В соответствии с Федеральным законом от 27.05.1996 г. №57-ФЗ «О государственной охране» основной задачей федеральных органов государственной охраны является обеспечение безопасности объектов государственной охраны в местах постоянного и временного пребывания и на трассах проезда (ст.13). При этом обязанностью федеральных органов государственной охраны является поддержание общественного порядка, необходимого для обеспечения безопасности объектов государственной охраны в местах их постоянного и временного пребывания; устранение обстоятельств, препятствующих осуществлению государственной охраны (ст.14 Закона). На основании со ст.15 указанного Закона федеральные органы государственной охраны в целях осуществления государственной охраны имеют право привлекать силы и средства обеспечения безопасности, необходимые для участия в подготовке и проведении охранных мероприятий. Приказом МВД по Республике Коми от 24.09.2010 г. №14-дсп во исполнение указания ФСО России от 22.09.2010 г. № 3957 в целях обеспечения правопорядка и общественной безопасности, недопущения совершения террористических актов в период пребывания 28.09.2010 г. объекта государственной охраны на территории г.Сыктывкара сотрудникам органов внутренних дел предписано провести комплекс мероприятий. В частности, УВД по г.Сыктывкару предписано обеспечить усиленную охрану общественного порядка, УУР МВД по РК и ЦПЭ МВД по РК провести комплекс мер, направленных на недопущение совершения терактов, преступлений и других провокационных действий со стороны организованных преступных группировок, экстремистки настроенных элементов, а также других категорий граждан. Согласно ст.10 Закона РФ «О милиции» от 18.04.1991 г. № 1026-1 милиция в соответствии с поставленными перед ней задачами обязана, в частности: предотвращать и пресекать преступления и административные правонарушения; выявлять обстоятельства, способствующие их совершению, и в пределах своих прав принимать меры к устранению данных обстоятельств; обеспечивать правопорядок на улицах, площадях, в парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах и других общественных местах. В соответствии со ст.11 Закона милиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляется право, в том числе: требовать от граждан прекращения административного правонарушения, а также действий, препятствующих осуществлению полномочий милиции; удалять граждан с места совершения правонарушения; проверять документы, удостоверяющие личность, у граждан, если имеется повод к возбуждению в отношении их дела об административном правонарушении; получать от граждан и должностных лиц необходимые объяснения, сведения, справки, документы и копии с них; составлять протоколы об административных правонарушениях, осуществлять административное задержание, применять другие меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях. Как правильно посчитал суд, действия сотрудников в рассматриваемой ситуации соответствовали требованиям перечисленных правовых актов, были произведены в пределах их полномочий. В соответствии со ст.2 Федерального закона №54-ФЗ от 19.06.2004 г. «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» публичное мероприятие - открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики; пикетирование - форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации. Из дела следует, что на месте проведения пикетов сотрудниками усматривались признаки нарушения правил проведения публичного мероприятия, поскольку пикеты Островского А.Б. и Зубкова В.В. не могли быть однозначно квалифицированы как индивидуальные, что в свою очередь требовало проведения административного разбирательства. Установив, что сотрудники милиции имели поводы и основания к совершению действий в отношении заявителей, направленных на установление обстоятельств проведения ими пикетов, суд обоснованно отказал в иске. Как правильно указал суд, незаконного ограничения права заявителей на свободу выражения мнения, мысли и слова в рассматриваемом случае не допущено. С учетом изложенного, оснований для отмены решения по доводам кассационной жалобы не имеется. Руководствуясь статьей 361 ГПК РФ, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: Решение суда Сыктывкарского городского суда от 14 марта 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Островского А.Б. и Зубкова В.В. - без удовлетворения. Председательствующий – Судьи -