Судья Черникова О.В. Дело № 33-2828/2011 г. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ в составе председательствующего Тепляковой Е.Л., судей Белова Н.Е., Машкиной И.М., при секретаре Воронцовой Н.Н., рассмотрев в судебном заседании 26 мая 2011 года дело по кассационной жалобе Глуховой Н.В. на решение Княжпогостского районного суда Республики Коми от 5 апреля 2011 года, по которому в удовлетворении заявления Глуховой Н.В. к Агентству Республики Коми по социальному развитию о признании незаконным приказа от 29.11.2010 № 3109 об отказе в предоставлении ей единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, о восстановлении в списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, относящихся к категориям, установленным статьями 14, 15, 17-19 и 21 Федерального закона «О ветеранах» отказано. Заслушав доклад судьи Тепляковой Е.Л., объяснения Антоник Л.Н. - представителя Глуховой Н.В., судебная коллегия, У С Т А Н О В И Л А: Глухова Н.В. обратилась в суд с заявлением к Агентству Республики Коми по социальному развитию о признании незаконным приказа от 29 ноября 2010 года № 3109 об отказе в предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, о восстановлении в списке граждан, нуждающихся в получении жилья, указывая, что она относится к категории граждан, имеющих право на получение социальной выплаты и нуждается в получении (приобретении) жилья, однако ответчик безосновательно исключил ее из списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и отказал в предоставлении требуемой выплаты. В суд истица не явилась, и дело рассмотрено в её отсутствие. Представитель Глуховой Н.В. в судебном заседании требования поддержал. Ответчик Агентство Республики Коми по социальному развитию в суд не явился; в письменном отзыве на иск с требованиями Глуховой Н.В. не согласился. Суд принял приведенное выше решение. В кассационной жалобе Глухова Н.В. не согласна с решением суда и просит его отменить в связи с нарушением норм материального и процессуального права. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для её удовлетворения и отмены решения, постановленного в соответствии с установленными в суде обстоятельствами, имеющими юридическое значение, и требованиями закона. Согласно ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Пунктом 4 данной статьи предусмотрено предоставление указанным лицам такой меры социальной поддержки как обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. При этом члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения. На основании ст. 23.2 указанного Федерального закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14,16 и 21 Федерального закона «О ветеранах» категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст. 14,15,17-19,21 Закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В силу ст. 1 Закона Республики Коми от 6 октября 2006 года № 69-РЗ «О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан» формой обеспечения жильем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляемой на основании письменных заявлений граждан, относящихся к категориям, установленным ст.ст. 14, 15, 17-19, 21 Федерального закона «О ветеранах», является предоставление в порядке, определенном Правительством Республики Коми, единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения. Постановлением Правительства Республики Коми от 22 марта 2010 года № 58 «О мерах по реализации Закона Республики Коми «О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан» утвержден Порядок предоставления гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, относящимся к категориям, установленным статьями 14, 15,17-19 и 21 Федерального закона «О ветеранах» единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения и предусмотрено, что уполномоченным органом по предоставлению указанных мер является Агентство Республики Коми по социальному развитию. Согласно пункту 3 указанного Порядка Агентство Республики Коми по социальному развитию на основании списков, предоставляемых органами местного самоуправления, обеспечивает формирование и ведение республиканского списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий категорий вышеназванных лиц по Закону «О ветеранах». В ходе производства по делу установлено, что Глухова Н.В. является вдовой погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны. Приказом Агентства Республики Коми по социальному развитию от 29 ноября 2010 года № 3109 Глуховой Н.В. отказано в предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, и она исключена из республиканского списка граждан, нуждающихся в получении жилья, относящихся к категориям, установленным статями 14,15,17-19 и 21 Федерального закона «О ветеранах». Основанием для отказа в выплате единовременной денежной выплаты на приобретение или строительства жилья явилось то, что общая площадь занимаемого истицей жилого помещения значительно превышает учетную норму, установленную решением Совета МО «Княжпогостский район» от 26 сентября 2005 года № 175, и жилое помещение является пригодным для постоянного проживания. Согласно ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются лица, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Судом установлено, что Глухова Н.В. зарегистрирована и проживает в квартире ..., в которую была вселена ДД.ММ.ГГГГ в качестве тещи нанимателя ФИО1 Кроме нее в указанном жилом помещении проживает ее дочь Антоник Л.Н. Указанное жилое помещение общей площадью ... кв.м. находится в кирпичном двухэтажном двухквартирном жилом доме 1979 года постройки, оборудованном центральными водопроводом холодной воды, отоплением и канализацией, газовой плитой, ванной и туалетом. Согласно заключению межведомственной комиссии при администрации сельского поселения «Серёгово» от 30 сентября 2010 года по техническому состоянию дома указанное жилое помещение пригодно для постоянного проживания. Решением Совета МО «Княжпогостский район» от 26 сентября 2005 года № 175 установлена учетная норма для постановки на жилищный учет, равная 11 кв.м. Отказывая в удовлетворении исковых требований Глуховой Н.В., суд исходил из того, что истица, являясь членом семьи нанимателя, длительное время проживает в занимаемом жилом помещении, которое пригодно для проживания, общая площадь жилья, приходящаяся на каждого из проживающих в нем лиц, превышает установленную в районе учетную норму, в связи с чем суд обоснованно указал, что оснований для признания Глуховой Н.В. нуждающейся в улучшении жилищных условий на основании ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации не имеется. При этом суд правильно не принял во внимание постановление Главы сельского поселения «Серёгово» от 20 апреля 2010 года № 18 о постановке Глуховой Н.В. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в связи с отсутствием горячей воды в квартире ..., указав, что оно принято с нарушением норм жилищного законодательства, та как в силу пункта 41 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47, не может служить основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания отсутствие системы централизованной канализации и горячего водоснабжения в одно- и двухэтажном жилом доме. При таких обстоятельствах, учитывая, что Федеральным законом «О ветеранах» предусматривается в качестве обязательного условия получения мер социальной поддержки по обеспечению жильем признание гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий, суд пришел к верному выводу о том, что Агентством Республики Коми по социальному развитию обоснованно отказано Глуховой Н.В. в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилья, и оснований для признания незаконным приказа от 29 ноября 2010 года № 3109 и восстановления истицы в списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, не имеется Обстоятельства дела установлены судом правильно, доказательствам дана надлежащая оценка, материальный закон применен и истолкован верно. Решение является законным и обоснованным, постановленным в соответствии с нормами процессуального и материального права, регулирующими спорные правоотношения, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, основаны на доказательствах, проверенных и оцененных судом по правилам статьи 67 ГПК Российской Федерации, материальный закон, подлежащий применению по данному делу, истолкован верно. Доводы кассационной жалобы о том, что занимаемое истицей жилое помещение не обеспечивает в полной мере ее потребности как инвалида, не могут быть приняты во внимание, поскольку указанное обстоятельство не предусмотрено законом в качестве основания для признания лица нуждающимся в улучшении жилищных условий. Руководствуясь ст.361 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А: Решение Княжпогостского районного суда Республики Коми от 5 апреля 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Глуховой Н.В. – без удовлетворения. Председательствующий: Судьи: