33-2883/2011 право пенсионера МВД на жилищную субсидию



Судья: Аулова Т.С. № 33-2883/2011

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

В составе председательствующего Сажина А.В.,

судей Тебеньковой Л.Г., Ивановой Н.Г.

при секретаре Димовой Н.В.

рассмотрела 16 июня 2011 года дело по кассационной жалобе Страйста Д.Ф. на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 21 января 2011 года, которым:

Отказано в удовлетворении исковых требований Страйста Д.Ф. к администрации муниципального образования городского округа «Воркута», Управлению внутренних дел по г. Воркуте, Министерству внутренних дел по Республике Коми, Министерству внутренних дел Российской Федерации, Министерству архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми.

Заслушав доклад судьи Тебеньковой Л.Г., объяснения представителя МВД по РК Кашкиной Т.Д., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Страйста Д.Ф. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования городского округа «Воркута» и Министерству внутренних дел по ... о признании незаконным решения об отказе в постановке на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении, признании нуждающимся в жилом помещении, включении в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», имеющих право получения государственного жилищного сертификата. Требования мотивировал неправомерностью отказов АМО ГО «Воркута» и Министерства внутренних дел по Республике Коми в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, поскольку полагал, что вправе претендовать на постановку на учет как по основанию, предусмотренному пп. «а» п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 № 153, так и по основанию, предусмотренному пп. «г» п. 6 ст. 2 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 № 1054.

Определением Воркутинского городского суда Республики Коми от 11.11.2010 к участию в деле в качестве ответчиков привлечены Управление внутренних дел г. Воркуты и Министерство внутренних дел Российской Федерации.

Определением Воркутинского городского суда Республики Коми от 13.12.2010 к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми.

Ответчики иск не признали.

Суд постановил указанное выше решение.

В кассационной жалобе Страйста Д.Ф. просит об отмене решения по мотиву его незаконности и необоснованности.

Проверив материалы дела, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.

Отказывая в удовлетворении исковых требований Страйста Д.Ф., суд указал, что истец добровольно ухудшил свои жилищные условия, а также не состоял на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.03.2005, в связи с чем утратил право на получение социальной выплаты для приобретения жилья.

С этим выводом суда нельзя согласиться, поскольку он не основан на фактических обстоятельствах дела и нормах материального права.

Федеральным законом от 13.12.2010 № 357-ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2011-2015 годы, в состав которой входит распределение бюджетных ассигнований по субъектам Российской Федерации на осуществление социальных выплат для приобретения жилья гражданами, выезжающими из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в соответствии с федеральной целевой программой «Жилище» на 2011 - 2015 годы.

Регламентируют организацию работы по выдаче гражданам государственных жилищных сертификатов утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 № 153 Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы».

В соответствии с пп. «а» п. 5 Правил право на участие в подпрограмме имеют, в частности, сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений).

Основания признания гражданина нуждающимся в предоставлении жилых помещениях указаны в ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. Соответствующие правила распространяются как на малоимущих, так и на иных указанных в законе граждан.

Пунктом 8 упомянутых Правил установлено, что применительно к подпрограмме основанием для признания граждан не имеющими жилых помещений является:

а) отсутствие жилых помещений для постоянного проживания;

б) проживание в жилых помещениях специализированного жилищного фонда при отсутствии другого жилого помещения для постоянного проживания;

в) проживание на условиях поднайма или временных жильцов при отсутствии другого жилого помещения для постоянного проживания.

При этом участие соответствующей категории граждан в подпрограмме в соответствии пп. «а» п. 5 данных Правил не ограничено условием их постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) до 01.03.2005, как ошибочно посчитал суд.

Ссылка в решении на положения ст. 6 ФЗ от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» не основательна, поскольку указанная норма регламентирует вопросы обеспечения жилыми помещениями по договорам социального найма, в то время как подпрограмма имеет целью государственное способствование приобретению жилых помещений в собственность упомянутой категорией лиц, особый правовой и социальный статус которых предопределяет повышенный, в сравнении с иными гражданами, уровень социальной защиты.

Судом установлено, что Страйста Д.Ф. проходил службу в органах внутренних дел Российской Федерации в период ДД.ММ.ГГГГ в г. Воркуте Республики Коми на должностях ..., финансируемых за счет средств федерального бюджета. Уволен из органов внутренних дел по основанию, предусмотренному п. «...» ст. 19 Закона Российской Федерации «О милиции», ....

ДД.ММ.ГГГГ истец по договору дарения передал администрации муниципального образования городского округа «Воркута» жилое помещение, расположенное по адресу ..., кв., принадлежавшее Страйста Д.Ф. на праве собственности.

Данное обстоятельство позволило суду прийти к выводу о том, что истец добровольно ухудшил свои жилищные условия. При этом суд сослался на п. 10 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 № 1054, которым установлено, что не признаются нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, в случае если их жилищные условия ухудшились в результате обмена, мены, купли-продажи или дарения ранее полученного от государства жилья.

Между тем, согласно материалам дела квартира, переданная истцом по договору дарения администрации муниципального образования городского округа «Воркута», не являлась полученным от государства жильем, а приобреталась им по возмездной сделке. ...

Также из материалов дела следует, что безвозмездная передача принадлежащей Страйста Д.Ф. ... являлась условием обеспечения его служебным жильем вблизи от места несения службы ...

Таким образом, вывод суда об ухудшении истцом своих жилищных условий следует признать несоответствующим фактическим обстоятельствам дела.

Также суд не исследовал вопрос правового статуса предоставленной Страйста Д.Ф. взамен подаренной администрации МО ГО «Воркута» квартиры и не дал надлежащей правовой оценки Распоряжению Главы МО ГО «Воркута» от ДД.ММ.ГГГГ ...), согласно которому Страйста Д.Ф. по договору социального найма предоставлено служебное жилое помещение ...

В силу положений ст. 92, ст. 99 и ст. 104 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда и не подлежат передаче внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма специализированных жилых помещений на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности.

Основания и порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма регулируется ст. 49 – 59 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, правовой режим служебного жилья и жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, различен.

Поскольку суд не установил обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения возникшего спора, решение нельзя признать правильным, оно подлежит отмене с направлением материалов дела на новое рассмотрение, в ходе которого необходимо учесть изложенное проверить статус предоставленного истцу жилого помещения в ..., наличие иного жилого помещения за пределами РК. Установив фактические обстоятельства, принять решение с учетом норм материального и процессуального права.

Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 21 января 2011 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Председательствующий:

Судьи: