Судья Корниенко М.В. Дело № 33-3008/2011г. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ составе председательствующего Тепляковой Е.Л., судей Белова Н.Е., Кореневой И.В., при секретаре Воронцовой Н.Н., рассмотрев в судебном заседании 06 июня 2011 года дело по кассационной жалобе администрации муниципального образования городского округа «Ухта» на решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 20 апреля 2011 года, по которому администрация муниципального образования городского округа «Ухта» обязана предоставить Ощепковой О.В. вне очереди благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим нормам, в г.Ухте на условиях социального найма на состав семьи 1 человек, размером не менее 33 кв.м общей площади; с администрации муниципального образования городского округа «Ухта» взыскан возврат государственной пошлины в размере .... Заслушав доклад судьи Тепляковой Е.Л., объяснения Ощепковой О.В., судебная коллегия УСТАНОВИЛА: Ощепкова О.В. обратилась в суд с иском к Агентству Республики Коми по социальному развитию о предоставлении во внеочередном порядке благоустроенного жилого помещения по договору социального найма на состав семьи 2 человека в порядке п.2 ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, указывая, что она относится к категории детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, с 1997 года состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в списке детей-сирот на внеочередное получение жилья и в списке на общих основаниях, однако до настоящего времени не обеспечена благоустроенным жилым помещением, отвечающим санитарным и техническим нормам. На основании определения Сыктывкарского городского суда от 18 января 2011 года дело передано для рассмотрения в Ухтинский городской суд. По ходатайству истицы судом к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация МО ГО «Ухта». Определением суда от 20 апреля 2011 года прекращено производство по делу по иску Ощепковой О.В. к Агентству Республики Коми по социальному развитию о предоставлении жилого помещения, в связи с отказом от исковых требований. В судебном заседании истица на исковых требованиях к администрации МО ГО «Ухта» о предоставлении благоустроенного жилого помещения на состав семьи 2 человека во внеочередном порядке настаивала. Представитель ответчика администрации МО ГО «Ухта» исковые требования не признал. Суд принял приведенное выше решение. В кассационной жалобе администрация МО ГО «Ухта» не согласна с решением суда и просит его отменить в связи с отсутствием законных оснований для удовлетворения иска. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда по доводам кассационной жалобы. Судом установлено и подтверждается материалами дела, что истица, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так как её мать умерла ДД.ММ.ГГГГ, а отец воспитанием дочери не занимался и был лишен родительских прав решением Ухтинского городского суда от 8 августа 2000 года. Постановлением Главы администрации МО «Город Ухта» от ДД.ММ.ГГГГ № опекуном несовершеннолетней Ощепковой О.В. был назначен брат ФИО1, который умер ДД.ММ.ГГГГ Постановлением Главы администрации МО «Город Ухта» от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 по заявлению от 06 октября 1997 года принят на учет на улучшение жилищных условий в список детей-сирот и в список на общих основаниях. После его смерти на основании заявления очередь на улучшение жилищных условий как по льготному, так и по общему основанию сохранена за истицей. Также из материалов дела следует, что Ощепкова О.В. с несовершеннолетней дочерью зарегистрированы и проживают по адресу: .... Разрешая спорные правоотношения, суд правильно исходил из вывода о том, что истица имеет право на внеочередное получение жилья как лицо, оставшееся без попечения родителей, однако данное право ею не реализовано. Указанный вывод суда соответствует требованиям закона и основан на исследованных в судебном заседании доказательствах. При рассмотрении дела суд правильно руководствовался положениями ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в соответствии с которой дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации (ст. 5 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ). Согласно ст. 1 Закона Республики Коми от 22.11.2010 № 139-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядке предоставления им жилых помещений по договорам социального найма» органы местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов (городских округов) в Республике Коми с 01.01.2011 наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями в порядке, предусмотренном настоящим Законом, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения либо имеющих закрепленное жилое помещение частного жилищного фонда, находящееся в собственности граждан, признанное в установленном порядке непригодным для постоянного проживания, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Статьей 2 Закона Республики Коми от 22.11.2010 № 139-РЗ установлено, что в соответствии с настоящим Законом жилыми помещениями обеспечиваются граждане, не имеющие закрепленного жилого помещения или имеющие закрепленное жилое помещение, признанные нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по основаниям, предусмотренным Жилищным кодексом Российской Федерации. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Согласно ч. 2 ст. 6 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Установив, что Ощепкова О.В. имеет право на предоставление жилого помещения государственного жилищного фонда Республики Коми как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в установленном порядке жилым помещением, отвечающим санитарным и техническим требованиям, не обеспечена, суд правомерно удовлетворил заявленные требования, возложив обязанность по предоставлению во внеочередном порядке благоустроенного жилого помещения по договору социального найма на администрацию МО ГО «Ухта». Указание в жалобе на то, что Ощепкова О.В. является нанимателем двух комнат в общежитии по адресу ..., общей площадью ... кв.м. на основании договора социального найма, следовательно, не может быть признана нуждающейся в жилом помещении, не может быть принято во внимание по следующим основаниям. В силу ч. 3 п. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются лица, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. Требования, которым должно отвечать жилое помещение, установлены Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47. Пункт 12 Положения предусматривает, что жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных. По делу установлено, что жилое помещение, в котором проживает истица, находится в общежитии, не оборудовано кухней, не имеет газоснабжения, что подтверждается справкой ФГУП РК «Республиканское бюро технической инвентаризации» от 19 апреля 2011 года № 370. Принимая во внимание, что город Ухта является поселением с централизованными инженерными сетями, суд правильно посчитал, что занимаемое истицей жилое помещение не отвечает установленным для жилых помещений требованиям и применительно к условиям города Ухты не является благоустроенным жилым помещением. В соответствии с ч. 1 ст. 9 Закона Республики Коми от 22.11.2010 № 139-РЗ жилые помещения предоставляются гражданам на основании решений органов местного самоуправления по договорам социального найма жилых помещений, заключаемым в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации, по норме, установленной соответствующим органом местного самоуправления. При определении размера жилого помещения, которое следует предоставить истице, суд правильно учел положения ст. 10 Закона Республики Коми от 4 июля 2006 года № 54-РЗ «О категориях граждан, имеющих право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Коми по договорам социального найма, и порядке предоставления им указанных жилых помещений по договорам социального найма», так как истица была правомерно поставлена на учет как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающееся в получении жилого помещения, и имела на момент постановки в очередь право на получение жилья по норме, установленной указанным Законом Республики Коми, однако данное право не было ею реализовано по не зависящим от нее причинам. Поэтому доводы кассационной жалобы о неверном определении судом размера жилого помещения не могут быть приняты во внимание. С учетом изложенных обстоятельств постановленное по делу решение следует признать законным, а доводы, изложенные в кассационной жалобе, - необоснованными. Оснований, предусмотренных ст.362 ГПК РФ, для отмены решения суда не установлено. Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 20 апреля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования городского округа «Ухта» – без удовлетворения. Председательствующий Судьи