33-3061/2011 отказ в переводе очереди на жильё



СудьяЮрченко Е.В.        Дело № 33-3061/2011

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Боковиковой Н.В.,

судей Головкова В.Л., Перминовой Н.А.

при секретаре Коданевой И.Н.,

рассмотрев в судебном заседании 09 июня 2011 года дело по кассационной жалобе Махмутова З.А. и Махмутовой А.И. на решение Воркутинского городского суда от 21 апреля 2011 года, которым:

Восстановлена Махмутова А.И. в списках лиц, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за пределами районов Крайнего Севера, с датой подачи заявления 25 июля 1996 года.

В удовлетворении требований Махмутова З.А. к администрации Муниципального образования городского округа «Воркута» о переводе в очерёдность Махмутова А.И. с датой подачи заявления 25 июля 1996г. отказано.

Взысканы с администрации Муниципального образования городского округа «Воркута» в пользу Махмутовой А.И. расходы по оплате услуг представителя в размере ... руб. и расходы по оплате государственной пошлина в размере ... руб., всего ... руб.

Заслушав доклад судьи Головкова В.Л., объяснение представителя Министерства архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми Ващенковой К.Н., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Супруги Махмутова А.И. и Махмутов З.А. обратились в суд с иском к администрации Муниципального образования городского округа «Воркута» о восстановлении Махмутовой А.И. в очерёдности на получение жилищной субсидии для переселения из районов Крайнего Севера с датой постановки на учёт 25.07.1996 г., обязании ответчика перевести на Махмутова З.А. очерёдность Махмутовой А.И., взыскании расходов по оплате услуг представителя в сумме ... рублей.

В обоснование требований указали, что Махмутова А.И. состояла в трудовых отношениях с ПО «Воркутауголь» Шахта «Комсомольская» с 07.08.1989 г. 25.07.1996 г. ею было подано заявление на переселение за пределы г. Воркуты и с этой даты она состояла в списках очередников в ОАО «Воркутауголь». В 2004 г. истице стало известно об исключении из очереди, после выявлении данной ошибки она была восстановлена в списках. При этом в постановке в очерёдность с даты постановки в ОАО «Воркутауголь», т.е. с 25.07.1996 г., Комиссия по жилищным вопросам администрации Муниципального образования городского округа «Воркута» Махмутовой А.И. отказано. Махмутов З.А. состоит на учёте граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с 12.02.1999 г. С 02.04.2010 г. Махмутов З.А. является инвалидом ... группы, в связи с чем переведён в соответствующий список граждан по категории «инвалиды». Махмутов З.А. просит обязать ответчика перевести на него очерёдность супруги Махмутовой А.И.

В судебном заседании истцы, их представитель на требованиях настаивали.

Ответчик Муниципальное образование городского округа «Воркута» и третье лицо Министерство архитектуры, строительства и коммунального хозяйства ... своих представителей для участия в деле не направили, в отзывах на иск выразили несогласие с иском, просили рассмотреть дело в своё отсутствие.

ОАО «Воркутауголь», привлечённое к участию в деле в качестве третьего лица, участия в судебном заседании не принимало, в представленном суду отзыве на иске определённой позиции относительно заявленных требований не выразило.

Дело рассмотрено судом в отсутствии представителей ответчика и третьих лиц.

Судом постановлено приведённое выше решение.

В кассационной жалобе Махмутова А.И. и Махмутов З.А. не согласны с решением суда в части отказа в удовлетворении требований о переводе на Махмутова З.А. очерёдности Махмутовой А.И. с датой подачи заявления 25 июля 1996 г., просят об отмене решения суда в указанной части.

Проверив законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Как следует из материалов дела, Махмутова А.И. с 28.05.1981 г. по 18.06.1987 г. работала на шахте «...». С 07.08.1989 г. по 14.10.1997 г. работала на Шахте «...».

25.07.1996 г. Махмутова А.И. работник шахты «...» включена в очередь на переселение за пределы г. Воркуты по ОАО «Воркутауголь», которое вело соответствующие списки граждан, имеющих право на получение субсидии.

20.02.1999 г. истец исключена из указанного списка.

С 09.05.2002 г. истец является пенсионером по старости на основании ст. 27 п.1, 2 Закона №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Решением Совета муниципального образования «Город Воркута» № 26 от 24.09.2003 г. функция по постановке на учёт граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий на приобретение или строительство жилья и формированию единой очереди возложена на отдел по учёту и распределению жилья МО «Город Воркута».

Согласно акту от 26.09.2003 г. ОАО «Воркутауголь» и администрацией МО ГО «Воркута» очерёдность ОАО «Воркутауголь» в количестве 13680 семей передана в администрацию города для слияния в единую очерёдность по г. Воркуте с последующей передачей очередников в общую Республиканскую очередь в электронном виде без учётным делам. По сведениям ОАО «Воркутауголь» очерёдность велась согласно представленным спискам со структурных подразделений без предоставления учётных дел. ОАО «Воркутауголь» просит считать датами постановки на учет даты, указанные на электронном носителе, переданные в администрацию города.

В 2004 г. МО ГО «Воркута» установлено, что Махмутова А.И. ошибочно исключена из списков граждан, имеющих право на переселение из районов Крайнего Севера. Истец восстановлена с списках с новой датой постановки на учёт.

24.11.2010 г. Махмутова А.И. обратилась с заявлением к главе администрации Муниципального образования городского округа «Воркута» о восстановлении в очерёдности с датой подачи заявления 25.07.1996 г. и переводе очерёдности на её супруга Махмутова З.А. В обоснование своего заявление истец представила справку ОАО «Воркутауголь» №19-3/214 от 12.02.2008 г., в соответствии с которой она 20.02.1999 г. была ошибочно исключена из списков граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с выездом из районов Крайнего Севера, и выведена предприятием в архив.

Жилищной комиссией МО ГО «Воркута» в удовлетворении заявления Махмутовой А.И. отказано, рекомендовано представить документы, подтверждающие постановку на соответствующих учёт 25.07.1996 г. Органом местного самоуправления справка ОАО «Воркутауголь» таким документом не признана.

Удовлетворяя требования Махмутовой А.И. о восстановлении в списках граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с выездом районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о необоснованности отказа органом местного самоуправления в постановке истца на учёт с 25.07.1996 г.

Нормативные правовые акты, действовавшие на момент первоначальной постановки истца на учёт предоставляли право на получение за счёт средств федерального бюджета безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья лицам, проработавшим в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, не менее 10 лет и состоявшим на учёте по улучшению жилищных условий (абзац четвертый пункта 5 Положения о предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья, утвержденного Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 10 декабря 1993 года N 1278).

В настоящее время условия предоставления и порядок определения размера жилищных субсидий, выделяемых за счёт средств федерального бюджета гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, регулируются Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» от 25октября2002года №125-ФЗ.

Статьёй 1 Федерального закона №125-ФЗ от 25.10.2002г. «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» установлено, что жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 календарных лет и состояли по месту жительства на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий.

В соответствии со ст. 2 вышеуказанного Закона устанавливается следующая очерёдность предоставления жилищных субсидий:

- в первую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, выезжающим из городов, поселков, с полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и закрывающихся в соответствии с решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации и по согласованию с Правительством Российской Федерации;

- во вторую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным инвалидами I и II групп, а также инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, определяемого частями второй и третьей статьи 5 настоящего Федерального закона;

- в третью очередь жилищные субсидии предоставляются пенсионерам с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, определяемого частью второй статьи 5 настоящего Федерального закона.

В целях совершенствования деятельности по реализации данного Федерального закона Правительством Российской Федерации принято Положение о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 г. № 879). Положение устанавливает порядок регистрации и учета граждан Российской Федерации, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидии гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

Согласно ст. 8 Положения, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 года, регистрация и учёт граждан, имеющих право на получение в соответствии с ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» жилищной субсидии, выделяемой за счёт средств федерального бюджета на приобретение жилья, производится по месту их постоянного проживания в соответствии с действующим на территории субъектов Российской Федерации порядком регистрации и учета указанной категории граждан.

Постановка на учёт граждан, имеющих право на получение субсидий, осуществляется органами местного самоуправления в Республике Коми в соответствии с Законом Республики Коми «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми отдельными государственными полномочиями в области государственной поддержки граждан Российской Федерации, имеющих право на получение субсидий на приобретение или строительство жилья».

Судом установлено, что на дату 25.07.1996 г. Махмутова А.И. имела более 10 лет трудового стажа в районе Крайнего Севера, что давало ей право на подачу заявление о предоставлении жилья за пределами районов Крайнего Севера для переселения.

Доводы представителя ответчика о том, что отсутствие первичных документов, подтверждающих дату постановки Махмутовой А.И. на учёт с 25.07.1996 г. исключает восстановление истца в очереди с указанной даты, обоснованно признаны судом несостоятельными.

Судом с соблюдением требований закона допрошен свидетель ФИО5, которая указала, что работала в дирекции по социальным вопросам и кадрам ОАО «Воркутауголь» до 2007 года. В её обязанности входили вопросы составления очерёдности лиц, имеющих право на переселение, их перерегистрация, распределение жилья. С 1990 г. по 1994 г. сведения о постановке работников в очерёдность передавались организациями города на бумажных носителях в информационно вычислительный центр. Затем сведения формировались на электронном носителе. В конце 2003 г. все списки сформированы в единую очередь и переданы в администрацию муниципального образования, только в электронном виде, без передачи личных учётных дел. В какой-то момент произошёл сбой в программе и сведения о постановке в очерёдность восстанавливались ими самостоятельно. В 2006 г. все документы были изъяты Прокуратурой г.Воркуты и до настоящего времени не возвращены. Семью Махмутовых знает как очередников на получение жилищной субсидии. Махмутова А.Н. обращалась к ней на перерегистрацию. При проверке документов было выяснено, что в 1999 г. она исключена из списков и вынесена в архив. Когда это выяснилось в 2004 г. её восстановили в списках лиц, имеющих право на переселение из районов Крайнего севера. Дата подачи заявления Махмутовой А.И. на постановке в очерёдность является 25.07.1996 г. данные сведения передавались в администрацию муниципального образования. Справки 2008 г., подтверждающие дату подачи заявления Махмутовой А.Н. 25.07.1996 г., были выданы на основании данных содержащихся в электронной картотеке.

Судебная коллегия считает обоснованным отказ суда в удовлетворении требований о переводе на Махмутова З.А. очерёдности супруги.

Установлено, что 02.05.1999 г. Махмутов З.А. обратился в ОАО «Шахта Воргашорская» с заявлением о постановке в очерёдность на получение жилья за пределами г.Воркуты за счёт выделения безвозмездных субсидий Российской Федерации.

Махмутова А.И. и Махмутов З.А. состоят в зарегистрированном браке. Махмутов З.А., Махмутова А.И., дочь ФИО7, сын ФИО8 зарегистрированы по адресу: ....

Махмутов З.А. и члены его семьи состояли в списке граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий на переселение из районов Крайнего севера и приравненных к ним местностей по категории «пенсионеры» с датой постановки в очерёдность 02.05.1999 г.

Согласно решению Бюро МСЭ от 13.05.2005 г. Махмутову З.А., установлена ... группа инвалидности в связи с профессиональным заболеванием. С 02.04.2010г. Махмутову З.А. установлена ... группа инвалидности в связи с профессиональным заболеванием бессрочно.

Из протокола от 21.05.2010 г. комиссии по жилищным вопросам при администрации Муниципального образования городского округа «Воркута» следует, что комиссией рассмотрено заявление Махмутова З.А. от 29.04.2010 г. о переводе его из категории «пенсионеры» в категорию «инвалиды» и рекомендовано перевести из категории «пенсионеры» в категорию «инвалиды».

В соответствии с п. 5 Положения о регистрации и учёте граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, состав семьи граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как указано в пункте 17 Положения, одновременно с постановкой на учёт граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, формируются списки по следующим категориям граждан:

- инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

- пенсионеры;

- граждане, признанные в установленном порядке безработными и состоящими не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту постоянного проживания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

- работающие граждане.

Пунктом 18 Положения установлено, что списки граждан, выезжающих из городов, поселков, с полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и закрывающихся в соответствии с решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации и по согласованию с Правительством Российской Федерации, формируются на основании списков граждан, указанных в пункте 17 настоящего Положения, а также состава выезжающих граждан, не включённых в указанные списки.

В соответствии с п. 24,25 Положения органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации ежегодно утверждают единые списки граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, формируемые на основании списков, указанных в п. 17 и 18, которые являются основанием для представления социальных выплат для приобретения жилья.

В соответствие с п.20 Положение о регистрации и учёте граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в случае изменения оснований, в соответствии с которыми граждане были поставлены на учет имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, им предоставляются социальные выплаты для приобретения жилья в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность определяется по номеру и дате подачи первоначального заявления) либо они подлежат снятию с учёта).

Из указанного порядка учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья следует, что предоставление социальных выплат осуществляется в порядке установленной очередности по дате постановки граждан на учёт. Изменений оснований, с которыми граждане были постановлены на учёт, в результате чего изменяется очередность (в случае признания инвалидом граждан, из категории работающих может быть переведен в очередь по категории «инвалиды») не изменяет номера и даты подачи первоначального заявления.

Положения Федерального Закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненным к ним местностей» и Положения о регистрации и учёте граждан, имеющих право на получение социальных выплат в связи с переселением из районов Крайнего севера и приравненным к ним местностей, не предусматривают возможность перевода очереди на получение социальных выплат для приобретения жилья с одного гражданина на другого. Право на получение данного вида социальной выплаты неразрывно связано с личностью гражданина, обратившегося за их получением.

Махмутов З.А. включён в очерёдность по категории «инвалиды» с 02.05.1999 г. Махмутова А.И., в свою очередь, является получателем жилищной субсидии по иному основанию с датой постановки на учёт 25.07.1996 г.

Поскольку из приведенных выше правовых актов усматривается, что включение гражданина в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат в связи с переселением из районов Крайнего севера и приравненным к ним местностей, носит заявительный характер, т.е. обусловлено наличием соответствующего заявления самого гражданина, оснований для признания за Махмутовым З.А. права на получение указанной субсидии с 25.07.1996 года не имелось.

На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что доводы кассационной жалобы своего подтверждения в ходе кассационного рассмотрения дела не нашли, при этом суд первой инстанции в полном объеме и в соответствии с нормами процессуального права исследовал представленные доказательства. Выводы суда основаны на правильном применении норм материального права, и с учетом изложенного коллегия считает, что обжалуемое судебное решение отвечает требованиям законности и обоснованности и отмене не подлежит.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Воркутинского городского суда от 21 апреля 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Махмутовой А.И. и Махмутова З.А. – без удовлетворения.

Председательствующий                                             

Судьи