33-3148/2011 жилищная субсидия



Судья Мащенко Т.С. Дело № 33 - 3148/11

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Боковиковой Н.В.

судей Головкова В.Л., Перминовой Н.А.

при секретаре Коданевой И.Н.,

рассмотрев в судебном заседании 16 июня 2011 года гражданское дело по кассационной жалобе Министерства энергетики РФ на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 18 февраля 2011 года, которым: за Мальковым С.Б. признано право на получение жилищной субсидии на приобретение (строительство) жилья по новому месту жительству за пределами г.Воркуты в связи с ликвидацией ГП «Шахта «Юр-Шор»; Министерство энергетики РФ через Администрацию МО ГО «Воркута» обязано выделить Малькову С.Б. жилищную субсидию на приобретение (строительство) жилья за пределами районов Крайнего Севера; Администрация МО ГО «Воркута» обязана предоставить Малькову С.Б. жилищную субсидию на приобретение (строительство) жилья по новому месту жительства за пределами районов Крайнего Севера за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков в порядке очередности и с учетом непрерывного стажа работы в организациях угольной отрасли.

Заслушав доклад судьи Головкова В.Л., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Мальков С.Б. обратился с иском к Министерству энергетики РФ, Администрации МО ГО «Воркута» о признании права на получение жилищной субсидии на приобретение жилья по новому месту жительства за пределами районов Крайнего Севера в связи с ликвидацией ГП «Шахта «Юр-Шор», об обязании выделить и предоставить жилищную субсидию на приобретение жилья.

Истец Мальков С.Б., извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

В судебном заседании представитель истца Нугманов А.А. исковые требования поддержал.

Представители Администрации МО ГО «Воркута», Министерства энергетики РФ, ГУ «Соцуголь», ОАО «Воркутауголь», будучи надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в отсутствие их представителей.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В кассационной жалобе Министерство энергетики РФ просит отменить решение суда, как незаконное и необоснованное.

Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда, судебная коллегия оснований для её удовлетворения не находит.

Как следует из материалов дела, Мальков С.Б. с 29.09.1986 года по 18.03.1999 год состоял в трудовых отношениях с ГП «Шахта «Юр-Шор» Производственного объединения «Воркутауголь» в качестве .... Истец был уволен по ст.33 п.1 КЗоТ РФ в связи с ликвидацией предприятия шахты «Юр-Шор»

Трудовой стаж Малькова С.Б. на 18.03.1999 года на предприятии угольной промышленности в г.Воркуте составил 12 лет 6 месяцев 19 дней, что подтверждается копией трудовой книжки.

Распоряжением Правительства РФ от 09.01.1999 г. № 41-р принято решение о ликвидации государственного предприятия «Шахта «Юр-Шор».

Согласно выписки из Единого государственного реестра юридических лиц следует, что шахта «Юр-Шор» ликвидирована вследствие банкротства 13.04.2007 года.

На конференции трудового коллектива шахты «Юр-Шор» 12.03.1999г. было принято Положение о порядке формирования списков очередности распределения и предоставления жилья за пределами г.Воркуты для работников шахты «Юр-Шор» в связи с ее ликвидацией. В соответствии с указанным положением истец не был включен в списки высвобождаемых работников с ликвидируемой шахты «Южная».

По сведениям Администрации МО ГО «Воркута» Мальков С.Б. состоит в общереспубликанском списке граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера по дате подачи заявления от 29.12.1994 года, по состоянию на 01.01.2010 года его номер очередности в списке «работающие» - 277. По данным архива администрации жилищная субсидия ранее не выделялась, в составе иных членов семьи жилищную субсидию истец не получал.

Согласно ст.1 Федерального закона от 25 октября 2002 года №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и при­равненные к ним местности не позднее 1 января1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 кален­дарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 календарных лет и состояли по месту жительства на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий.

Федеральным законом от 27.09.2005 года № 123-ФЗ статья 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25) изменение, дополнена частью 15, которой установлено, что работникам, высвобожденным до 1 января 2005 года при ликвидации расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях организаций угольной промышленности и имеющим стаж работы не менее чем десять лет в организациях угольной промышленности, предоставляются жилищные субсидии на приобретение (строительство) жилья по новому месту жительства в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке и на условиях, которые определяются Правительством Российской Федерации."

Постановлением Правительства РФ от 24.12.2004 года № 840 утвержден Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, которым предусмотрено содействие в приобретении (строительстве жилья) по новому месту жительства работникам, высвобожденным до 1 января 2005 г. при ликвидации расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях организаций угольной промышленности и имеющим стаж работы не менее 10 лет в организациях угольной промышленности, а также работникам, уволенным в связи с ликвидацией организаций по добыче (переработке) угля, расположенных в неперспективных городах и поселках Кизеловского угольного бассейна.

Правилами предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2005 года № 428 предусмотрено, что субвенции направляются на финансирование реализации следующих мероприятий: содействие в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства работникам, высвобожденным до 1 января 2005 года при ликвидации расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях организаций угольной промышленности.

Содействие выезжающим гражданам в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления субсидий. Субсидии предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики РФ.

Нормативные акты, регулирующие правоотношения по предоставлению гражданам жилищной субсидии на приобретения жилья за пределами г.Воркуты в рамках реализации программ местного развития мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, предусматривают, что жилищная субсидия предоставляется высвобождаемым работникам организаций угольной промышленности в связи с ликвидацией или сокращением численности и штата. При этом, вышеприведенные нормативные акты не содержат требований о достижении пенсионного или предпенсионного возраста для включения в список на предоставление жилищной субсидии. Такое требование содержится только в Положении «О порядке формирования списков очередности распределения и предоставления жилья за пределами г.Воркуты для работников шахты «Юр-Шор» в связи с ликвидацией шахты». В соответствии с вышеприведенной нормой, установленной Федеральным Законом № 123-ФЗ от 27.09.2005г., действие которой распространяется на работников, высвобожденных до 01.01.2005г. при ликвидации предприятий и организации угольной промышленности, расположенных в районах Крайнего Севера законом установлено только требование о наличии стажа работы в угольной отрасли не менее 10 лет.

Установив, что истец, не имеющий жилья за пределами г.Воркуты, ранее не получавший жилищной субсидии, имевший на момент увольнения из шахты «Юр-Шор» стаж работы на предприятиях угольной отрасли более 10 лет и уволенный до 1 января 2005 года в связи с ликвидацией предприятия угольной промышленности, расположенного в районах Крайнего Севера, соответствует требованиям, предъявляемым к лицам, имеющим право на получение средств государственной поддержки в связи с ликвидацией организаций угольной промышленности, суд обоснованно удовлетворил заявленный иск.

Выводы суда соответствуют требованиям закона и основаны на исследованных в судебном заседании доказательствах.

Наличие ранее утвержденного списка высвобожденных работников ликвидируемой шахты «Юр-Шор» не препятствует его пересмотру в связи с расширением категории лиц, имеющих право на получение субсидии по вновь предусмотренным законом основаниям, в связи с чем довод кассационной жалобы в этой части подлежат отклонению.

Довод кассационной жалобы о том, что Министерство энергетики РФ непосредственно предоставление социальной выплаты не осуществляет, является несостоятельным, поскольку в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13 июля 2005 года № 428 «О порядке предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков», главным распорядителем средств государственной поддержки (средств федерального бюджета) является Министерство энергетики РФ, а получателями этих средств, в виде субвенций, являются органы местного самоуправления.

В связи с чем, суд обоснованно обязал Министерство энергетики РФ как главного распорядителя средств государственной поддержки через администрацию МО ГО «Воркута» предоставить истцу жилищную субсидию.

Довод ответчика о пропуске срока исковой давности не может быть принят к рассмотрению, поскольку в суде первой инстанции Министерством энергетики РФ не заявлялся, предметом рассмотрения суда не являлся.

Каких либо иных доказательств и доводов, опровергающих постановленное решение, заявителем не представлено.

Обстоятельства, имеющие значение для дела судом установлены полно и правильно. Нормы материального права применены верно. Нарушений процессуального права, которые влекут к отмене решения, судом не допущено. Выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела. Решение суда законно и обоснованно.

Руководствуясь 361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 18 февраля 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства энергетики РФ - без удовлетворения.

Председательствующий-

Судьи-