Судья Кашин Н.А. Дело № 33-2933/2011 в составе председательствующего Сажина А.В., судей Ивановой Н.Г., Тебеньковой Л.Г. при секретаре Чебыкиной Е.М. рассмотрев в судебном заседании 06 июня 2011 года гражданское дело по кассационной жалобе Агентства Республики Коми по социальному развитию на решение Усинского городского суда Республики Коми от 25 марта 2011 года, которым: Исковые требования прокурора г. Усинска Республики Коми в интересах Федорову Д.Г. к Агентству Республики Коми по социальному развитию, Государственному учреждению Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Усинска» о признании незаконным решения Агентства Республики Коми по социальному развитию и о предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения удовлетворены частично. Признан Приказ Агентства Республики Коми по социальному развитию от 29.11.2010 № «Об отказе в предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения Федоровой Д.Г.» незаконным. Агентство Республики Коми по социальному развитию обязано восстановить Федорову Д.Г. в республиканском списке нуждающихся в получении жилья и предоставить ей единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилого помещения. В удовлетворении исковых требований прокурора г. Усинска Республики Коми в интересах Федорову Д.Г. к Государственному учреждению Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Усинска» отказано в связи с необоснованностью. Заслушав доклад судьи Ивановой Н.Г., объяснения прокурора Шевелевой М.Г., судебная коллегия УСТАНОВИЛА: Прокурор г. Усинска обратился в суд с иском к Агентству Республики Коми по социальному развитию, Государственному учреждению Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Усинска» о признании незаконным решения Агентства Республики Коми по социальному развитию приказ от 29.11.2010 № «Об отказе в предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения Федоровой Д.» и о понуждении Агентства Республики Коми по социальному развитию и ГУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Усинска» восстановить Федорову Д.Г. в республиканском списке нуждающихся в получении жилья и предоставить ей единовременную денежную выплату на строительство и приобретение жилого помещения. Суд к участию в деле в качестве третьих лиц привлек Министерство регионального развития РФ и Министерство финансов РФ в лице УФК по РК. В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержал. Федорова Д.Г. и ее представитель в судебном заседании поддержали требования прокурора. Представитель Агентства РК по социальному развитию и представитель ГУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Усинска» в судебном заседании не принимали участия, согласно отзывов иск не признают. Представители третьих лиц в судебном заседании участия не принимали. Суд постановил приведенное выше решение. В кассационной жалобе Агентство Республики Коми по социальному развитию решение суда просит отменить, ссылаясь на то, что Федорова Д.Г. не может быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий в силу положений статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит. Из материалов дела следует, что Федорова Д.Г. является вдовой погибшего (умершего) участника ВОВ (удостоверение серия Б № от 13.12.2004), зарегистрирована по адресу: ... Ее семейное положение: Рочева Е.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (внучка), Фёдорова В. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (правнучка), Рочева Е.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (правнучка), Рочев Н. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (муж внучки). Общая площадь жилого помещения - 39, 8 кв. м., жилая площадь - 28, 8 кв.м. На основании Постановления главы Администрации МО ГО «Усинск» от 23.04.2010г. № Федорова Д.Г. была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставлена на учет на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий как вдова. В силу ст. 21 Закона РФ от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» члены семьи погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 данного Федерального закона. Данная мера социальной поддержки предоставляется один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения; Согласно ст. 23.2 ФЗ «О ветеранах» полномочия по обеспечению жильем членов семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (ч. 6 ст. 23.2 ФЗ «О ветеранах»). Законом РК от 06.10.2006 № 69-РЗ «О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан» определено, что формой обеспечения жильем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляемой на основании письменных заявлений граждан, относящихся к категориям, установленным статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 Федерального закона «О ветеранах», является предоставление в порядке, определенном Правительством Республики Коми, единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения. Приказом Агентства Республики Коми по социальному развитию от 29.11.2010г. № № Федоровой Д.Г. отказано в предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья в связи с тем, что документы не подтверждают право Федоровой Д.Г. на получение ЕДВ, поскольку Рочева Е.В. (внучка Федоровой Д.Г.) ранее проживала в жилом помещении по адресу: ..., согласно паспортным данным сменила место жительства и зарегистрирована с 10.10.2006 года по месту жительства Федоровой Д.Г.; информацию о непригодности ранее занимаемого жилого помещения не представила. В связи с этим, Федорову Д.Г. исключена из республиканского списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, относящихся к категориям, установленным ст. 14,15,17-19, и 21 ФЗ «О ветеранах». Не оспаривая принадлежность истца к категории лиц, имеющих право на социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», ответчик в ходе производства по делу ссылался на то, что Федорова Д.Г. не может быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку регистрация внучки и ее детей по месту жительства истицы привела к уменьшению размера жилой площади, занимаемой Федоровой Д.Г. Те же доводы приводятся им и в кассационной жалобе. Удовлетворяя исковые требования, суд исходил из наличия оснований для признания истца нуждающейся в улучшении жилищных условий. В силу ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Из материалов дела следует, что решением Усинского городского суда от 31 января 2011г. установлен факт проживания Рочева Е.В. в период с 28.07.1981 года (с момента рождения) по сентябрь 2008 года по адресу: ... Не проживание Рочевой Е.В. и ее семьи в указанном жилом помещении с 2008г. является вынужденной мерой, связанной с трудностями проживания впятером, учитывая бабушку Федорову Д.Г., в одной жилой комнате. Помимо Федоровой Д.Г., по адресу: ... зарегистрированы: Рочева Е.В., Рочева Е.Н., Федорова В.А., Рочев Н.А. Общая площадь данного жилого помещения составляет 39,8 кв.м, жилая – 28,8 кв.м. Установив указанные обстоятельства, суд пришел к правильному выводу о том, что оснований для признания факта намеренного ухудшения истцом жилищных условий и отказа ей в связи с этим в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий не имеется. На основании положений ч. 1 п. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются лица, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения. Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, суд пришел к верному выводу о том, что истец является нуждающейся в улучшении жилищных условий, в связи с чем правомерно обязал Агентство Республики Коми по социальному развитию восстановить ее в Республиканском списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обязав ответчика произвести ей единовременную денежную выплату на приобретение жилья. В кассационной жалобе заявитель ссылается на те же обстоятельства, которые являлись предметом проверки суда первой инстанции, давшего им надлежащую правовую оценку, подробно изложенную в решении суда и настоящем определении. Решение является законным и обоснованным, постановленным в соответствии с нормами процессуального и материального права, регулирующих спорные правоотношения, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, основаны на доказательствах, проверенных и оцененных судом по правилам статьи 67 ГПК РФ, материальный закон, подлежащий применению по данному делу, истолкован верно. Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Усинского городского суда от 25 марта 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Агентства Республики Коми по социальному развитию – без удовлетворения. Председательствующий: Судьи: