Судья Ошманкевич Р.А. № 33-2996/2011 О П Р Е Д Е Л Е Н И Е СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ в составе председательствующего Сажина А.В. судей Ивановой Н.Г., Тебеньковой Л.Г., при секретаре Чебыкиной Е.М., рассмотрела в судебном заседании 06 июня 2011 года дело по кассационной жалобе Воронова В.Н. на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 11 марта 2011 года, которым Воронову В. Н. в удовлетворении иска к МВД по Республике Коми о признании действий по отказу в выдаче удостоверения «Ветеран боевых действий» незаконными, обязании МВД по РК выдать удостоверение «Ветеран боевых действий» отказано. Заслушав доклад судьи Ивановой Н.Г., объяснения представителя истца Вороновой Л.В., объяснения представителя ответчика Плебан О.Н., судебная коллегия У С Т А Н О В И Л А: Воронов В.Н. обратился в суд с иском к МВД по РК о признании действий по отказу в выдаче удостоверения «Ветеран боевых действий» незаконными, обязании МВД по РК выдать удостоверение «Ветеран боевых действий». В обоснование иска указал, что он в период прохождения срочной службы находился в служебной командировке в .... Считает, что выполнение задач на территории Северной Осетии и Ингушской Республики от 22 февраля 1995г. по 17 мая 1995г. относятся к выполнению задач в зоне вооруженного конфликта и является основанием для выдачи удостоверения «Ветеран боевых действий». Ответчик иск не признал. Суд принял вышеприведенное решение. В кассационной жалобе Воронов В.Н. просит решение отменить как принятое без учета фактических обстоятельств дела, с нарушением норм материального права. Проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для его отмены. Из материалов дела следует, что Воронов В.Н., проходя военную службу по призыву в воинской части №, был направлен в служебную командировку в ... .... Согласно имеющимся в деле архивным справкам, выданным Центральным архивом МВД России, Воронов В.Н. приказом командира войсковой части № (...) от 22.02.1995г. № с/ч убыл с 21.02.1995г. в служебную командировку в ... ... на основании распоряжения ГУКВВ МВД России от 7 января 1995г.; с 17 мая 1995г. возвратился из служебной командировки из ... ... на основании приказа командира войсковой части № от 17 мая 1995г. Истец обратился к ответчику с заявлением о выдаче ему удостоверения "Ветеран боевых действий", в чем ему было отказано, поскольку он проходил службу в ...-... и ..., территория которых не была отнесена к зоне вооруженных конфликтов. Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд признал установленным, что Воронов В.Н. находился в служебной командировке с 22 февраля 1995 г. по 17 мая 1995г. на территории ... и исходил из того, что документальных данных, подтверждающих выполнение Вороновым В.Н. задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах в Чеченской Республике и прилегающих к ней территориях, отнесенных к зоне вооруженного конфликта (приказы командира воинской части, начальника штаба, оперативной группы), истцом не представлено и судом не добыто. Данный вывод суда, по мнению судебной коллегии, является правильным, основанным на собранных по делу и правильно оцененных доказательствах, соответствующим нормам действующего законодательства. Согласно ст. 3 п. 1 Федерального закона "О ветеранах" к ветеранам боевых действий относятся: военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также, принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации. Согласно ст. 28 ФЗ от 12 января 1995 г. N 5 "О ветеранах" реализация мер социальной поддержки ветеранов осуществляется по предъявлении ими удостоверений единого образца, установленного для каждой категории ветеранов Правительством РФ. Во исполнение указанных положений Закона Правительством РФ издано Постановление от 19 декабря 2003 г. N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий", утвердившее Инструкцию о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения ветерана боевых действий, п. 2 которого предписано, что выдача указанных удостоверений производится в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти. Основанием для выдачи удостоверений лицам, указанным в п. 1 Инструкции, кроме лиц гражданского персонала, является документально подтвержденный факт выполнения ими задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих территориях, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, либо факт выполнения ими задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона, либо получение подтверждающих документов об участии в боевых действиях в соответствующих государствах, указанных в разделе III Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан РФ (приложение к ФЗ от 12 января 1995 г. N 5 "О ветеранах"). Согласно абз. 2 п. 2 Постановления Правительства РФ от 31 марта 1994 г. N 280 "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций" периоды выполнения военнослужащими и сотрудниками задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах оформляются приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп. П/п. "в" п. 4 Постановления Правительства РФ от 9 февраля 2004 г. N 65 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации" также установлено, что периоды (время) непосредственного участия сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях определяются на основании приказов командиров (начальников) воинских частей, подразделений и органов, привлекаемых к проведению контртеррористических операций, в которых указаны даты или периоды участия соответствующих сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях и которые утверждены руководителем Регионального оперативного штаба, а со 2 августа 2006 г. - руководителем контртеррористической операции. В соответствии с приказом Оперативного штаба по управлению контртеррористическими операциями на территории Северо-Кавказского региона РФ от 11.05.2006 г. N № и Инструкции о порядке определения времени непосредственного участия военнослужащих и сотрудников федеральных органов исполнительной власти в контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации командиры, начальники воинских частей, органов и подразделений, участвующих в проведении контртеррористической операции, не позднее дня, следующего за днем завершения операции, представляют в Региональный оперативный штаб донесение о фактическом количестве и персональном составе военнослужащих (сотрудников), непосредственно привлекавшихся к участию в этой операции по периодам ее проведения с приложением выписок из приказов по личному составу, подтверждающих такое участие. На основании поступивших выписок из перечней, утвержденных руководителем Регионального оперативного штаба, командиры (начальники) воинских частей, органов и подразделений издают приказы о периодах непосредственного участия каждого военнослужащего (сотрудника) в проведении контртеррористической операции с указанием воинского (специального) звания, фамилии, имени, отчества военнослужащего (сотрудника), личного номера, условного наименования воинской части, органа и подразделения, в составе которых военнослужащий (сотрудник) принимал участие в контртеррористических операциях, дат или периодов его участия в этих операциях. Военнослужащие (сотрудники) специальных сил и сил Объединенной группировки, не привлекавшиеся к участию в проведении контртеррористических операций в течение календарного месяца, в приказы не включаются. Согласно пункту 3 Инструкции о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД России, утвержденной приказом МВД Российской Федерации от 7 мая 2004г. № 282, основанием для выдачи удостоверений лицам, указанным в пункте 1 данной Инструкции, выполнявшим задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих территориях, отнесенных к зоне вооруженного конфликта с декабря 1994 года по декабрь 1996 года, является документально подтвержденный факт прохождения службы (военной службы), работы в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих территориях, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, устанавливаемый в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 г. N 280 "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций", а также нахождения сотрудников (военнослужащих, работников) в командировке в соответствии с приказами начальников главных управлений, управлений МВД России, министров внутренних дел, начальников ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, ОВДРО, ОУМТиВС, образовательных и научно-исследовательских учреждений МВД России, командиров воинских частей, учреждений внутренних войск МВД России, а выполнявшим (выполняющим) задачи в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона с 1 августа 1999 года - факт выполнения ими задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона, устанавливаемый в соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2004 г. N 65 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации". В качестве подтверждающих документов рассматриваются выписки из приказов начальников (командиров), записи в удостоверениях личности, военных билетах и трудовых книжках, командировочные удостоверения. Проверяя законность отказа в выдаче удостоверения, суд исходил из вышеприведенных положений закона, а также представленных сторонами документов, из которых следует, что Воронов В.Н. принимал участие в мероприятиях по охране общественной безопасности объектов жизнеобеспечения, предотвращению вооруженного столкновения, защите прав и свобод граждан. Однако, факт непосредственного участия истца в контртеррористических операциях документально не подтвержден (отсутствуют приказы командира воинской части, начальника штаба, оперативной группы), как того требует действующее законодательство, что, в свою очередь, и позволило суду принять обжалуемое судебное постановление. Доводы жалобы о том, что факт нахождения в служебной командировке на территории ... подтверждают архивные справки, что свидетельствует о выполнении им задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, во внимание приняты быть не могут, поскольку основаны на неправильном толковании вышеприведенных положений закона и нормативных актов. При таких обстоятельствах оснований для отмены решения по доводам кассационной жалобы не имеется. Выводы суда основаны на всесторонне и полно исследованных материалах дела, оценка доказательств произведена в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, материальный закон применен и истолкован судом правильно, нормы процессуального права соблюдены. Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А: Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 11 марта 2011 года, оставить без изменения, кассационную жалобу Воронова В.Н. – без удовлетворения. Председательствующий: Судьи: