Судья Вдовиченко С.В. Дело № 33-3608/2011 ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ в составе председательствующего Сажина А.В., судей Ивановой Н.Г., Тебеньковой Л.Г., при секретаре Коданевой И.Н., рассмотрев в судебном заседании 07 июля 2011 года дело по кассационной жалобе Министерства энергетики Российской Федерации на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 15 апреля 2011 года, по которому признано право Юзюка М. М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения и членов его семьи на получение жилищной субсидии на приобретение (строительство) жилья по новому месту жительства за пределами районов Крайнего Севера в связи с ликвидацией Государственного предприятия шахта «Южная» с учетом стажа работы в угольной отрасли. Администрация муниципального образования городского округа «Воркута» обязана включить Юзюка М. М. и членов его семьи в списки лиц для приобретения (строительства) жилья за пределами ... в связи с ликвидацией Государственного предприятия шахта «Южная» с учетом стажа работы в угольной отрасли. Министерство энергетики Российской Федерации обязано через администрацию муниципального образования городского округа «Воркута» предоставить Юзюка М. М. и членам его семьи жилищную субсидию на приобретение (строительство) жилья за пределами районов Крайнего Севера за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков. С Министерства энергетики РФ взысканы за счет казны Российской Федерации в пользу Юзюка М. М. расходы на оплату услуг представителя в сумме ... рублей. С администрации МО ГО «Воркута» взысканы за счет казны муниципального образования городского округа «Воркута» в пользу Юзюка М. М. расходы на оплату услуг представителя в размере ... рублей. Заслушав доклад судьи Ивановой Н.Г., пояснение представителя Министерства энергетики РФ Ускова К.Г., судебная коллегия, У С Т А Н О В И Л А: Юзюк М.М. обратился с иском к администрации МО ГО «Воркута», Министерству энергетики РФ о признании права на получение жилищной субсидии на приобретение (строительство) жилья по новому месту жительства за пределами районов Крайнего Севера в связи с ликвидацией ГП Шахта «Южная» производственного объединения «Воркутауголь», об обязании администрации МО ГО «Воркута» включить его и членов его семьи в списки лиц для приобретения (строительства) жилья, обязании Министерства энергетики РФ через администрацию МО ГО «Воркута» предоставить ему и членам его семьи данную жилищную субсидию за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков в порядке установленной очередности и с учетом непрерывного стажа работы в организациях угольной отрасли. В обоснование требований истец указал, что невключение в списки очередности в связи с ликвидацией названного предприятия угольной отрасли нарушает его права, установленные федеральным законом, поскольку стаж его работы в организациях угольной промышленности ..., относящегося к районам Крайнего Севера, на момент ликвидации шахты составил более 10 лет, жилья в других регионах не имеет. Истец в судебном заседании подержал заявленные требования. Ответчики, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание своих представителей не направили, в представленных отзывах на иск не согласились с заявленными требованиями. Министерство энергетики Российской Федерации заявило о пропуске истцом срока исковой давности, установленного ст.196 Гражданского кодекса РФ, для обращения в суд за защитой своих прав. Представитель ОАО «Воркутауголь», привлеченного судом в качестве третьего лица, в судебном заседании не принимал участия. Судом с учетом требований ст.167 Гражданского процессуального кодекса РФ постановлено приведенное выше решение. В кассационной жалобе Министерство энергетики Российской Федерации, оспаривая законность принятого решения суда, приводит доводы, в которых настаивает на том, что истец с заявлением о постановке на учет и включении в список граждан, претендующих на получение жилья, не обращался, в указанный список работников ликвидационной комиссией не включен, указывает, что Министерство энергетики РФ непосредственное предоставление социальной выплаты не осуществляет, а также указывает на необоснованное неприменение судом последствий пропуска срока исковой давности. Проверив материалы дела в пределах доводов, изложенных в жалобе, судебная коллегия не находит оснований для её удовлетворения. Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Юзюк М.М. уволен из ГП «Шахта «Южная» производственного объединения «Воркутауголь» ДД.ММ.ГГГГ в связи с ликвидацией данного предприятия угольной промышленности, находящегося в районе Крайнего Севера. На момент увольнения имел стаж работы на предприятиях угольной промышленности более 10 лет; жилья за пределами ... не имеет. Постановлением Правительства РФ от 03.04.1996 № 385 принято решение о ликвидации государственных предприятий "Шахта "Юнь-Яга" и «Шахта «Южная» производственного объединения "Воркутауголь". В соответствии со ст. 23 Закона «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности», регулирующего отношения, возникающие при осуществлении деятельности в области добычи (переработки) и использования угля (горючих сланцев), работникам, высвобождаемым при ликвидации расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев), имеющим стаж подземной работы не менее чем десять лет и достигшим пенсионного возраста, предоставляется жилье по новому месту жительства в соответствии с законодательством Российской Федерации. В целях обеспечения социальной защиты работников ликвидируемой шахты определены списки работников шахты на переселение за пределы Республики Коми в связи с ликвидацией предприятия. На момент составления списков очередности на получение жилищной субсидии в связи с ликвидацией шахты "Южная" право граждан на получение жилищной субсидии ставилось в зависимость от условий, установленных Положением о порядке формирования списков очередности распределения жилья за пределами г. Воркуты для работников шахты "Южная". В соответствии с приведенным положением Юзюк М.М. права на получение жилищной субсидии не имел, в связи с чем в данный список включен не был. Федеральным законом № 123-ФЗ от 27.09.2005 "О внесении изменения в Федеральный закон "О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов…" статья 154 Федерального закона №122-ФЗ от 22.08.2004 была дополнена частью 15, в соответствии с которой для работников, высвобождаемых при ликвидации организаций угольной отрасли, расположенных в районах Крайнего Севера, предусмотрена возможность предоставления жилищной субсидии на приобретение (строительство) жилья по новому месту жительства в соответствии с законодательством РФ в порядке и на условиях, которые определяются Правительством РФ, при условии их высвобождения до 01.01.2005 и наличия стажа работы в организациях угольной промышленности не менее чем 10 лет, 15 лет стажа работы в районах Крайнего Севера не требуется. Постановлением Правительства РФ от 24.12.2004 № 840 утвержден Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке финансирования, которым предусмотрено содействие в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства работникам, высвобожденным до 01.01.2005 при ликвидации расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях организаций угольной промышленности и имеющим стаж работы не менее 10 лет в организациях угольной промышленности. Численность и списочный состав переселяемых граждан определяются ежегодно организациями угольной промышленности и профсоюзными органами в соответствии с доведенными на эти цели лимитами бюджетных обязательств, утверждаются органами местного самоуправления шахтерского города (поселка) и согласовываются Минэнерго России. Безвозмездная жилищная субсидия предоставляется органом местного самоуправления шахтерского города (поселка) гражданину, внесенному в утвержденные и согласованные списки. Аналогичные положения были внесены постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 № 44 в Правила предоставления субвенции на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков. Исходя из приведенных выше требований закона, суд обоснованно пришел к выводу о том, что необходимыми условиями для включения в список на предоставление жилищной субсидии является требование о наличии стажа работы в угольной отрасли не менее 10 лет и высвобождение работника до 01 января 2005 года в связи с ликвидацией предприятия угольной промышленности, расположенного в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Истец имеет стаж работы на предприятиях угольной отрасли более 10 лет, высвобожден до 01.01.2005 в связи с ликвидацией предприятия угольной промышленности, расположенного в районах Крайнего Севера, ранее жилищную субсидию не получал, жилого помещения в других регионах Российской Федерации не имеет, проживает и зарегистрирован по месту жительства в .... В связи с чем вывод суда о праве Юзюка М.М. на получение субсидии является правомерным. Поскольку право истца на получение социальной выплаты не может быть поставлено в зависимость от подачи заявления на включение в список граждан, претендующих на получение социальной выплаты, доводы жалобы в изложенной части необоснованны. Приведенные в кассационной жалобе доводы о том, что Министерство энергетики Российской Федерации непосредственно предоставление социальной выплаты не осуществляет, не могут служить основанием для отмены судебного решения. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 № 428 "О порядке предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков", предоставление межбюджетных трансфертов осуществляется Министерством энергетики Российской Федерации на основании сводной бюджетной росписи в пределах утвержденных в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств; размер межбюджетных трансфертов, направляемых на реализацию мероприятий, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил, определяется Министерством энергетики Российской Федерации по каждому шахтерскому городу и поселку на основании утвержденных в установленном порядке проектов ликвидации угольных (сланцевых) шахт и разрезов, списков граждан, подлежащих переселению, и муниципальных программ создания новых рабочих мест. Пунктами 8, 9 утвержденных постановлением Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков установлена необходимость согласования с Министерством энергетики Российской Федерации ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков, а также размера социальной выплаты, рассчитанному органом местного самоуправления, без чего невозможна реализация гражданином права на получение социальной выплаты. Не могут быть приняты во внимание и доводы, в которых заявитель настаивает на пропуске истцом срока для обращения в суд, поскольку в силу положений ст. 208 Гражданского кодекса РФ срок исковой давности на заявленные требования не распространяется, исходя из того, что заявленные истцом требования о признании права на получение жилищной субсидии для приобретения жилого помещения, направлены на защиту личных неимущественных прав. Требования же об обязании ответчиков предоставить жилищную субсидию являются производными от требований о признании права на получение жилищной субсидии, поэтому к данным правоотношениям срок исковой давности не применим. Кроме того, указанными Правилами предусмотрено ежегодное уточнение списков граждан, подлежащих переселению. Таким образом, обстоятельства дела установлены судом достаточно полно, исследованные доказательства оценены в соответствии с требованиями закона и поэтому оснований для отмены или изменения решения суда не имеется. Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 15 апреля 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства энергетики Российской Федерации - без удовлетворения. Председательствующий: Судьи: