Судья Нагорнова О.Н. Дело № 33-4026/2011 ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ в составе председательствующего Ивановой Н.Г., судей Юдина А.В., Машкиной И.М., при секретаре Глобу Н.В., рассмотрела в судебном заседании 25 июля 2011 года дело по кассационной жалобе Агентства Республики Коми по социальному развитию на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 28 апреля 2011 года, по которому отказ Агентства Республики Коми по социальному развитию № от 14 декабря 2010 года в предоставлении Макарову В. В. единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья признан незаконным. Агентство Республики Коми по социальному развитию обязано предоставить Макарову В. В. единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилья в соответствии с Порядком предоставления гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, относящимся к категориям, установленным ст.14, 16 и 21 Федерального Закона "О ветеранах" и ст.17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", утвержденным Постановлением Правительства Республики Коми от 22.03.2010 № 58. Заслушав доклад судьи Машкиной И.М., объяснения прокурора Шевелевой М.Г., судебная коллегия, УСТАНОВИЛА: Прокурор г. Ухты в интересах Макарова В.В. обратился в суд с иском к Агентству Республики Коми по социальному развитию о признании незаконным решения об отказе в предоставлении Макарову В.В. единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья как ветерану боевых действий, предоставлении указанной выплаты. В обоснование иска указал, что ответчиком незаконно отказано в предоставлении указанной выплаты, несмотря на наличие у истца определенного статуса и признания его нуждающимся в улучшении жилищных условий. Прокурор в судебном заседании поддержал заявленные требования. Истец Макаров В.В. не участвовал в судебном заседании, просил дело рассмотреть в его отсутствие. Представитель ответчика Агентства Республики Коми по социальному развитию в судебном заседании с иском не согласилась, ссылаясь на отсутствие оснований для признания истца нуждающимся в улучшении жилищных условий, поскольку Макаров В.В. был обеспечен жильем по нормам, установленным на дату постановки на учет. Суд постановил указанное выше решение. В кассационной жалобе Агентство Республики Коми по социальному развитию не согласно с решением суда и просит его отменить, указывая, что суд неправильно применил нормы материального права при разрешении спора. Проверив законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения и отмены правильного по существу решения суда. Разрешая спор, суд правильно применил нормы материального права. Как следует из материалов дела и установлено судом, Макаров В.В. является ветераном боевых действий и имеет право на меры социальной поддержки, установленные ст.14, 16 и 21 Федерального Закона "О ветеранах". Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Согласно указанной норме Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Во исполнение федерального законодательства принят Закон Республики Коми от 06.10.2006 № 69-РЗ "О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки", который установил, что формой обеспечения жильем граждан, относящихся к категориям, установленным ст.14,16 и 21 Федерального Закона "О ветеранах" и ст.17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", является предоставление им в порядке, определенном Правительством Республики Коми, единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения. Соответствующие социальные выплаты предоставляются за счет и в пределах средств, предусмотренных бюджетам субъектов Российской Федерации в федеральном бюджете. Предоставление выплат отнесено к полномочиям Агентства Республики Коми по социальному развитию в порядке, утвержденном Постановлением Правительства Республики Коми от 22.03.2010 № 58 "О мерах по реализации Закона Республики Коми "О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан". Согласно п. 3 Постановления Правительства Республики Коми от 22.03.2010 № 58 на Агентство РК по социальному развитию возложена обязанность обеспечить формирование и ведение республиканского списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года и имеющих право на предоставление социальных выплат на приобретение жилья, относящихся к категориям, установленным статьями 14, 16 и 21 Федерального закона "О ветеранах" и статьей 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", на основании списков, представляемых органами местного самоуправления. Исходя из вышеприведенных норм следует, что при реализации жилищных прав указанной категории граждан основополагающим фактором является их нуждаемость в улучшении жилищных условий, нахождение на учете в органах местного самоуправления для улучшения жилищных условий. Как установлено в судебном заседании, Макаров В.В. на основании постановления главы администрации г.Ухты № от 01 июня 1992 года принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории граждан "..." на основании п.7 пп. "а" "О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Коми АССР", утвержденных Постановлением Совета Министров Коми АССР и областного Совета Профсоюзов от 17 декабря 1984 года №315. На момент принятия указанного постановления Макаров В.В. проживал и был зарегистрирован по адресу: ... (...), фактически проживал в квартире родителей своей супруги по адресу: ... В последующем Макаров В.В. неоднократно изменял свое место жительства и место своей регистрации: с 09 апреля 1997 года был зарегистрирован по ... ...), с 18 апреля 2007 года по адресу: ... .... На момент рассмотрения спора брак Макарова В.В. с ...В. расторгнут, истец проживает и зарегистрирован по адресу: ..., которую он приватизировал на свое имя 24 февраля 2010 года. Изменение жилищных условий Макарова В.В. не послужило основанием для принятия АМО ГО "Ухта" об исключении его из списков, нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан. На дату разрешения дела Макаров В.В. продолжает состоять в АМО ГО "Ухта" в очереди на получение жилья с первичной даты постановки на соответствующий учет - 01 июня 1992 года на основании п.п. "а" п.8 Указа Главы Республики Коми от 27 мая 1999 года № 190 "О правилах учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставлении жилых помещений в РК" в связи с отсутствием нормы жилой площади. 30 ноября 2010 года Макаров В.В. обратился к ответчику с заявлением о включении его в республиканский список и предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья. Приказом Агентства Республики Коми по социальному развитию № от 14 декабря 2010 года Макарову В.В. отказано в предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья, он исключен из Республиканского списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, относящихся к категориям, установленным статьями 14, 16, 21 ФЗ "О ветеранах" и ст. 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" в связи с утратой оснований для признания истца нуждающимся в улучшении жилищных условий по по п.п. "а" п.8 Указа Главы Республики Коми от 27 мая 1999 года № 190, поскольку Макаров В.В. обеспечен жильем по нормам, установленным на дату постановки на учет. Отказ в предоставлении социальных выплат допускается, в случае если представленные документы не подтверждают право граждан на предоставление социальных выплат. Судом проверено право истца на получение указанной выплаты и правильно признано, что ответчик необоснованно отказал истцу в предоставлении данной выплаты. В соответствии ч.2 ст.6 Федерального Закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части. Исчерпывающий перечень оснований для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий установлен в ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. Согласно 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. Макаров В.В. был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и поставлен на соответствующий учет 01 июня 1992 года. Согласно Решения Совета МО ГО "Ухта" № 23 от 01 марта 2006 года учетная норма жилой площади жилого помещения на территории МО ГО "Ухта" была установлена равной 11 кв.м на человека, норма предоставления жилой площади - 14 кв.м на человека. Комната ... была предоставлена Макарову В.В. для проживания по ордеру № от 21 марта 2007 года, то есть после принятия решения Совета МО ГО "Ухта" № 23 от 01 марта 2006 года. По своей площади указанное жилое помещение не отвечало нормам предоставления жилой площади, установленным в МО ГО "Ухта", соответственно Макаров В.В. был обоснованно и правомерно оставлен АМО ГО "Ухта" в списках, нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан. Применительно к рассматриваемым обстоятельствам дела, с учетом положений ч.2 ст.6 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса РФ", суд обоснованно признал, что истец не утратил основания, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали ему право на получение жилого помещения по договору социального найма. Макаров В.В. обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. Исходя из анализа вышеуказанных норм закона и установленных обстоятельств по делу, суд первой инстанции при разрешении спора пришел к правильному выводу о том, что истец, обладающий определенным статусом, и поставленный до 01 января 2005 года на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, по основаниям, которые до настоящего времени не изменились и не отпали, имеет право на улучшение жилищных условий посредством получения единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья. По изложенным основаниям доводы жалобы о неправильном применении судом норм материального права не могут быть признаны состоятельными, влекущими отмену решения суда. Судебная коллегия не усматривает оснований, влекущих отмену решения суда по доводам кассационной жалобы. Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 28 апреля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Агентства Республики Коми по социальному развитию - без удовлетворения. Председательствующий- Судьи-