33-3904/2011 признание права на ЕДВ



Судья Волкова С.Г. Дело № 33-3904/2011

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Ивановой Н.Г.,

судей Машкиной И.М., Юдина А.В.,

при секретаре Коданевой И.Н.,

рассмотрев в судебном заседании 21 июля 2011 года дело по кассационной жалобе Агентства Республики Коми по социальному развитию на решение Усинского городского суда Республики Коми от 23 мая 2011 года, по которому

признан незаконным и отменен приказ Агентства Республики Коми по социальному развитию от 27 декабря 2010 года об отказе в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения Мифтаховой А.Р.

Агентство Республики Коми по социальному развитию обязано предоставить Мифтаховой А.Р. единовременную денежную выплату на приобретение жилого помещения в соответствии с Республиканским списком.

В удовлетворении требований к администрации МО ГО "Усинск" отказано.

Заслушав доклад судьи Машкиной И.М., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Мифтахова А.Р. обратилась в суд с иском к Агентству Республики Коми по социальному развитию, администрации МО ГО "Усинск" о признании незаконным приказа от 27 декабря 2010 года об отказе в предоставлении единовременной денежной выплаты, о предоставлении единовременной денежной выплаты для приобретения жилья, указав, что она как инвалид ... группы, состоящая на учете в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеет право на предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения. Считает отказ Агентства РК по социальному развитию в предоставлении денежной выплаты по причине обеспечения ее жилым помещением незаконным, поскольку жилое помещение, в котором она проживает, расположенное по адресу: ... предоставлено по решению суда ее матери .... на состав семьи два человека на условиях договора найма, указанная квартира является собственностью ОАО "..." и она имеет в нем только право пользования и проживания.

Истец в судебное заседание не явилась, ее представители Сабирова Р.А. и адвокат Аркушина Е.Э. поддержали заявленные требования в полном объеме.

Представитель администрации МО ГО "Усинск" в судебном заседании не принимал участия, в предыдущем судебном заседании высказывался в поддержку заявленных требований, поскольку истец фактически не обеспечена жильем, указывая на то, что администрация не является надлежащим ответчиком по делу.

Агентство Республики Коми по социальному развитию своего представителя в судебное заседание не направило, просили рассмотреть дело в его отсутствие, в представленном отзыве не согласились с заявленными требованиями, ссылаясь на отсутствие законных оснований для признания истца нуждающейся в получении жилья.

Представитель третьего лица ООО "Лукойл-Коми" в судебном заседании поддержала заявленные требования, пояснив, что жилое помещение, в котором проживает Мифтахова А.Р. предоставлено ее матери на основании решения суда и ежегодно с ... перезаключаются договора найма жилого помещения, в настоящее время ООО "ЛУКОЙЛ-Коми" проводит мероприятия по отчуждению жилого фонда, в связи с чем нанимателям в письменной форме предлагают выкупить квартиры, в которых они проживают.

Суд постановил приведенное выше решение.

В кассационной жалобе Агентство Республики Коми по социальному развитию не согласно с решением суда и просит его отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения и отмены правильного по существу решения суда.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Мифтахова А.Р. относится к категории лиц, имеющих право на получение льгот (мер социальной поддержки), гарантированных ст.17 Федерального Закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона.

Согласно указанной нормы Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.

Во исполнение федерального законодательства был принят Закон Республики Коми от 06.10.2006 № 69-РЗ "О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки", который установил, что формой обеспечения жильем граждан, относящихся к категориям, установленным ст.14,16 и 21 Федерального Закона "О ветеранах" и ст.17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", является предоставление им в порядке, определенном Правительством Республики Коми, единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения.

Соответствующие социальные выплаты предоставляются за счет и в пределах средств, предусмотренных бюджетам субъектов Российской Федерации в федеральном бюджете. Предоставление выплат отнесено к полномочиям Агентства Республики Коми по социальному развитию в порядке, утвержденном Постановлением Правительства Республики Коми от 22.03.2010 № 58 "О мерах по реализации Закона Республики Коми "О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан".

Согласно п. 3 Постановления Правительства Республики Коми от 22.03.2010 № 58 на Агентство РК по социальному развитию возложена обязанность обеспечить формирование и ведение республиканского списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ и имеющих право на предоставление социальных выплат на приобретение жилья, относящихся к категориям, установленным статьями 14, 16 и 21 Федерального закона "О ветеранах" и статьей 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", на основании списков, представляемых органами местного самоуправления.

Исходя из вышеприведенных норм следует, что при реализации жилищных прав указанной категории граждан основополагающим фактором является их нуждаемость в улучшении жилищных условий, нахождение на учете в органах местного самоуправления для улучшения жилищных условий.

Как установлено в судебном заседании, Мифтахова А.Р. постановлением Усинской городской администрации от 01 июня 1994 года принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории "семьи, имеющие детей-инвалидов" на основании п.п.9 п.8 Указа Главы Республики Коми от 27 мая 1999 года № 190 "О правилах учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставлении жилых помещений в РК" как проживающая на условиях поднайма в частном жилищном фонде и не имеющая другой жилой площади с датой постановки на учет - 20 декабря 1993 года.

Приказом Агентства РК по социальному развитию от 27 декабря 2010 года Мифтаховой А.Р. отказано в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения, она исключена из Республиканского списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, относящихся к категориям, установленным статьями 14,16,21 ФЗ "О ветеранах" и ст. 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" в связи с обеспеченностью жилым помещением, расположенным по адресу: ..., где Мифтахова А.Р. зарегистрирована и имеет законное право постоянного пользования без указания срока.

В соответствии ч.2 ст.6 Федерального Закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.

Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установленные Жилищным кодексом РФ, содержатся в ст. 51, в качестве таковых признаются в том числе граждане:

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Как установлено в судебном заседании, Мифтахова А.Р. является инвалидом, проживает в ... РК общей площадью ... кв.м на основании договора найма жилого помещения, заключенного ее матерью на срок до 31 декабря 2011 года. Указанное жилое помещение находится в собственности ООО "ЛУКОЙЛ-Коми" и предоставлено ... - матери истца на основании кассационного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РК от 28 июня 2004 года, которым удовлетворены исковые требования .... к ОАО "Коминефть" о предоставлении жилого помещения на состав семьи 2 человека в г. Усинске.

На основании изложенного, суд, установив, что Мифтахова А.Р. не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, собственником жилого помещения, членом семьи собственника жилого помещения, поскольку проживает по договору найма в жилом помещении, являющемся частной собственностью ООО "ЛУКОЙЛ-Коми", сделал верный вывод о том, что истец попадает под п. 1 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ и соответственно основания, по которым Мифтахова А.Р. поставлена в очередь по категории "семьи, имеющие детей-инвалидов" на настоящее время не отпали.

Учитывая, что право на получение жилого помещения Мифтаховой А.Р. не реализовано, суд пришел к обоснованному выводу о том, что истец до настоящего времени не утратила права на меры социальной поддержки в виде права на получение единовременной денежной выплаты и удовлетворил заявленные требования, признав приказ Агентства Республики Коми по социальному развитию от 27 декабря 2010 года об отказе в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения Мифтаховой А.Р. незаконным.

Доводы кассационной жалобы на отсутствие законных оснований для признания истца нуждающейся в получении жилья в соответствии со ст.51 Жилищного кодекса РФ со ссылкой на то, что в настоящее время Мифтахова А.Р. является членом семьи нанимателя жилого помещения, несостоятельны, так как основаны на неверном толковании заявителем норм материального права. Жилое помещение, в котором проживает истец по договору найма, является частной собственностью ООО "ЛУКОЙЛ-Коми", не является жилым помещением государственного или муниципального жилищного фонда, и соответственно истец проживает в нем по договору коммерческого, а не социального найма, как того требует ст.51 Жилищного кодекса РФ, и такое проживание носит временный характер, при этом у истца отсутствует возможность приватизации данного жилого помещения.

Вынесенное по делу судебное постановление является законным, основано на правильном толковании и применении норм материального и процессуального права.

Судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда по доводам кассационной жалобы.

Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Усинского городского суда Республики Коми от 23 мая 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Агентства Республики Коми по социальному развитию без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи