33-3973/2011 признание права на ЕДВ



Судья Тарасова Н.М. Дело № 33-3973/2011

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Ивановой Н.Г.,

судей Машкиной И.М., Юдина А.В.,

при секретаре Глобу Н.В.,

рассмотрев в судебном заседании 25 июля 2011 года дело по кассационной жалобе Агентства Республики Коми по социальному развитию на решение Сосногорского городского суда Республики Коми от 18 мая 2011 года, по которому

удовлетворены требования прокурора г.Сосногорска в интересах Шевченко Г. В. к Агентству Республики Коми по социальному развитию о предоставлении единовременной денежной выплаты.

Агентство Республики Коми по социальному развитию обязано включить Шевченко Г. В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., в республиканский список (реестр) ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Агентство Республики Коми по социальному развитию обязано предоставить Шевченко Г. В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилого помещения.

Заслушав доклад судьи Машкиной И.М., объяснения прокурора Шевелевой М.Г., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор г. Сосногорска в интересах Шевченко Г.В. обратился в суд с иском к администрации ГП "Сосногорск" о постановке на учет в качестве нуждающегося, к Агентству Республики Коми по социальному развитию о возложении обязанности включить в республиканский список (реестр) ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставить единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилья. В обоснование иска указал, что Агентством Республики Коми по социальному развитию незаконно отказано в предоставлении указанной выплаты, несмотря на наличие у истца определенного статуса и признания его нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Определением суда от 18 мая 2011 года прекращено производство по делу по требованиям прокурора г. Сосногорска в интересах Шевченко Г.В. к администрации ГП "Сосногорск" о постановке на учет в качестве нуждающегося в связи с отказом от иска в этой части.

В судебном заседании истец поддержал заявленные требования, пояснив, что является инвалидом первой группы по зрению, с 1994 года стоит на учете в администрации ГП "Сосногорск" в качестве нуждающегося в жилом помещении как инвалид первой группы. С 1984 года проживает и зарегистрирован совместно с супругой по адресу: .... Временно, на период выезда супруги на лечение, с 20 мая 2009 года по 22 июля 2010 года был зарегистрирован в квартире своего сына по ..., поскольку проживать один по состоянию своего здоровья он не может. В сентябре 2010 года дом, в котором он проживает вместе с супругой, признан непригодным для проживания.

Представитель администрации ГП "Сосногорск" в судебном заседании пояснила, что Шевченко Г.В. состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с 28 июня 1994 года в общем списке под № ... в первоочередном списке как "инвалид 1 группы" - под № ... по настоящее время.

Агентство Республики Коми по социальному развитию своего представителя в судебное заседание не направило, просили рассмотреть дело в его отсутствие, в представленном отзыве не согласились с заявленными требованиями, указав, что на момент постановки на учет в качестве нуждающегося, Шевченко Г.В. был зарегистрирован по адресу: ..., в настоящее время Шевченко Г.В. сменил место жительства и зарегистрирован по ... 23 июля 2010 года в связи с чем утратил основания, которые давали ему право на получение жилых помещений по договорам социального найма до введение в действие Жилищного кодекса РФ.

Представитель третьего лица ГУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Сосногорска" в судебном заседании решение данного вопроса оставила на усмотрение суда.

Представитель администрации сельского поселения "Малая Пера", привлеченной судом в качестве третьего лица, в судебном заседании поддержала заявленные требования, указав, что Шевченко Г.В. вместе с супругой постоянно зарегистрированы и проживают в поселке ... ...., подтвердив объяснения Шевченко Г.В. о временном характере его проживания у сына на период отсутствия супруги.

Суд постановил приведенное выше решение.

В кассационной жалобе Агентство Республики Коми по социальному развитию не согласно с решением суда и просит его отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения и отмены правильного по существу решения суда.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Шевченко Г.В. относится к категории лиц, имеющих право на получение льгот (мер социальной поддержки), гарантированных ст.17 Федерального Закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона.

Согласно указанной норме Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.

Во исполнение федерального законодательства был принят Закон Республики Коми от 06.10.2006 № 69-РЗ "О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки", который установил, что формой обеспечения жильем граждан, относящихся к категориям, установленным ст.14,16 и 21 Федерального Закона "О ветеранах" и ст.17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", является предоставление им в порядке, определенном Правительством Республики Коми, единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения.

Соответствующие социальные выплаты предоставляются за счет и в пределах средств, предусмотренных бюджетам субъектов Российской Федерации в федеральном бюджете. Предоставление выплат отнесено к полномочиям Агентства Республики Коми по социальному развитию в порядке, утвержденном Постановлением Правительства Республики Коми от 22.03.2010 № 58 "О мерах по реализации Закона Республики Коми "О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан".

Согласно п. 3 Постановления Правительства Республики Коми от 22.03.2010 № 58 на Агентство РК по социальному развитию возложена обязанность обеспечить формирование и ведение республиканского списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года и имеющих право на предоставление социальных выплат на приобретение жилья, относящихся к категориям, установленным статьями 14, 16 и 21 Федерального закона "О ветеранах" и статьей 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", на основании списков, представляемых органами местного самоуправления.

Исходя из вышеприведенных норм следует, что при реализации жилищных прав указанной категории граждан основополагающим фактором является их нуждаемость в улучшении жилищных условий, нахождение на учете в органах местного самоуправления для улучшения жилищных условий.

Как установлено в судебном заседании, Шевченко Г.В. на основании постановления администрации ГП "Сосногорск" от 28 июня 1994 года принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в общем списке под №..., в первоочередном списке по категории "инвалид первой группы" под №... на основании п.п. "б" п.8 Указа Главы Республики Коми от 27 мая 1999 года № 190 "О правилах учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставлении жилых помещений в РК" как проживающий в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным нормам и техническим требованиям.

16 декабря 2010 года Шевченко Г.В. обратился в Агентство Республики Коми по социальному развитию с заявлением о предоставлении единовременной денежной выплаты, приложив к заявлению необходимые документы.

Приказом Агентства РК по социальному развитию от 24 января 2011 года Шевченко Г.В. отказано в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения, он исключен из Республиканского списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, относящихся к категориям, установленным статьями 14, 16, 21 ФЗ "О ветеранах" и ст. 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" в связи утратой им оснований, которые давали ему право на получение жилых помещений по договорам социального найма, поскольку на момент постановки на учет Шевченко Г.В. был зарегистрирован по адресу: ..., а в настоящее время Шевченко Г.В. сменил место жительства и с 23 июля 2010 года зарегистрирован по адресу: ....

Отказ в предоставлении социальных выплат допускается, в случае если представленные документы не подтверждают право граждан на предоставление социальных выплат.

Судом проверено право истца на получение указанной выплаты и правильно признано, что ответчик необоснованно отказал истцу в предоставлении данной выплаты.

В соответствии ч.2 ст.6 Федерального Закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.

Исчерпывающий перечень оснований для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий установлен в ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Как установлено в судебном заседании, Шевченко Г.В. был поставлен на учет в администрации по категории "инвалид первой группы" как проживающий в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным нормам и техническим требованиям, с 1984 года зарегистрирован и проживает в поселке ... ..., никуда не выезжал с постоянного места жительства, в установленном порядке с учета не снят. В настоящее время Шевченко Г.В. проживает с супругой в квартире по адресу ..., признанной согласно заключению Межведомственной комиссии сельского поселения "Малая Пера" от 01 сентября 2010 года непригодной для проживания, что в соответствии с ч.3 ст.51 Жилищного кодекса РФ является основанием для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Таким образом, применительно к рассматриваемым обстоятельствам дела с учетом положений ч.2 ст.6 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" следует, что истец не утратил основания, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали ему право на получение жилого помещения по договору социального найма, жилищные условия истца не изменились.

При этом судом обоснованно не принято как основание для отказа в иске то обстоятельство, что истец был перерегистрирован на непродолжительное время (с 22.05.2009 по 22.07.2010) в квартиру своего сына в одном населенном пункте, поскольку это было вызвано необходимостью: состоянием его здоровья, семейными обстоятельствами.

Исходя из анализа вышеуказанных норм закона и установленных обстоятельств по делу, суд первой инстанции при разрешении спора пришел к правильному выводу о том, что истец, обладающий определенным статусом, и поставленный до 01.01.2005 на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, по основаниям, которые до настоящего времени не изменились и не отпали, имеет право на улучшение жилищных условий посредством получения единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья.

По изложенным основаниям доводы жалобы об утрате истцом основания, которые давали ему право на получение жилых помещений по договорам социального найма до введения в действие Жилищного кодекса РФ в связи со сменной места жительства, не могут быть признаны состоятельными, влекущими отмену решения суда.

Также подлежит отклонению довод кассационной жалобы со ссылкой на п.49 Положения о признании помещения жилым, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на отсутствие решения органа местного самоуправления о дальнейшем использовании жилого помещения, поскольку отсутствие данного решения не влияет на установленный факт о непригодности квартиры истца для проживания на основании заключения Межведомственной комиссии сельского поселения "Малая Пера" от 01 сентября 2010 года.

Обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом полно и правильно. Нормы материального права применены верно. Нарушений норм процессуального права, которые влекут отмену решения, не допущено. Выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела.

Судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда по доводам кассационной жалобы.

Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Сосногорского городского суда Республики Коми от 18 мая 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Агентства Республики Коми по социальному развитию без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи