33-3403/2011 ЕДВ ветеренау на приобретение жилья



ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судья Порохина О.Г. Дело №33-3403/2011г.

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Сусловой Н.А.

судей Архаровой Л.В., Головкова В.Л.

при секретаре Коданевой И.Н.

рассмотрела в судебном заседании 27 июня 2011 года дело по кассационной жалобе представителя Соколова В.В. - Константиновой Н.В. на решение Печорского городского суда Республики Коми от 05 мая 2011 года, по которому заявление Соколова В.В. о признании приказа Агентства Республики Коми по социальному развитию от ДД.ММ.ГГ. "Об отказе в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения Соколову В.В." незаконным, обязании Агентства Республики Коми по социальному развитию восстановить Соколова В.В. в республиканском списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, оставлено без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Сусловой Н.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Соколов В.В. обратился в суд с заявлением о признании незаконным приказа Агентства Республики Коми по социальному развитию от ДД.ММ.ГГ. "Об отказе в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения Соколову В.В." и с требованием восстановить его в республиканском списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, относящихся к категориям, установленных ст. 14, 16 и 21 Федерального закона "О ветеранах" и ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ". В обоснование заявления указал, что состоит в администрации МР "Печора" на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории "ветеран боевых действий", как проживающий в общежитии - ..., составом семьи .... Соколов В.В. обратился в Агентство РК по социальному развитию о предоставлении ему единовременной денежной выплаты на приобретении жилья. По результатам рассмотрении его заявления Агентством РК по социальному развитию был вынесен приказ от ДД.ММ.ГГ. об отказе в предоставлении указанной выплаты с указанием на то, что в представленных документах не имеется сведений о принадлежности жилого помещения, занимаемого Соколовым В.В. к общежитиям, кроме этого, указанное жилое помещение находится в собственности ... заявителя, а он ... вправе в силу ст. 31 ЖК РФ пользоваться данным жилым помещением.

Дело рассмотрено судом в отсутствие представителя Агентства РК по социальному развитию, извещенного о времени и месте судебного заседания, из письменного отзыва следует, что представитель ответчика с требованиями Соколова В.В. не согласен, просит отказать в их удовлетворении по основаниям, изложенным в отзыве.

В судебном заседании истец и его представитель на требованиях настаивали.

Представитель третьего лица - администрации МР "Печора" требования заявителя поддержала.

Суд вынес указанное выше решение.

В кассационной жалобе представитель Соколова В.В. - Константинова Н.В. не согласна с решением суда и просит его отменить, указывая, что суд неправильно применил нормы материального права при разрешении спора, необоснованно не учел доводы ответчика о том, что занимаемое им жилое помещение не отвечает установленным для жилых помещений требованиям.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает решение суда подлежащим отмене в связи с неправильным применением норм материального права при разрешении спора.

Судом установлено, что Соколов В.В. является ветераном боевых действий, пользуется правами и льготами, установленными ч. 1 ст.16 ФЗ от 12.01.1995 года "О ветеранах". С ДД.ММ.ГГ. Соколов В.В. составом семьи ... состоит в очереди в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в администрации МР "Печора" как проживающий в общежитии, по адресу: ..., в льготной очереди "ветеран боевых действий".

Постановлением главы администрации МО "Город Печора и подчиненная ему территория" от ДД.ММ.ГГ. ... был исключен из числа общежитий.

ДД.ММ.ГГ. на основании договора на передачу жилого помещения в собственность граждан от ДД.ММ.ГГ. Соколовой Л.В., ..., было выдано свидетельство о государственной регистрации права собственности на ...

Заявлением от ДД.ММ.ГГ. Соколов В.В. обратился в Агентство РК по социальному развитию на предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения.

Приказом от ДД.ММ.ГГ. "Об отказе в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения Соколову В.В." руководителем Агентства РК по социальному развитию заявителю было отказано в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения, Соколов В.В. был исключен из республиканского списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, относящихся к категориям установленным статьями 14, 16 и 21 Федерального закона "О ветеранах" и статьей 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" по указанным выше основаниям.

Разрешая жалобу заявителя, суд исходил из следующего.

Согласно п.3 ч.1 ст.16 ФЗ от 12.01.1995 года "О ветеранах" ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 ФЗ "О ветеранах", предоставляются меры социальной поддержки, в том числе, обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 ФЗ "О ветеранах".

В силу ч.1 ст. 23.2. ФЗ "О ветеранах" Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем ветеранов боевых действий в соответствии со ст. 16 ФЗ "О ветеранах", нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года.

Согласно п.1 ч.1 ст. 1 Закона Республики Коми от 06.10.2006 N 69-РЗ "О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан" формой обеспечения жильем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляемой на основании письменных заявлений граждан, вставших на учет до 1 января 2005 года и относящихся к категориям, установленным статьями 14, 16 и 21 Федерального закона "О ветеранах" и статьей 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", является предоставление в порядке, определенном Правительством Республики Коми, единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения.

Постановлением Правительства РК от 22.03.2010 N 58 "О мерах по реализации Закона Республики Коми "О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан" был утвержден "Порядок предоставления гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года, относящимся к категориям, установленным статьями 14, 16 и 21 Федерального закона "О ветеранах" и статьей 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения"(далее - Порядок)

В соответствии с указанным Порядком единовременные денежные выплаты предоставляются, в том числе, ветеранам боевых действий, на основании республиканского списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, относящихся к категориям, установленным статьями 14, 16 и 21 Федерального закона "О ветеранах" и статьей 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - республиканский список), который формируется Агентством Республики Коми по социальному развитию (далее - Агентство) по дате постановки граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления на основании списков, представляемых органами местного самоуправления.

Предоставление гражданам единовременных денежных выплат осуществляется в порядке очередности в соответствии с республиканским списком (п.5 Порядка)

Решение о предоставлении единовременных денежных выплат либо об отказе в их предоставлении принимается Агентством в течение одного месяца со дня поступления заявлений граждан с документами в центр по предоставлению государственных услуг (п.13 Порядка)

Решение об отказе в предоставлении единовременных денежных выплат принимается в случае, если представленные документы не подтверждают право граждан на получение единовременных денежных выплат (п.15 Порядка).

Суд, исходя из фактических обстоятельств дела и вышеприведенных нормативных актов, признал законным отказ заявителю в предоставлении единовременной денежной выплаты.

Судебная коллегия не может согласиться с выводом суда в указанной части, поскольку он не основан на нормах материального права.

Из материалов дела следует, что Соколов В.В. был поставлен на учет в администрации МР "Печора" с ДД.ММ.ГГ. в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий на основании п.5 ст. 29 ЖК РСФСР и п.п. "г" п.8 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Республике Коми, утв. Указом Главы РК от 27.05.1999 N 190 как проживающий в общежитии, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан, поселившихся в связи с обучением.

Вывод суда о том, что после снятия статуса общежития со спорного дома временный характер проживания Соколова В.В. в спорной квартире отсутствует, Соколов В.В. и члены его семьи приобрели право на приватизацию указанного жилого помещения, чем и воспользовался ..., соответственно, основания для постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий заявителя отпали, является ошибочным, поскольку после снятия статуса общежития с дома жилищные условия Соколова В.В. не изменились, не произошло их улучшение, занимаемое жилое помещение не является благоустроенной квартирой применительно к условиям г.Печоры.

Согласно ч. 2 ст. 6 ФЗ от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.

Пункт 2 ч.1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ в данной норме как безусловное основание для снятия с учета не указан.

Между тем, в соответствии с данной нормой снятие граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях может быть произведено в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма. До вступления в действие Жилищного кодекса РФ 1 марта 2005 года основания для снятия граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий предусматривались статьей 32 ЖК РСФСР. К таким основаниям относились: 1) улучшение жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения; 2) выезд на другое постоянное место жительства; 3) выявление в представленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий, послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет; 4) прекращение трудовых отношений с предприятием, учреждением, организацией, если они состоят на учете по месту работы и никто из членов их семей не работает на этом предприятии, в учреждении, организации, кроме случаев увольнения в связи с уходом на пенсию или переходом на выборную должность.

Со вступлением в действие Жилищного кодекса РФ с 1 марта 2005 года основания для снятия с учета в качестве нуждающихся жилищных помещениях предусмотрены ст. 56, из которых п.1, 3-6 предусмотрены следующие основания: 1) подача по месту учета заявления о снятии с учета; 3) выезд на место жительства в другое муниципальное образование; 4) получение в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; 5) предоставление в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома; 6) выявление в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

Как свидетельствуют установленные по делу фактические обстоятельства, у администрации МР "Печора" не имелось предусмотренных вышеуказанными нормами закона оснований для снятия заявителя с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, в связи с чем Соколов В.В. продолжает состоять на учете в администрации МР "Печора" в списках лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Таким образом, применительно к рассматриваемым обстоятельствам дела с учетом положений ч.2 ст.6 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" суд ошибочно признал, что заявитель утратил основания, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали ему право на получение жилого помещения по договору социального найма.

Доводы заявителя о том, что переоборудование помещений под квартиры после перевода дома ... не было произведено, занимаемые Соколовым В.В. и его семьей комнаты не отвечают признаку квартиры, в них отсутствует возможность прямого доступа к помещениям общего пользования, а также отсутствуют помещения вспомогательного использования, предназначенные для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, следовательно, комнаты, занимаемые заявителем, не отвечают установленным для жилых помещений требованиям, судом необоснованно не приняты во внимание.

Суд признал, что комната, согласно ст. 16 ЖК РФ - это жилое помещение, представляющее собой часть жилого дома или квартиры, предназначенное для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире. Соответственно, комната, как жилое помещение, пригодное для проживания, не должна отвечать признакам квартиры, так как это отдельный вид жилых помещений.

Между тем, судом не учтено то обстоятельство, что заявитель был принят на учет на получение жилого помещения в период действия ЖК РСФСР и не мог быть снят с указанного учета до получения им благоустроенной квартиры применительно к условиям .... В силу положений ч. 5, 6 ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления, комнаты по договорам социального найма могут предоставляться только в случае, предусмотренном частью 4 статьи 59 настоящего Кодекса, то есть при расселении коммунальной квартиры.

При таких обстоятельствах обеспеченность Соколова В.В. и его семьи жилой площадью на одного человека выше учетной нормы, установленной Решением Совета муниципального района "Печора" от 28.03.2006 года № 3-28/399 "Об учетной норме предоставления площади жилого помещения на территории муниципального района "Печора", которая составляет 10 кв. м. общей площади жилого помещения на одного человека, не имеет правого значения по делу.

По изложенным основаниям решение суда об отказе Соколову В.В. в удовлетворении требований о признании приказа Агентства Республики Коми по социальному развитию от ДД.ММ.ГГ. "Об отказе в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения Соколову В.В." незаконным, обязании Агентства Республики Коми по социальному развитию восстановить Соколова В.В. в республиканском списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене.

Поскольку материалы дела исследованы судом полностью, но им дана ошибочная правовая оценка (ошибочное толкование норм материального права), судебная коллегия считает возможным вынести новое решение по делу об удовлетворении заявленных требований Соколова В.В., не направляя дело на новое судебное рассмотрение.

Руководствуясь ст. 361ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Печорского городского суда Республики Коми от 05 мая 2011 года отменить. Вынести по делу новое решение, по которому заявление Соколова Владимира Вячеславовича о признании приказа Агентства Республики Коми по социальному развитию от ДД.ММ.ГГ. "Об отказе в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения Соколову В.В." незаконным, обязании Агентства Республики Коми по социальному развитию восстановить Соколова Владимира Вячеславовича в республиканском списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, удовлетворить.

Признать приказ Агентства Республики Коми по социальному развитию от ДД.ММ.ГГ. "Об отказе в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения Соколову В.В." незаконным.

Обязать Агентство Республики Коми по социальному развитию восстановить Соколова Владимира Вячеславовича в республиканском списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Председательствующий

Судьи