33-3685/2011 сирота предоставление жилья



Судья Дульцева Ю.А. Дело № 33-3685/2011г.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Сусловой Н.А.,

судей Архаровой Л.В., Перминовой Н.А.,

при секретаре Глобу Н.В.

рассмотрела в судебном заседании 11 июля 2011 года дело по кассационной жалобе администрации МО ГО "Сыктывкар" на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 08 апреля 2011 года, по которому обязана администрация МО ГО "Сыктывкар" предоставить Поповой Т.Е. благоустроенное жилое помещение в г.Сыктывкаре на условиях социального найма вне очереди на состав семьи ... размером не менее ... кв.метров общей площади.

В остальной части в удовлетворении заявленных исковых требований Поповой Т.Е. отказано.

Заслушав доклад судьи Сусловой Н.А., объяснения Поповой Т.Е., Мосеевского К.В., Потапова И.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Попова Т.Е. обратилась в суд с иском к администрации МО ГО "Сыктывкар", Агентству Республики Коми по социальному развитию о предоставлении ей во внеочередном порядке жилья с учетом членов семьи, указывая, что она относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих места для постоянного проживания. В период с ... года по ... год являлась учащейся ... по форме очного обучения, была зарегистрирована и проживала по месту пребывания в общежитии училища и до окончания учебного заведения находилась на полном государственном обеспечении. Попова Т.Е. состоит в браке с П. .... В настоящее время жилого помещения для проживания Попова Т.Е. не имеет, зарегистрирована в квартире попечителя и состоит на соответствующем учете в Администрации МО ГО "Сыктывкар", однако жильем до настоящего времени не обеспечена.

Истец в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивала.

Представители ответчиков иск не признали.

Суд вынес указанное выше решение.

В кассационной жалобе администрация МО ГО "Сыктывкар" не согласна с решением суда и просит его отменить, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда по доводам кассационной жалобы.

Судом установлено, что Попова Т.Е. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением Главы администрации МО "Эжвинский район" от ДД.ММ.ГГ. попечителем истца назначена М.

ДД.ММ.ГГ. Попова Т.Е. поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий Агентством РК по социальному развитию. Согласно акту от ДД.ММ.ГГ. учетные дела граждан, состоящих на указанном учете, переданы Администрации МО ГО "Сыктывкар". В настоящее время истец значится в списках за .

Судом установлено, что на праве собственности Поповой Т.Е. жилье не принадлежит, и на праве социального найма оно не предоставлялось. Как следует из материалов учетного дела, истец зарегистрирована по месту жительства в ..., в жилом помещении, предоставленном по договору найма ее опекуну - М.

При рассмотрении дела суд правильно руководствовался положениями ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в соответствии с которой дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации (ст. 5 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ).

Согласно ст. 1 Закона Республики Коми от 22.11.2010 № 139-РЗ "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядке предоставления им жилых помещений по договорам социального найма" органы местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов (городских округов) в Республике Коми с 01.01.2011 наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями в порядке, предусмотренном настоящим Законом, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения либо имеющих закрепленное жилое помещение частного жилищного фонда, находящееся в собственности граждан, признанное в установленном порядке непригодным для постоянного проживания, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Статьей 2 Закона Республики Коми от 22.11.2010 № 139-РЗ установлено, что в соответствии с настоящим Законом жилыми помещениями обеспечиваются граждане, не имеющие закрепленного жилого помещения или имеющие закрепленное жилое помещение, признанные нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по основаниям, предусмотренным Жилищным кодексом Российской Федерации.

Из необходимости внеочередного предоставления жилых помещений по договорам социального найма непосредственно детям-сиротам исходит и Жилищный кодекс Российской Федерации (статья 57).

Исходя из анализа вышеуказанных норм закона и установленных по делу обстоятельств, суд обоснованно обязал администрацию МО ГО "Сыктывкар" предоставить Поповой Т.Е. вне очереди жилое помещение, поскольку она является сиротой, закрепленного за ней жилья не имеется и до настоящего времени свое право на обеспечение жилым помещением по данному основанию она не реализовала.

Вывод суда о необходимости предоставления истцу жилого помещения площадью ... кв. м соответствует закону.

Статья 40 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на жилище.

В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления должны обеспечить условия для осуществления гражданами конституционного права на жилище в том числе путем предоставления жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного найма (ч. 1 ст. 1, п. 3 ст. 2).

Пунктом 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ и статьей 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" закреплена обязанность уполномоченных органов обеспечить вне очереди лиц, относящихся к рассматриваемой категории граждан, жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Закона Республики Коми от 22.11.2010 № 139-РЗ жилые помещения предоставляются гражданам на основании решений органов местного самоуправления по договорам социального найма жилых помещений, заключаемым в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации, по норме, установленной соответствующим органом местного самоуправления.

Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении от 3 февраля 2010 года N 3-П отметил, что, обязывая органы государственной власти создавать условия для осуществления конституционного права на жилище, которое в условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации реализуют в основном самостоятельно, используя для этого различные способы, Конституция Российской Федерации вместе с тем предусматривает, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40, части 2 и 3); тем самым федеральному законодателю на конституционном уровне предписывается не только определять категории граждан, нуждающихся в жилище, но и устанавливать конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся в настоящее время у государства.

Так, статьей 10 Закона РК "О категориях граждан, имеющих право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда РК по договорам социального найма и порядке предоставления им указанных жилых помещений по договорам социального найма" установлена специальная норма предоставления жилых помещений гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в виде отдельной квартиры на одного человека в размере не менее 33 кв.м. общей площади.

Норма предоставления жилого помещения устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов (ст. 50 Жилищного кодекса РФ).

Применение установленной Решением Совета МО ГО "Сыктывкар" от 28 ноября 2005 г. № 20/11-282 нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере 13,5, на которую ссылается заявитель, неправомерно при наличии установленной специальным законом нормы предоставления жилых помещений для рассматриваемой категории граждан. Такое правовое регулирование осуществлено в интересах названных лиц с целью предоставления им дополнительной социальной поддержки.

Содержащийся в жалобе довод о том, что Законом РК от 13.12.2010 N 141-РЗ дети-сироты исключены из перечня граждан, имеющих право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Коми по договорам социального найма, установленного ст. 1 Закона Республики Коми от 04.07.2007 № 54-РЗ "О категориях граждан, имеющих право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Коми, предоставляемых по договорам социального найма и порядке предоставления им указанных жилых помещений по договорам социального найма", не имеет правового значения для разрешения настоящего спора.

Рассматриваемая льгота прямо предусмотрена специальным Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". В этой связи, оснований для распространения общих норм о предоставлении гражданам Республики Коми жилых помещений по договорам социального найма на случаи предоставления жилых помещений детям-сиротам, урегулированные специальным законом, не имеется.

Довод кассационной жалобы о том, что решение суда не содержит указания на источник финансирования расходов администрации по предоставлению истцу жилого помещения судебной коллегией не принимается, поскольку Законом Республики Коми от 22.11.2010 № 139-РЗ вышеуказанные указанные полномочия с 01.10.2011 переданы органам местного самоуправления и одновременно предусмотрено, что финансирование расходов по реализации органами местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет средств субвенций из Республиканского фонда компенсаций, предусматриваемого в республиканском бюджете Республики Коми на соответствующий финансовый год. Объем субвенций, предусматриваемых бюджетам муниципальных образований муниципальных районов (городских округов) на осуществление органами местного самоуправления государственных полномочий, определяется исходя из различных расходов, рассчитанных по соответствующим Методикам (статья 12).

Принимая во внимание, что источник и порядок финансирования расходов по реализации органами местного самоуправления государственных полномочий определены в вышеуказанной норме закона, оснований для необходимости указания в решении суда источника финансирования не имеется.

Отсутствие у органа местного самоуправления достаточных денежных средств на указанные цели также не является основанием для освобождения администрации МО ГО "Сыктывкар" от возложенной на нее обязанности.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда по доводам кассационной жалобы.

Руководствуясь ст.361 ГПК Российской Федерации,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 08 апреля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации МО ГО "Сыктывкар" - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи