Судья: Дульцева Ю.А. Дело № 33-4201/2011 О П Р Е Д Е Л Е Н И Е. СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ в составе председательствующего: Сусловой Н.А., судей: Пристром И.Г., Харманюк Н.В., при секретаре Чебыкиной Е.М., рассмотрев в судебном заседании 04 августа 2001 года дело по кассационному представлению прокурора Корткеросского района на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 06 мая 2011 года, по которому в удовлетворении заявленных исковых требований Прокурору Корткеросского района – отказано. Заслушав доклад судьи Харманюк Н.В., объяснения прокурора Шевелевой М.Г., представителя ООО «СГснаб»-Барышева С.А., судебная коллегия У С Т А Н О В И Л А : Прокурор Корткеросского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к ООО « СГснаб» о возложении обязанности по организации на территории Корткеросского района в срок до 01.06.2011 года круглосуточной аварийно- диспетчерской службы газа «904». В судебном заседании представитель заявителя поддержала заявленные требования. Представители ответчика с иском не согласились. Суд постановил приведенное выше решение. В кассационном представлении прокурор Корткеросского района Республики Коми с решением суда не согласен, просит его отменить, как незаконное и необоснованное. Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия находит обжалуемый судебный акт подлежащим отмене по следующим основаниям. Разрешая спор и отказывая заявителю в удовлетворении требований, суд исходил из того, что рассматриваемые правоотношения урегулированы договорами на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования, при этом постановление Госгортехнадзора РФ от 18.03.2003 г. № 9,которым утверждены правила безопасности систем газораспределения и газопотребления не распространяются на правоотношения при поставке углеводородных газов (пропан-бутан). Судебная коллегия находит данные выводы суда сделанными без установления и исследования всех юридически значимых обстоятельств, в связи с чем преждевременными. Федеральный закон от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон о газоснабжении), определяя правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения в Российской Федерации, к полномочиям Правительства Российской Федерации в области газоснабжения относит утверждение правил поставок газа, правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению. В соответствии с Законом о газоснабжении Правительство Российской Федерации постановлением от 21.07.2008 N 549 утвердило Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан (далее - Правила). Согласно пункту 2 Правил поставка газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан осуществляется исходя из следующих принципов: обеспечения бесперебойности и безопасности поставки газа, поставки газа по фактической потребности, государственного регулирования розничных цен на газ, потребляемый населением, в том числе тарифов на его транспортировку, применения энергосберегающих технологий при использовании газа. В пункте 3 Правил даны понятия, используемые в них. В частности, "ВДГО" - это газопроводы многоквартирного дома или жилого дома, подключенные к газораспределительной сети, либо к резервуарной или групповой баллонной установке, обеспечивающие подачу газа до места подключения газоиспользующего оборудования, а также газоиспользующее оборудование и приборы учета газа. "Специализированная организация" - это ГРО, допущенная в установленном законодательством порядке к осуществлению деятельности по техническому обслуживанию ВДГО и имеющая аварийно-диспетчерскую службу либо заключившая договор об оказании услуг аварийно-диспетчерской службы. Из статьи 7 Закона о газоснабжении следует, что газораспределительная система представляет собой имущественный производственный комплекс, который состоит из организационно и экономически взаимосвязанных объектов, предназначенных для транспортировки и подачи газа непосредственно его потребителям на соответствующей территории Российской Федерации, независим от Единой системы газоснабжения и региональных систем газоснабжения и находится в собственности организации, образованной в установленных гражданским законодательством организационно-правовой форме и порядке, получившей в процессе приватизации объекты указанного комплекса в собственность либо создавшей или приобретшей их на других предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации основаниях. Организация - собственник газораспределительной системы представляет собой специализированную организацию, осуществляющую эксплуатацию и развитие на соответствующих территориях сетей газоснабжения и их объектов, а также оказывающую услуги, связанные с подачей газа потребителям и их обслуживанием. Приказом Министерства регионального развития РФ от 26.06.2009 года № 239 утвержден Порядок содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в Российской Федерации. В соответствии с пунктом 2 Порядка ВДГО включает в себя газопроводы многоквартирного дома, подключенные к газораспределительной сети либо к резервуарной или групповой баллонной установке, обеспечивающие подачу газа до места подключения газоиспользующего оборудования и приборы учета газа. Согласно пункту 4 Порядка техническое обслуживание ВДГО включает в себя техническое обслуживание и ремонт наружных и внутренних домовых газопроводов сети газопотребления, а также техническое обслуживание и ремонт бытового газоиспользующего оборудования. Минимальный объем работ по обслуживанию ВДГО для обеспечения его исправного и работоспособного состояния, указанный в Приложении №1 к Порядку, включает в себя и техническое обслуживание газоиспользующего оборудования. В соответствии с пунктом 7 Порядка установлено, что проведение работ по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования осуществляется специализированной организацией при условии заключения договоров на их выполнение. В соответствии с подпунктом «к» пункта 21 Порядка № 549 абонент обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние внутридомового газового оборудования, своевременно заключать договор о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования и аварийно-диспетчерском обеспечении. В соответствии с пунктом 45 Правил поставки газа населению одним из оснований приостановления поставщиком поставки газа абоненту является отсутствие у абонента договора о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования и аварийно-диспетчерском обеспечении, заключенного со специализированной организацией. При этом обязанность потребителя газа по заключению договора на техническое обслуживание ВДГО предусмотрена пунктом 93 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам. Таким образом, правила поставки газа исключают возможность заключения договора поставки газа при отсутствии договора технического обслуживания ВДГО. Федеральный закон от 31 марта 1999 г. № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» определяет газоснабжение как одну из форм энергоснабжения, представляющую собой деятельность по обеспечению потребителей газом. Обязанность по обеспечению надлежащего технического состояния и безопасности газовых сетей, а также учета потребления энергии возлагается на газоснабжающую организацию в случае, когда абонентом по договору газоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, если иное не установлено законом или иными правовыми актами ( пункт 2 статьи 543 ГК РФ). Распоряжением Правительства Республики Коми от 12.11.2010 г. № 501-р в целях обеспечения гарантированных поставок сжиженного углеводородного газа для бытовых нужд населения Республики Коми, на основании пункта 4.2 Методики организации работы по сбору и обработке информации по учету производства и поставок сжиженных углеводородных газов потребителям Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. N 16, определено на 2011 год уполномоченной организацией по поставке сжиженных углеводородных газов для бытовых нужд населения Республики Коми, в частности: по обслуживанию населения муниципального образования городского округа "Сыктывкар", муниципальных образований муниципальных районов "Княжпогостский", "Койгородский", "Корткеросский", "Прилузский", "Сысольский", "Сыктывдинский", "Удорский", "Усть-Вымский", "Усть-Куломский" ООО «СГснаб». Таким образом, ООО «СГснаб»(«Газоснабжающая организация») является организацией по снабжению сжиженным газом для бытовых нужд населения Республики Коми, в частности, муниципального образования муниципальный район «Корткеросский». При этом ООО «СГснаб», эксплуатирующая газопровод на территории района, осуществляет деятельность по обслуживанию внутридомового газового оборудования на основании договоров. Согласно Уставу Общества, основными видами деятельности Общества являются, в частности, техническое обслуживание внутридомового газового оборудования, газоиспользующего оборудования, внутренних и наружных газопроводов, резервуарных установок и сосудов, а также сооружений из них, аварийно-диспетчерское обслуживание. Из смысла и содержания договора № 1 об организации газоснабжения населения сельского поселения Намск, заключенного между ООО «СГснаб» и Главой данного поселения, следует, что данный договор содержит элементы договора в пользу третьего лица, при этом специализированной организацией по поставке энергетических ресурсов (газоснабжающей организацией) определено Общество «СГснаб». Необходимость применения Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан следует из используемых данными Правилами понятий, из которых: "абонент" - сторона договора, обязанная принять поставленный газ и оплатить его при этом, абонентом может выступать физическое лицо (гражданин), в том числе собственник (наниматель) жилого дома, приобретающий газ для удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности) и «газоснабжающая организация», организация, осуществляющая деятельность по поставке газа на территории муниципального образования, где расположено помещение, газоснабжение которого необходимо обеспечить. Как следует из материалов дела, Общество «CГснаб», с одной стороны, осуществляет деятельность по поставке газа в Корткеросском районе, обязательным условием осуществления которой является наличие договора на обслуживание ВДГО. Кроме того, в материалы дела представлен договор на техническое обслуживание ВДГО № от 02.11.2010, заключенный между ООО «СГснаб» (Подрядчиком) и ФИО. (Заказчиком), осуществление которого само по себе, невозможно без наличия у Общества аварийно-диспетчерской службы либо заключения договора об оказании услуг аварийно-диспетчерской службы со сторонней организацией. При этом, в материалах дела отсутствуют данные в рамках каких правоотношений ответчиком оказываются услуги по поставке газа иным гражданам ..., заключены ли с ними договора на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования и на каких условиях. Сведений о наличии аварийно-диспетчерской службы у Общества «СГснаб» материалы дела так же не содержат. Ссылка в решении на наличие в договоре от 02.11.2010 года пункта, в соответствии с которым определен номер, по которому следует звонить «Заказчику» в случае утечки газа, также не свидетельствует о наличии у Общества названной аварийно-диспетчерской службы, при этом не определен порядок ее функционирования и режим. Согласно пункту 4 Порядка содержания и ремонта ВДГО, вступившего в силу -10.10.2009 г., содержание и ремонт ВДГО включает в себя комплекс работ по обслуживанию ВДГО, осуществляемых специализированной организацией. Ремонт ВДГО производится с целью оперативного устранения неисправностей на основании ремонтной заявки (п. 18 Порядка содержания и ремонта ВДГО). Специализированная организация начинает работу после оформления и регистрации ремонтной заявки, но не позднее чем через один день. Утечки газа и иные неисправности, которые могут повлечь за собой аварию либо создают угрозу безопасности граждан, должны устраняться незамедлительно, в аварийном порядке (п. 19 Порядка содержания и ремонта ВДГО). Кроме того, в силу п.21 названного порядка абонент обязан: незамедлительно сообщать в аварийно-диспетчерскую службу об авариях, утечках и иных чрезвычайных ситуациях, возникающих при пользовании газом. Соответственно возможность надлежащего исполнения сторонами указанных обязательств подразумевает наличие определенного режима работы аварийно-диспетчерской службы, которая должна обеспечивать своевременное (при необходимости-незамедлительное) устранение аварии. При таких обстоятельствах решение суда не может быть признано достаточно обоснованным и подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в тот же суд в связи с невозможностью устранения допущенных судом первой инстанции недостатков в кассационной инстанции. При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, установить характер сложившихся между сторонами в рамках поставки газа правоотношений, подробно и полно установить все обстоятельства, имеющие значение для дела, и принять законное и обоснованное решение. Руководствуясь ст.362 ГПК РФ, судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А : Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 06 мая 2011 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции Председательствующий: Судьи: