Судья Бочарова С.В. Дело № 33-4809/2011 г. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ в составе председательствующего Ивановой Е.А., судей Кореневой И.В., Харманюк Н.В., при секретаре Глобу Н.В., рассмотрев в судебном заседании 8 сентября 2011 года дело по кассационной жалобе ГУ Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Воркуты» на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 27 июня 2011 года, по которому Удовлетворены исковые требования Прокурора г.Воркуты к Государственному учреждению Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Воркуты» о признании права Бондаренко Н.А. на получение мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений, проживающим в поселках городского типа, в виде освобождения в полном объеме от оплаты за содержание и ремонт жилого помещения с 01.01.2011. Признано за Бондаренко Н.А. право на получение мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений, проживающим в поселках городского типа, в виде освобождения в полном объеме от оплаты за содержание и ремонт жилого помещения с 01.01.2011. Взыскана с Государственного учреждения Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Воркуты» государственная пошлина в сумме ... (...) рублей в бюджет муниципального образования городского округа «Воркута». Заслушав доклад судьи Ивановой Е.А., объяснения представителя Прокуратуры Республики Коми Ковригиной О.Н., судебная коллегия, У С Т А Н О В И Л А: Прокурор г.Воркуты обратился в суд с иском к ГУ Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Воркуты» в интересах Бондаренко Н.А., в обоснование которого указал, что истица является педагогическим работником учреждения образования, работающим и проживающим в поселке городского типа, имеет право на предоставление ей мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, в частности, на полное ее освобождение от оплаты за содержание и ремонт жилого помещения. В то же время ответчик предоставляет Бондаренко Н.А. данную льготу в пределах установленной социальной нормы площади жилого помещения и только на нее одну, без учета членов семьи, в связи с чем прокурор просил признать за Бондаренко Н.А. с 01.01.2011 право на освобождение в полном объеме от оплаты за содержание и ремонт жилого помещения. Прокурор г. Воркуты и Бондаренко Н.А. участие в судебном заседании не принимали. Представитель ГУ Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Воркуты» в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился. Суд постановил приведенное выше решение. В кассационной жалобе ГУ Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Воркуты» не согласно с решением суда и просит его отменить по мотивам незаконности и необоснованности. Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит. Как следует из обстоятельств дела, Бондаренко Н.А. с ... по настоящее время работает в должности ... в Муниципальном общеобразовательном учреждении «...», расположенном в пос..... Истица зарегистрирована и проживает по адресу: пос...., где кроме нее проживают также ее муж ФИО1 и сын ФИО2 Согласно Общероссийскому классификатору объектов административно-территориального деления, утвержденному Постановлением Госстандарта РФ от 31.07.1995 №413, поселок Воргашор отнесен к поселкам городского типа. Абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании» было предусмотрено, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ данная норма дополнена положением о том, что размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанной меры социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации. Пункт 1(1) статьи 18 Закона Республики Коми от 12.11.2004 № 55-РЗ «О социальной защите населения в Республике Коми» устанавливает право педагогических работников муниципальных образовательных учреждений в Республике Коми, работающих и проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа на меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг по отоплению, освещению, холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, содержанию, текущему ремонту и вывозу мусора. Таким образом, Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ не предполагалась отмена или ограничение в предоставлении льгот, гарантированных статьей 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1993 № 3266-1 «Об образовании» для проживающих и работающих в сельской местности и рабочих поселках (поселках городского типа) педагогических работников образовательных учреждений. Реализация данного Закона в отмеченной части возложена на органы государственной власти субъектов Российской Федерации. При этом наделение законом субъектов Российской Федерации правом на установление порядка и условий предоставления мер социальной поддержки данной категории граждан направлено на формирование механизма межбюджетных отношений и не регулирует правоотношения по предоставлению льгот данной категории населения. Согласно статье 3 Федерального закона от 29.12.2010 № 439-ФЗ «О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации «Об образовании»» нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение абзаца 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (в редакции данного Федерального закона), не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу указанного Федерального закона. Из изложенных положений федерального законодательства следует, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделены правом принимать нормативные правовые акты, устанавливающие размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, однако это не влечет за собой право субъектов Российской Федерации снижать уровень социальных гарантий для соответствующей категории граждан, предусмотренный федеральным законодательством. Исходя из этого, в силу прямого указания федерального закона, принципов и порядка разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации введение субъектами Российской Федерации каких-либо ограничений в части порядка и условий предоставления педагогическим работникам образовательных учреждений, проживающим и работающим в сельской местности или рабочих поселках (поселках городского типа), бесплатной жилой площади с отоплением и освещением является недопустимым, поскольку предоставление данных льгот в том виде и объеме, в каком они предусмотрены ст.55 Закона Российской Федерации «Об образовании», гарантировано нормативными правовыми актами, имеющими большую юридическую силу по отношению к нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. Суд с достаточной полнотой проверил материалы дела, установил обстоятельства, имеющие значение, и пришел к правильному и обоснованному выводу о праве Бондаренко Н.А. с членами семьи на получение соответствующей льготы, указав, что из системного толкования правовых норм, в том числе статей 153, 154 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что право педагогических работников на бесплатную жилую площадь, установленное федеральным законодательством, не содержит каких-либо ограничений в его предоставлении, в том числе и в части возмещения платы за содержание и ремонт жилья. Приведенные в кассационной жалобе доводы о том, что меры социальной поддержки в части оплаты жилья и коммунальных услуг предоставляются только на Бондаренко Н.А., как на педагогического работника, без учета членов ее семьи, не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального права. С учетом изложенного постановленное по делу решение является законным и обоснованным. Обстоятельства, имеющие значение для дела судом установлены полно и правильно. Нарушений норм процессуального права при рассмотрении дела судом не допущено. Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А: Решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 27 июня 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу ГУ Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Воркуты» – без удовлетворения. Председательствующий: Судьи: