Судья Патрушева А.Г. Дело № 33-4891/2011 О П Р Е Д Е Л Е Н И Е СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ в составе председательствующего Сусловой Н.А. судей Пристром И.Г., Голикова А.А. при секретаре Чебыкиной Е.М. рассмотрела в судебном заседании 12 сентября 2011 года дело по кассационным жалобам Петровской Л.С., Министерства экономического развития Республики Коми на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 20 мая 2011 года, по которому исковые требования Петровской Л.С. удовлетворены в части; признаны незаконными заключение комиссии от ДД.ММ.ГГГГ и приказ № от ДД.ММ.ГГГГ Министерства экономического развития в части отказа Петровской Ларисе Степановне в социальной выплате в виде компенсации на возмещение из республиканского бюджета ... части затрат на уплату процентов по кредиту на приобретение жилья; признано за Петровской Л.С. право на получение социальной выплаты в виде компенсации на возмещение из республиканского бюджета Республики Коми части затрат на уплату процентов по кредиту на приобретение жилья; в удовлетворении исковых требований Петровской Л.С. о взыскании социальной выплаты отказано; Заслушав доклад судьи Пристром И.Г., объяснения представителя истца - Рочевой И.О., судебная коллегия У С Т А Н О В И Л А: Петровская Л.С. обратилась в суд с иском к Министерству экономического развития Республики Коми о признании заключения комиссии от ДД.ММ.ГГГГ и приказа № от ДД.ММ.ГГГГ незаконными, признании права на получение социальной выплаты в виде компенсации на возмещение из республиканского бюджета Республики Коми части затрат на уплату процентов по кредиту на приобретение жилья, взыскании социальной выплаты. К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Министерство финансов Республики Коми, Администрация МО ГО «Сыктывкар». В судебном заседании представитель истца на удовлетворении иска настаивала. Представитель Министерства финансов Республики Коми с иском не согласилась. Представители Министерства экономического развития Республики Коми, Администрация МО ГО «Сыктывкар» в судебном заседании участия не приняли и дело рассмотрено в их отсутствие. Суд постановил указанное выше решение. Петровская Л.С. обратилась в Верховный суд РК с кассационной жалобой, в котором просит изменить решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований и взыскать с ответчика социальную выплату в виде компенсации на погашение части кредита, полученного на приобретение жилья. В кассационной жалобе Министерство экономического развития РК не согласно с решением суда, ссылаясь на пропуск истицей трехмесячного срока для обращения в суд. Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, исходя из доводов кассационных жалоб сторон, обсудив доводы жалоб, судебная коллегия оснований для отмены и изменения решения суда не находит. Из материалов дела следует, что Петровская Л.С. с ДД.ММ.ГГГГ состояла на учете в Администрации г.Сыктывкара граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий на общих и на льготных основаниях с составом семьи 1 человек. Постановлением Главы Администрации г.Сыктывкара № от ДД.ММ.ГГГГ Петровская Л.С. снята с учета в связи с обеспеченностью жилой площадью. Петровская Л.С. государством жильем не обеспечена. В 2008 году Петровская Л.С. улучшила свои жилищные условия за счет кредитных средств Коми ОСБ РФ № путем приобретения квартиры по адресу: .... Для чего, ДД.ММ.ГГГГ Петровская Л.С. заключила Коми ОСБ РФ № кредитный договор № на сумму ... рублей на срок до ДД.ММ.ГГГГ под ... процентов годовых. Право собственности Петровской Л.С. на квартиру по адресу: ... зарегистрировано в ЕГРП ДД.ММ.ГГГГ за №. ДД.ММ.ГГГГ году Петровская Л.С. обратилась в Министерство экономического развития Республики Коми с заявлением о предоставлении ей социальной выплаты в виде компенсации на погашение части кредита по договору от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному ею с Коми ОСБ РФ №8617 на приобретение ... в соответствии с Порядком, утвержденным Правительством Республики Коми от 24 июля 2008 года № 200. На основании заключения комиссии от ДД.ММ.ГГГГ и приказа Министерства экономического развития Республики Коми № от ДД.ММ.ГГГГ Петровской Л.С. отказано в предоставлении социальной выплаты в виде компенсации на возмещение из республиканского бюджета Республики Коми части затрат на уплату процентов по кредиту на приобретение жилья в связи с исключением ее Администрацией г.Сыктывкара с учета граждан. Основанием для отказа послужил тот факт, что на момент взятия кредита Петровская Л.С. не нуждалась в улучшении жилищных условий. Суд первой инстанции обоснованно признал данный отказ незаконным. Механизм предоставления работникам организаций, финансируемых за счет средств республиканского бюджета Республики Коми или местных бюджетов, социальных выплат в виде компенсации на погашение части кредита, полученного в кредитной организации на строительство или приобретение жилья на территории Республики Коми регулируется Порядком, утвержденным Правительства РК от 24.07.2008 N 200 (действовавшим на момент спорных правоотношений). Согласно п. 2 и 3 указанного Постановления право на получение выплат имеют граждане, являющиеся работниками организаций, финансируемых за счет средств республиканского бюджета Республики Коми или местных бюджетов, заключившие не позднее 1 июля 2009 г. с кредитной организацией кредитный договор в целях получения средств на строительство или приобретение жилья на территории Республики Коми, а также: имеющие на момент подачи заявления о предоставлении выплаты стаж работы в организациях, финансируемых за счет средств республиканского бюджета Республики Коми или местных бюджетов, не менее 5 лет; состоявшие на момент получения кредита на учете и признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., или признанные после 1 марта 2005 г. по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или состоявшие на учете на получение субсидий (социальных выплат) на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий в соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона Республики Коми "О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья"; имеющие задолженность по кредиту; не имеющие просроченной задолженности по кредиту и процентам по нему; не получавшие иные формы государственной поддержки на строительство или приобретение жилья за счет средств республиканского бюджета Республики Коми (за исключением социальной выплаты в виде компенсации части затрат, связанных с получением кредита на строительство или приобретение жилья). Для получения выплаты гражданин представляет в Министерство экономического развития Республики Коми не позднее 1 июля 2009 г. следующие документы, в числе которых - документ, подтверждающий постановку гражданина в установленном порядке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г. или на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или на учет на получение субсидий (социальных выплат) на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий в соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона Республики Коми "О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья". Отказывая Петровской Л.С. в получении социальной выплаты, ответчик сослался на основание, предусмотренное подпунктом 1 пункта 10 Порядка, а именно представлены документы, указанные в пункте 3 настоящего Порядка, лицом, не имеющим права на получение выплаты в соответствии с настоящим Порядком. 01.10.2008 года Министерством экономического развития Республики Коми получено письмо АМО ГО «Сыктывкар» № ж/о с указанием, что ДД.ММ.ГГГГ жилищной комиссией принято решение о признании выдачи справки от ДД.ММ.ГГГГ № ж/о ошибочной, а также снятии Петровской Л.С. с учета в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма. Суд первой инстанции установив, что Петровская Л.С. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ состояла на учете на получение жилья в органе местного самоуправления, исключена из списков ДД.ММ.ГГГГ, то есть после заключения ею кредитного договора и приобретения в собственность ... ..., обосновано не согласился с указанным ответчиком и третьим лицом – Администрацией МО ГО «Сыктывкар» основанием для утраты права на получение жилья по договору социального найма. В силу п.2 ч.1 ст.56 Жилищного Кодекса РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма. В соответствии с ч.2 ст.6 Федерального Закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. С учетом анализа действующего законодательства судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г., к числу которых относится и Петровская Л.С., в целях последующего предоставления им жилых помещений по договору социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Их правовое положение как очередников отличается по сравнению с теми гражданами, которые были поставлены на учет после 1 марта 2005 г. Для них не имеет значения их материальное положение. При применении в совокупности п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ и ч.2 ст.6 Федерального Закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации» основаниями для снятия с учета на получение жилья граждан, поставленных на него до 01 марта 2005 года, может являться только улучшение их жилищных условий по сравнению с теми, при которых было принято решение о постановке на учет. Указанное Администрацией МО ГО «Сыктывкар» основание для применения п.2 ч.1 ст.56 Жилищного Кодекса РФ не отвечало диспозиции и толкованию данной нормы права. Таким образом, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ правовым основанием утраты Петровской Л.С. права состоять на учете на получение жилья явилось улучшение ее жилищных условий и приобретением в собственность ... .... Суд первой инстанции правильно исходил из вывода о том, что получение субсидии является одним из способов улучшения жилищных условий истицы государством, а указанный способ избран истицей в силу субъективных причин – ожидание с 1990 года улучшения жилищных условий за счет государства. Установив, что на момент обращения к ответчику Петровская Л.С. отвечала требованиям Порядка, утвержденного Правительством Республики Коми от 24 июля 2008 года № 200, поскольку не позднее 1 июля 2009 г. заключила с кредитной организацией кредитный договор в целях получения средств на приобретение жилья на территории Республики Коми, имела на момент подачи заявления о предоставлении выплаты необходимый стаж работы в организациях, финансируемых за счет средств республиканского бюджета РК или местных бюджетов, состояла на момент получения кредита на учете и была признана в установленном порядке нуждающейся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., суд пришел к правильному выводу об удовлетворении исковых требований о признании заключения комиссии от ДД.ММ.ГГГГ и приказа № от ДД.ММ.ГГГГ незаконными, признании права на получение социальной выплаты в виде компенсации на возмещение из республиканского бюджета Республики Коми части затрат на уплату процентов по кредиту на приобретение жилья. Решение суда является законным и обоснованным. Между тем, судебная коллегия находит подлежащим уточнению решение в части сохранения за Петровской Л.С. права на получение социальной выплаты в виде компенсации на возмещение из республиканского бюджета Республики Коми части затрат на уплату процентов по кредиту на приобретение жилья с момента первоначального обращения с заявлением - ДД.ММ.ГГГГ. Поскольку Порядком, утвержденным Правительства РК, действовавшим как в спорный период (Постановление от 04.06.2008 №146), так и в настоящее время (Постановление от 24.07.2008г.№200) предусмотрено соблюдение определенной процедуры предоставления гражданам социальных выплат в виде компенсации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным гражданами в кредитных организациях на строительство или приобретение жилья, осуществление выплат в пределах средств республиканского бюджета РК, согласно очередности граждан, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требований о взыскания социальной выплаты в размере 2/3 всех начислений по процентам за период действия кредитных обязательств до ДД.ММ.ГГГГ на сумму ... рублей. С учетом изложенного, ссылки кассационной жалобы истицы о необходимости применения положений Порядка, утвержденного Постановлением Правительства ПК от 24.07.2008г.№200 не опровергают вышеприведенных выводов суда и не могут быть приняты во внимание. Приведенные в кассационной жалобе ответчика доводы о пропуске истицей трехмесячного срока обращения в суд, являются несостоятельными, основанными на неверном толковании норм материального права. К правоотношениям по настоящему делу о признании за истцом права на получение социальной выплаты применяется общий срок исковой давности, установленный статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации. Обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом полно и правильно. Нормы материального права применены верно. Нарушений норм процессуального права, которые влекут отмену решения, не допущено. Выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела. Судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда по доводам кассационных жалоб. Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А: Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 20 мая 2011 года оставить без изменения, кассационные жалобы Петровской Л.С. и Министерства экономического развития Республики Коми - без удовлетворения. Уточнить третий абзац резолютивной части решения, изложив его в следующей редакции: «Признать за Петровской Л.С. право на получение социальной выплаты в виде компенсации на возмещение из республиканского бюджета Республики Коми части затрат на уплату процентов по кредиту на приобретение жилья, с момента первоначального обращения с заявлением -ДД.ММ.ГГГГ». Председательствующий- Судьи-