Судья Нагорнова О.Н. Дело №33-4835/2011г. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ в составе председательствующего Ивановой Н.Г. судей Машкиной И.М., Юдина А.В. при секретаре Старцевой Е.В. рассмотрела в судебном заседании 08 сентября 2011 года дело по кассационной жалобе Агентства РК по социальному развитию на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 10 июня 2011 года, по которому признан приказ Агентства Республики Коми по социальному развитию № ... от 11.02.2011 года об отказе Беляковой М.А. в предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья и исключении из Республиканского списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, относящихся к категориям граждан, установленные ст.14,15,17-19 Федерального закона «О ветеранах» неправомерным. Агентство Республики Коми по социальному развитию обязано восстановить Белякову М.А. в Республиканском списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, относящихся к категориям граждан, установленных ст.14,15,17-19 Федерального закона «О ветеранах». Агентство Республики Коми по социальному развитию обязано предоставить Беляковой М.А. единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий из средств федерального бюджета по категории граждан «вдовы ВОВ», исходя из даты постановки на соответствующий учет – с 30.11.2010 года. Заслушав доклад судьи Машкиной И.М., объяснения истца Беляковой М.А., третьего лица Татарченко С.Е., представителя администрации МО ГО «Сыктывкар» Садикова А.Р., судебная коллегия УСТАНОВИЛА: Прокурор г. Сыктывкара, действуя в интересах Беляковой М.А., обратился в суд с иском к Агентству Республики Коми по социальному развитию о признании решения об отказе истцу в предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья незаконным, восстановлении в Республиканском списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, относящихся к категориям, установленным ст.14,15,17-19 и 21 Федерального закона «О ветеранах», предоставлении выплаты, указывая, что Белякова М.А. относится к категории «вдовы участников ВОВ», нуждается в получении жилья, однако ответчик необоснованно и неправомерно препятствует ей в реализации законного права на получение гарантированной государством меры социальной поддержки. В ходе судебного разбирательства прокурор и представитель истца заявленные требования поддержали, пояснив, что Белякова М.А. до 2003 года проживала в Воронежской области, ее переезд в город Сыктывкар был обусловлен возрастом и состоянием здоровья, требующими оказания ей помощи детьми, постоянно проживающими в Сыктывкаре. В период с 2003 года по 2005 год Белякова М.А. временно проживала в квартире, принадлежащей ее дочери и членам ее семьи, расположенной по адресу: .... В 2005 году после приобретения внуком истца Татарченко С.Е. квартиры по адресу: ... Белякова М.А. вселилась в указанное жилое помещение и проживает в нем до настоящего времени. Членом семьи Татарченко С.Е. Белякова М.А. не является, с ним не проживает, общего хозяйства не ведет. Представитель ответчика иск не признал. Татарченко С.Е. поддержал иск прокурора, подтвердив, что ..., где проживает его бабушка Белякова М.А., принадлежит ему на праве собственности, совместно с бабушкой он не проживает, общего хозяйства не ведет. Судом принято приведенное выше решение. В кассационной жалобе Агентство РК по социальному развитию просит об отмене решения суда как необоснованного, постановленного без учета требований закона и фактических обстоятельств. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает решение суда подлежащим оставлению без изменения. Меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) в том числе участников Великой Отечественной войны, предоставляются в порядке ст. 21 ФЗ «О ветеранах». Приведенная норма предусматривает обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. В соответствии с положениями ч. 1 ст. 23.2 ФЗ «О ветеранах» предусматривает, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В соответствии с Законом Республики Коми от 6 октября 2006 г № 69–РЗ установлены форма и порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета отдельных категорий граждан, в том числе (п. 2 ст. 1 названного Закона РК) относящихся к категориям, установленным статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 Федерального закона "О ветеранах", в виде предоставления в порядке, определенном Правительством Республики Коми, единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения. В целях реализации Закона Республики Коми «О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан» и на основании Федеральных законов «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Республики Коми приняло постановление от 22 марта 2010 г № 58 «О мерах реализации Закона РК «О Форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, в том числе граждан, нуждающимся в улучшении жилищных условий, относящимся к категориям, установленным статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 Федерального закона "О ветеранах", единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения согласно приложению N 2; Установленный порядок предусматривает подачу заявления гражданином, претендующего на получение единовременной денежной выплаты, с документами по перечню, определенному в приложении 1 к утвержденному Порядку. Республиканский список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, относящихся к категориям, установленным статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 Федерального закона «О ветеранах» (далее - республиканский список), формируется Агентством Республики Коми по социальному развитию, к полномочиям которого относятся принятие решение о предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, которая является целевой выплатой и направлена на достижение цели по улучшению жилищных условий. Исходя из вышеприведенных норм следует, что при реализации жилищных прав указанной категории граждан основополагающим фактором является их нуждаемость в улучшении жилищных условий, нахождение на учете в органах местного самоуправления для улучшения жилищных условий. Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установленные Жилищным кодексом РФ, содержатся в ст. 51, в качестве таковых признаются в том числе граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения. Из материалов дела следует, что Белякова М.А. относится к категории граждан «вдовы погибших (умерших) инвалидов Войны, участников Великой Отечественной войны» и имеет право на меры социальной поддержки, установленные Федеральным Законом «О ветеранах» для соответствующей категории. Решением общественной комиссии по жилищным вопросам от 01.12.2010 года, утвержденным Постановлением Главы АМО ГО «Сыктывкар» № ... от 20.12.2010 года Белякова М.А. признана нуждающейся в жилом помещении по категории граждан, определенных федеральным законодательством для получения единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий из средств федерального бюджета на основании п.1 ч.1 ст.51 ЖК РФ с 30.11.2010 года. 01.02.2011 года Белякова М.А. подала в Агентство Республики Коми по социальному развитию заявление о предоставлении ей единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья. Приказом № ... от 11.02.2011 года ответчик отказал Беляковой М.А. в предоставлении единовременной денежной выплаты и исключил ее из республиканского списка. Также установлено, что Белякова М.А. с 24.03.2005 года зарегистрирована и проживает в ..., принадлежащей на праве собственности ее внуку Татарченко С.Е., который совместно с Беляковой М.А. не проживает, членом ее семьи в силу закона и фактических обстоятельств дела не является. При этом в ходе судебного разбирательства не были представлены доказательства намеренного ухудшения Беляковой М.А. своих жилищных условий с целью получения жилья, т.к. отчуждение ... было произведено истцом более, чем за 5 лет до обращения в АМО ГО «Сыктывкар» с заявлением о постановке на требуемый учет и связано с изменением постоянного места жительства Беляковой М.А. на другой населенный пункт РФ в силу возраста и состояния здоровья. При этом ... была приватизирована семьей дочери Беляковой М.А. до ее вселения в указанную квартиру. Поскольку установленные судом фактические обстоятельства свидетельствуют о нуждаемости вдовы участника ВОВ Беляковой М.А. в улучшении жилищных условий, оснований для отказа в предоставлении ей единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения у Агентства Республики Коми по социальному развитию не имелось. Ссылка жалобы о том, что объяснения третьего лица Татарченко С.Е. не могут быть положены в основу судебного решения, не состоятельна, поскольку противоречит положениям ст. 55 ГПК РФ, согласно которой доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц. Объяснения третьего лица согласуются с объяснениями истца. Татарченко С.Е. является собственником квартиры по адресу: ... и вправе распоряжаться своим имуществом по своему усмотрению, в том числе и вселить свою бабушку в указанную квартиру, при этом доказательств того, что он проживает совместно с Беляковой М.А. и является членом ее семьи, суду не представлено. При таких обстоятельствах у суда не имелось оснований не доверять объяснениям Татарченко С.Е. Выводы суда основаны на нормах материального права и фактических обстоятельствах, которые суд установил в полном объеме, дал им правильную оценку. Оснований для удовлетворения доводов кассационной жалобы не имеется. Руководствуясь статьей 361 ГПК РФ, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 10 июня 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Агентства РК по социальному развитию – без удовлетворения. Председательствующий Судьи