Судья Тарасова Н.М. Дело № 33-4781/2011 ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ в составе председательствующего Ивановой Н.Г., судей Машкиной И.М. и Юдина А.В., при секретаре Старцевой Е.В. рассмотрела в судебном заседании от 08 сентября 2011 года дело по кассационной жалобе Марянчука С.Д. на решение Сосногорского городского суда Республики Коми от 14 июня 2011 года, по которому в удовлетворении искового требования прокурора г. Сосногорска в интересах Марянчука С.Д. к администрации ГП "Сосногорск" о предоставлении жилого помещения по договору социального найма отказано. Заслушав доклад судьи Машкиной И.М., объяснения представителя истца Киприянова А.С., судебная коллегия, УСТАНОВИЛА: Прокурор г. Сосногорска обратился в суд в интересах Марянчука С.Д. с иском к администрации ГП "Сосногорск" о предоставлении Марянчуку С.Д. жилого помещения по договору социального найма, указав, что Марянчук С.Д. состоит на учете на получения жилья в администрации ГП "Сосногорск" с 10.06.1999 года, с этой же даты включен в список очередности на получение жилого помещения в категорию "реабилитированные". Однако до сегодняшнего дня жильем не обеспечен. При этом прокурор просил суд обязать ответчика, предоставить Марянчуку С.Д. жилое помещение по договору социального найма, в соответствии со ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации, Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий", Закона Республики Коми от 23.12.2009 года № 124-РЗ. Истец Марянчук С.Д. в суд не явился, извещен надлежащим образом, письменно просил суд рассмотреть дело в его отсутствие, на иске настаивал. Прокурор в судебном заседании иск поддержал, ссылаясь на доводы искового заявления. Представитель ответчика иск не признала. Судом принято приведенное выше решение. В кассационной жалобе Марянчук С.Д. не согласен с решением суда, просит его отменить, считая его незаконным и необоснованным. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает решение суда подлежащим оставлению без изменения. Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, Марянчук С.Д. имеет статус реабилитированного гражданина. В свидетельстве № ... от 12.02.1993 года, выданном Управлением социальной защиты населения г. Сосногорска Республики Коми на имя "Марянчука Семена Дмитриевича", закреплено право на льготы, установленные ст.16 Закона РСФСР "О реабилитации жертв политических репрессий". Также установлено, что истец Марянчук С.Д. в соответствии с постановлением главы администрации МО "Сосногорск" от 23.07.1999 года № ..., принят на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющих право на первоочередное получение жилья; в категорию "реабилиторованных" под № ..., в общий список - под № ... составом семьи - 2 человека. Отказывая в удовлетворении исковых требований прокурора г. Сосногорска в интересах Марянчука С.Д. о предоставлении ему жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке, суд исходил из того, что истец стоит на учете нуждающихся в жилье, с учета на получение жилья не снят и продолжает состоять на данном учете, что свидетельствует о том, что его право на улучшение жилищных условий сохранено, следовательно нарушений его прав не имеется. Право на внеочередное получение жилья Марянчук С.Д. не имеет. Вывод суда соответствует закону и подтверждается материалами дела. Судом правильно обращено внимание на то, что законом Российской Федерации от 18.10.1991 N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" до внесения в него изменений Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, устанавливалось право реабилитированных лиц и членов их семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий на первоочередное получение жилья. Согласно изменениям, внесенным в указанный Закон Федеральным законом № 122-ФЗ от 22 августа 2004 года, реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. Расходные обязательства по обеспечению мерами социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Российская Федерация обеспечивает софинансирование мер социальной поддержки указанным категориям граждан путем предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий, исходя из их фактической численности, в пределах объемов средств, выделяемых на эти цели в федеральном бюджете на очередной финансовый год. Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 01.12.2005 года № 462-0 "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Сахалинской областной Думы о проверке конституционности частей первой и второй статьи 16 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий", федеральный законодатель был вправе передать часть полномочий по предметам совместного ведения субъектам РФ, к которым относятся в том числе и меры соцподдержки реабилитированным лицам. Федеральный законодатель предусмотрел надлежащий механизм защиты реабилитированных лиц при такой передаче полномочий и изменении формы предоставления льгот. Федеральным законодателем установлены как общие принципы перехода к новой системе обеспечения мерами социальной поддержки, так и гарантированный минимальный (базовый) уровень этих мер, и тем самым - пределы усмотрения субъекта при решении вопросов об объеме мер социальной поддержки реабилитированных лиц. Меры социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий предусмотрены Законом Республики Коми от 12.11.2004 года № 55-РЗ "О социальной поддержки населения в Республике Коми", согласно которому право на первоочередное либо внеочередное предоставление жилья указанным лицам не предусмотрено. Законом Республики Коми №124-РЗ от 23 декабря 2009 года, принятым в соответствии с Законом Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" определен порядок принятия на учет и обеспечения жилыми помещениями государственного жилищного фонда Республики Коми отдельных категорий граждан. В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 1 вышеуказанного закона право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях государственного жилищного фонда Республики Коми, предоставляемых по договорам социального найма, и имеющих право на получение указанных жилых помещений имеют реабилитированные лица, утратившие жилые помещения в связи с репрессиями и возвратившиеся для проживания на прежнее место жительства до применения к ним репрессий. Аналогичное положение содержится в ст. 13 Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" как в редакции Федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ, так и в ранее действовавшей редакции данной статьи. В соответствии со статьей 13 приведенного закона признается право реабилитированных лиц, утративших жилые помещения в связи с репрессиями, возвращаться для проживания в те местности и населенные пункты, где они проживали до применения к ним репрессий. В случае возвращения на прежнее место жительства реабилитированные лица и члены их семей принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством субъектов Российской Федерации. Согласно п. 9 ст. 10 Закона РК № 124-РЗ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных Жилищным кодексом Российской Федерации случаев предоставления жилых помещений вне очереди. Жилищный кодекс Российской Федерации, введенный в действие с 01 марта 2005, не предусматривает право реабилитированных лиц на внеочередное получение жилья. В соответствии с ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев. В ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации указаны категории граждан, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди. Истец в связи с признанием его реабилитированным к ним не относится. Приняв во внимание нормы права, регулирующие спорные правоотношения, суд первой инстанции правильно оценил юридически значимые обстоятельства, установил их достаточно полно и объективно, дал им надлежащую правовую оценку, вследствие чего пришел к обоснованному выводу о том, что у Марянчука С.Д. отсутствует право на внеочередное получение жилья, поскольку ни федеральным законодательством, действующим на момент постановки истца в очередь для лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, ни ныне действующим законодательством Российской Федерации и субъекта Российской Федерации - Республики Коми не предусмотрено право реабилитированных лиц на внеочередное получение жилья. При этом понятие права на первоочередное получение жилья и внеочередное являются неравнозначными. Ранее действовавший Жилищный Кодекс РСФСР (1983г.) помимо перечня граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений, предусматривал также и категорию граждан, имеющих право на первоочередное предоставление жилых помещений. На момент постановки на учет истец в силу ч.2 ст. 36 ЖК РСФСР относился к категории лиц, имеющих право на первоочередное предоставление жилого помещения на основании специального нормативного акта. В настоящее время механизм первоочередного предоставления жилых помещений не нашел отражения в ЖК РФ и редакция ст. 16 Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий", как указывалась выше изменена. Право на первоочередное предоставление жилья не предусмотрено и законодательством Республики Коми. Вместе с тем, в силу п. 1 ст. 153 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до 1 января 2005 г. право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых настоящим Федеральным законом нормах, настоящий Федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных настоящим Федеральным законом. В соответствии со ст. 6 ФЗ "О введение в действие Жилищного кодекса РФ", граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части. Заявитель был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, до настоящего момента состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства - в Администрации МО ГП "Сосногорск" с 1999 г., общая очередь ..., льготная - ... по состоянию на 28.04.2011 года (л.д. 18). Таким образом, в силу ст. 6 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" право истца состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий до получения жилого помещения по договору социального найма сохраняется и положение истца относительно льготного получения жилья, которое предусматривалось указанным категориям граждан до 22.08.2004 года, в данном случае ухудшено не было, так как за ним сохранено право на первоочередное получение жилья. Анализ выше приведенных положений закона свидетельствует о том, что реализация права на первоочередное предоставление жилья, возникшее до 01 марта 2005 года, зависит от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади в порядке очередности, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения. Из справки администрации МО ГП "Сосногорск" усматривается наличие лиц, имеющих право на получение жилья ранее истицы и сведений об обеспечении их жильем в материалах дела, не содержится. Поэтому у суда не имелось оснований для признания за ней права на первоочередное получение жилья и доводы истца в кассационной жалобе о предоставлении заявителю жилья в первоочередном порядке являются не состоятельными. Нормы материального права применены верно. Нарушений норм процессуального права, которые влекут отмену решения, не допущено. Выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела. Судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда по доводам кассационной жалобы. Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия, ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Сосногорского городского суда Республики Коми от 14 июня 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Марянчука С.Д. - без удовлетворения. Председательствующий- Судьи-