устройство пандусов



Судья Вдовиченко С.В. Дело № 33-5517/2011

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

В составе председательствующего Семенчиной Л.А.

судей Алексеевой С.Ф., Кореневой И.В.

при секретаре Старцевой Е.В.

рассмотрела в судебном заседании 17 октября 2011 года дело по кассационной жалобе администрации МО ГО «Воркута» на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 08 сентября 2011 года, которым

на администрацию муниципального образования городского округа «Воркута» возложена обязанность по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа в помещение торгового центра «Север», расположенного по адресу ..., посредствам установления средств подъема.

в удовлетворении исковых требований прокурора г. Воркуты в защиту интересов неопределенного круга лиц к ООО «Торговый центр «Север» о понуждении создать условия инвалидам для беспрепятственного доступа в помещение отказано.

Заслушав доклад судьи ФИО3, заключение прокурора ФИО2, полагавшей решение суда подлежащим оставлению без движения, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор г.Воркуты обратился в суд с защиту интересов неопределенного круга лиц к ООО «Торговый центр Север» о возложении обязанности по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа в помещение торгового центра «Север» посредствам установления средств подъема. В обоснование заявленных требований указал, что ответчик, осуществляя свою деятельность в целях организации розничной торговли непродовольственных товаров в здании, находящемся в собственности МО ГО «Воркута» и относящемся к объектам социальной инфраструктуры, не создал условий для беспрепятственного доступа в магазин маломобильных групп населения. Входы в здание не оборудованы для беспрепятственного доступа в здание инвалидов с ограниченными возможностями передвижения, отсутствует специальный пандус, что ограничивает возможность передвижения и доступ указанных лиц к объектам социальной инфраструктуры, приводит к ущемлению их законных прав.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация МО ГО «Воркута».

В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержала, настаивала на том, что обязанность по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа в помещение необходимо возложить на администрацию МО ГО «Воркута».

Судом постановлено приведенное выше решение.

В кассационной жалобе администрация МО ГО «Воркута» просит об отмене оспариваемого решения суда как незаконного и необоснованного, указывая на неверное применение судом норм права, неполное установление юридически значимых обстоятельств по делу.

Проверив материалы дела в порядке требований ст. 347 ГПК РФ в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив их, судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения жалобы и отмены правильного решения суда.

Установлено, что на основании свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ администрация МО ГО «Воркута» является собственником нежилого помещения, общей площадью ... кв.м., этаж встроенное помещение подвала, ... этажа, по адресу: ....

ДД.ММ.ГГГГ между отделом по управлению муниципальной собственностью администрации МО ГО «Воркута» (Арендодатель) и ООО «Торговый центр Север» (Арендатор) заключен договор аренды недвижимого имущества , по условиям которого арендатору передано для использования в целях организации розничной торговли непродовольственными товарами имущество – нежилое здание, расположенное по адресу: ..., площадью ... кв.м сроком с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ.

На основании заключаемых впоследствии между сторонами договоров срок аренды указанного имущества продлевался с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ, по распоряжению отдела по управлению муниципальной собственностью от ДД.ММ.ГГГГ занимаемая площадь здания увеличена до ... кв.м, с ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ до ... кв.м.

За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ договор аренды с ООО «Торговый центр Север» в материалы дела не представлен. Однако, из материалов дела следует, что заключаемые арендатором договора субаренды помещений по адресу: ... за указанный период на основании распоряжения отдела управления муниципальной собственностью от ДД.ММ.ГГГГ продлены.

За период с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время сроком до ДД.ММ.ГГГГ помещение, по адресу: ..., площадью ... кв.м. находится в пользовании арендатора (ООО «Торговый центр Север») на основании договоров от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ.

По результатам проведенной проверки соблюдения объектами социальной инфраструктуры требований законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации в части обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к подобным объектам при обследовании входа в помещение, занимаемое ООО «Торговый центр Север», установлено, что помещение, расположенное по адресу: ... имеет два входа в здание. Со стороны главного входа (крыльцо) представляет собой лестницу из 4 ступеней, высотой около 1 м, перила, поручни, кнопки вызова отсутствуют. Второй вход (крыльцо) представляет собой лестницу из 7 ступеней, высотой около 2 м, где также отсутствуют перила, поручни и кнопки вызова. Оба входа в здание не оборудованы соответствующими приспособлениями для беспрепятственного доступа в здание инвалидов с ограниченными возможностями передвижения.

Согласно ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, в том числе, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181 – ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.

Строительные нормы и правила 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» в части общих требований к зданиям, сооружениям и их участкам предусматривают, что лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости – другими средствами подъема, обеспечивающими досягаемость мест целевого посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий.

Разрешая спор, суд, руководствуясь положениями ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», требованиями СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для малобильных групп населения», и установив, что доступ указанной категории граждан в помещение ООО «Торговый центр Север» ограничен, пришел к правильному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований.

Принимая решение, суд, исходя из того, что мероприятия по обеспечению доступа инвалидов к помещениям «Торгового центра Север» как объекту социальной инфраструктуры свидетельствуют о проведении реконструкции объекта капитального строительства, более того, были предусмотрены при согласовании эскиза оформления фасада здания в виде установления на крыльце двухстороннего пандуса для въезда инвалидных колясок, обоснованно возложил обязанность по устранению названных нарушений и обеспечению беспрепятственного доступа в помещение торгового центра названной категории лиц на администрацию МО ГО «Воркута» как собственника имущества.

Осуществляя исполнительно-распорядительные функции, в соответствии со ст. 52 Устава МО ГО «Воркута» администрация, руководствуясь предоставленными полномочиями, не обеспечила соблюдения установленных в ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ правил по созданию инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. По условиям заключаемых договоров, балансодержатель, а в последующем и Арендодатель обязаны предоставить Арендатору имущество в состоянии, пригодном для его использования по назначению.

В подтверждение сделанного судом вывода следует учесть, что спорное помещение еще до передачи в аренду ответчику находилось по условиям договоров аренды в пользовании иных лиц, использовалось в целях размещения городской телефонной станции, а также в целях организации розничной торговли, то есть для обслуживания значительной категории граждан, тем самым уже до передачи в пользование ООО «Торговый центр Север» относилось к объекту социальной инфраструктуры, предполагающей удовлетворение необходимых потребностей граждан, соответственно должно было быть обеспечено приспособлениями для беспрепятственного доступа моломобильных групп населения.

По изложенным основаниям доводы жалобы с указанием того, что обязанность по созданию надлежащих условий доступа инвалидов в помещение торгового центра лежит на арендаторе, безосновательны и не могут быть приняты во внимание.

Ссылка в жалобе на то, что порядок переоборудования арендуемого помещения арендатором был предусмотрен договором под условием получения соответствующего письменного разрешения, изложенных выводов суда не опровергает.

Учитывая, что в силу положений ст. 1 Градостроительного кодекса РФ установка соответствующих приспособлений (пандусов и поручней) относится к изменению параметров объектов капитального строительства, утверждение в жалобе о том, что установка пандусов и поручней не является реконструкцией здания ошибочно.

Доводы жалобы о том, что администрация МО ГО «Воркута» эскиза фасада здания не заказывала и соответственно обязанности по установлению пандусов не имеет, неправомерны. Согласно ст. 2 Градостроительного кодекса РФ обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения является одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности. Перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов в целом к объектам социальной инфраструктуры в соответствии со ст. 48 Градостроительного кодекса РФ подлежит обязательному установлению при составлении проектной документации, необходимой в соответствии с требованиями названной статьи для осуществления архитектурно-строительного проектирования, являющимся обязательным для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

Подлежат отклонению как несостоятельные и доводы о том, что строительство спорного объекта недвижимости было завершено до вступления в силу Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ», поскольку исполнение установленной в законе обязанности по осуществлению мер социальной защиты инвалидов по созданию беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры не поставлено в зависимость от строительства данного объекта. Названные гарантии являются конституционными, направлены на обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены правильного решения суда не имеется.

Руководствуясь ст. ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 08 сентября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации МО ГО «Воркута» - без удовлетворения.

Председательствующий -

Судьи -