Судья Ефремов С.А. Дело № 33-5217/2011 О П Р Е Д Е Л Е Н И Е СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ в составе председательствующего Белова Н.Е., судей Голикова А.А., Перминовой Н.А., при секретаре Глобу Н.В., рассмотрела в открытом судебном заседании 06 октября 2011 года дело по кассационной жалобе Государственного учреждения Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Куломского района» на решение Усть-Куломского районного суда Республики Коми от 09 сентября 2011 года, по которому иск Нестеровой Т.А. к ГУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Куломского района» о признании права на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг удовлетворен в полном объеме. Признано за Нестеровой Т.А. право на меры социальной поддержки, предусмотренные частью 1(1) статьи 18 Закона Республики Коми от 12.11.2004 года № 55-РЗ «О социальной поддержке населения в Республике Коми». Заслушав доклад судьи Голикова А.А., объяснения представителя ГУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Куломского района» Рябининой Р.М., представителя истца адвоката Яковлевой Л.А., судебная коллегия, У С Т А Н О В И Л А: Нестерова Т.А. обратилась в суд с иском к ГУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Куломского района» о признании права на получение мер социальной поддержки как педагог вышедший на пенсию и работавший в сельских школах. В судебном заседании Нестерова Т.А. заявленные требования поддержала. Представитель ГУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Куломского района» Рябинина Р.М. иск не признала. Суд постановил приведенное выше решение. В кассационной жалобе ответчика ГУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Воркуты» ставится вопрос об отмене решения суда, в связи с неправильным определением судом юридически значимых обстоятельств. Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения исходя из доводов кассационной жалобы, обсудив доводы жалоб, судебная коллегия оснований для отмены или изменения решения суда не находит. Как следует из материалов дела, Нестерова Т.А. с 1984 года работала ... в различных образовательных учреждениях в сельской местности. 31.08.2009 уволена из МОУ «... в связи с реорганизацией школы, сокращением штата работников на основании пункта 2 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации. По сведениям пенсионного органа, Нестерова Т.А., являлась получателем пенсии с 03.03.2010, назначенной в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и пунктом 2 статьи 32 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации". Пенсия назначена по предложению органов службы занятости населения при отсутствии возможности для трудоустройства безработным гражданам, в частности уволенным в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации. По расчетам пенсионного органа педагогический стаж истца составлял .... До 31.12.2010 истица пользовалась мерами социальной поддержки как вышедший на пенсию педагогический работник, работавший и проживающий в сельской местности не менее 10 лет ( сообщение главы сельского поселения «Зимстан» от 29.08.2011 № ... за 2009 год и сообщение Управления образованием администрации муниципального района «Усть-Куломский» от 06.09.2011 № ... за 2010 год). С заявлением о предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг Нестерова Т.А. обратилась к ответчику 02.03.2011. Решением ГУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Куломского района» от 18.05.2011 № ... в признании права на меры социальной поддержки, установленные для вышедших на пенсию педагогических работников муниципальных образовательных учреждений, проживающих в сельских населенных пунктах и имеющих стаж работы не менее 10 лет в образовательных учреждениях, расположенных в сельских населенных пунктах и поселках городского типа, истице отказано. Основанием к отказу явился вывод ответчика о том, что истица уволена с педагогической деятельности до назначения пенсии. Вывод суда первой инстанции о наличии правовых оснований для признания права Нестеровой Т.А. на получение мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений, проживающих в поселке городского типа, вышедшим на пенсию и имеющим стаж не менее 10 лет в образовательных учреждениях, расположенных в сельских местностях и поселках городского типа соответствует обстоятельствам дела, подтвержден доказательствами, основан на правильном применении правовых норм, регулирующих спорные правоотношения, и является верным. Право педагогических работников образовательных учреждений, проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением предусмотрено федеральным законодательством. Ранее предоставление мер социальной поддержки (ранее - льгот) пенсионерам - бывшим педагогическим работникам, проживающим в сельской местности, было урегулировано Постановлением Совета Министров СССР от 04 мая 1971 года N 255 "О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности", согласно которому, в целях улучшения жилищно-бытовых условий учителей общеобразовательных школ в сельской местности, за вышедшими на пенсию педагогическими работниками общеобразовательных школ всех типов и за проживающими с ними членами семей сохраняется право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением, если общий стаж работы каждого из таких работников в школах сельской местности составляет не менее 10 лет. Данное право было подтверждено Постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 24 мая 1982 года № 437, от 24 января 1985 года № 85 и другими нормативными правовыми актами государственных органов СССР. Положения указанных актов, касающиеся предоставления жилищно-коммунальных льгот педагогическим работникам общеобразовательных школ в сельской местности, вышедшим на пенсию, сохраняли свое действие и применялись и после принятия Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании". Абзацем третьим пункта 5 статьи 55 данного Закона было предусмотрено, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ данная норма была дополнена положением о том, что размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанной меры социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации. Пункт 1(1) статьи 18 Закона Республики Коми от 12.11.2004 № 55-РЗ «О социальной защите населения в Республике Коми» устанавливает право педагогических работников муниципальных образовательных учреждений в Республике Коми, работающих и проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа на меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг по отоплению, освещению, холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, содержанию, текущему ремонту и вывозу мусора. Сохранение данных мер социальной поддержки за указанной категорией лиц при выходе на пенсию предусмотрено положениями абзаца 8 пункта 1(1) статьи 18 Закона. Данная правовая норма в редакции Закона Республики Коми от 22.02.2011 № 14-РЗ устанавливала, что при выходе на пенсию право на сохранение мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг имели педагогические работники, проработавшие не менее 10 лет в образовательных учреждениях, расположенных в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, проживающие в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, которые в период осуществления педагогической деятельности пользовались мерами социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг. При этом не имело значения, вышел ли педагог на пенсию непосредственно с работы в образовательном учреждении, занимался ли перед выходом на пенсию работой, не связанной с педагогической деятельностью, либо имел статус безработного, и по каким основаниям пенсия ему была назначена. Статья 2 Закона Республики Коми от 22.02.2011 № 14-РЗ распространила его действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 года. Закон Республики Коми от 29.04.2011 N 46-РЗ внес изменения в редакцию абзаца 8 пункта 1(1) статьи 18 Закона Республики Коми от 12.11.2004 № 55-РЗ «О социальной защите населения в Республике Коми», которые вступили в силу с 10.05.2011. Согласно внесенным в закон изменениям, сохранение мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, распространяется на педагогических работников муниципальных образовательных учреждений в Республике Коми, проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, прекративших педагогическую деятельность после назначения им пенсии (независимо от вида пенсии), имеющих стаж работы не менее 10 лет в образовательных учреждениях, расположенных в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, и имеющих на день назначения пенсии право на указанные меры социальной поддержки. Как следует из материалов дела, истец имеет стаж педагогической деятельности в муниципальных образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, более 10 лет, проживает в поселке сельского типа, ей назначена трудовая пенсия, в период осуществления педагогической деятельности, после ее прекращения и назначения пенсии пользовалась мерами социальной поддержки. На момент подачи заявления в органы социальной защиты населения 02.03.2011 года новая редакция статьи 18 Закона Республики Коми «О социальной поддержке населения в Республике Коми», вступившая в силу с 10.05.2011, еще не действовала. Таким образом, истец была вправе претендовать на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг в рамках старой редакции указанной статьи. Поскольку правоотношения сторон возникли до внесения названных изменений, положения измененной редакции Закона, ухудшающие положение Нестеровой Т.А. и означающие, по существу, отмену для нее права, приобретенного в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ею в конкретных правоотношениях, при разрешении вопроса о наличии у заявительницы права на предоставление мер социальной поддержки с 10.05.2011 применению не подлежат. Иное правовое применение противоречит принципам правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение. Эти принципы, в свою очередь, предполагают правовую определенность и связанную с нею предсказуемость законодательной политики в сфере социального обеспечения, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения, и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты. Доводы кассационной жалобы об отсутствии у истца права на меры социальной поддержки не могут быть приняты во внимание. Указанные доводы являются аналогичными возражениям ответчика в суде первой инстанции, которые являлись предметом исследования суда и в решении им дана правильная оценка. Оснований для другой оценки, в силу изложенных обстоятельств и с учетом указанных правовых норм, судебная коллегия не находит. Судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда по доводам кассационной жалобы. Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия, О П Р Е Д Е Л И Л А : Решение Усть-Куломского районного суда Республики Коми от 09 сентября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Куломского района» - без удовлетворения. Председательствующий- Судьи-