№33-5329/2011 предоставление жилья взамен сгоревшего



Судья Патрушева А.Г. Дело № 33-5329/2011г.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Сусловой Н.А.

судей Голикова А.А., Перминовой Н.А.

при секретаре Глобу Н.В.

рассмотрела в судебном заседании 10 октября 2011 года дело по кассационной жалобе администрации МО ГО «Сыктывкар» на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 01 августа 2011 года, которым на Администрацию МО ГО «Сыктывкар» возложена обязанность предоставить Кудрявцевой Н.Н. вне очереди на условиях социального найма благоустроенное жилое помещение на территории г. Сыктывкара, общей площадью не менее 68,4 кв.м.

Заслушав доклад судьи Перминовой Н.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Кудрявцева Н.Н. обратилась в суд с иском к администрации МО ГО «Сыктывкар» о предоставлении жилья. В обоснование иска указала, что жилое помещение по адресу: ..., в котором она ранее проживала, было уничтожено в 2006 году в результате пожара, и в связи с этим в последующем признано непригодным для проживания. До настоящего времени ответчик в добровольном порядке жильем ее не обеспечил.

В судебном заседании Кудрявцева Н.Н. исковые требования поддержала.

Представитель администрации МО ГО «Сыктывкар» иск не признал.

Суд вынес указанное выше решение.

В кассационной жалобе администрация МО ГО «Сыктывкар» не согласна с решением суда и просит его отменить, поскольку выводы суда не соответствуют требованиям закона, регулирующим спорные правоотношения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда по доводам кассационной жалобы.

Из материалов дела следует, что Кудрявцева Н.Н. является нанимателем жилого помещения по адресу: ..., и до настоящего времени сохраняет в нем регистрацию.

Согласно данным бюро технической инвентаризации на дату последней инвентаризации – 1989 год, указанный жилой дом имел износ 72%.

21.08.2006 в результате пожара многоквартирный жилой дом по адресу: ..., пришел в непригодное для проживания состояние, что подтверждается заключением межведомственной комиссии от 29.03.2011 .

На момент рассмотрения спора обязательства администрации МО ГО «Сыктывкар» по обеспечению истца благоустроенным жильем взамен утраченной квартиры не исполнены.

При рассмотрении дела суд, руководствуясь положениями ст. 57,87,89 Жилищного кодекса Российской Федерации и установленными по делу обстоятельствами, правильно пришел к выводу об удовлетворении исковых требований.

При этом суд обоснованно принял во внимание, что жилое помещение по адресу: ..., утрачено не по вине Кудрявцевой Н.Н., работы по строительству жилого здания взамен сгоревшего до настоящего времени не проводились и на будущее время не запланированы.

Условия и порядок внеочередного предоставления жилых помещений по договорам социального найма установлены в ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно п. 1 ч. 2 которой вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Данная норма закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более, от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.

В соответствии ст. 87 Жилищного кодекса Российской Федерации, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

Согласно ч. 1,2 ст. 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены ст. 86 - 88 Жилищного кодекса Российской Федерации, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и проживающие с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат в коммунальной квартире. Предоставление гражданам в связи с признанием занимаемого ими жилого помещения непригодным для проживания другого жилого помещения носит компенсационный характер, гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.

Принимая во внимание вышеизложенные нормы закона, а также установив, что жилое помещение по адресу: ..., в результате пожара, произошедшего 21.08.2006, стало непригодным для проживания, дом не восстановлен, истица пользовалась в вышеуказанном доме квартирой по договору социального найма, то у ответчика перед ней возникла обязанность предоставить в соответствии ст. 89 Жилищного кодекса Российской Федерации другое благоустроенное жилое помещение для проживания. При этом жилое помещение должно быть благоустроенным применительно к условиям г. Сыктывкара, находиться на территории г. Сыктывкара и быть размером не менее ранее занимаемого (в данном случае не менее 68,4 кв. м.).

Оспаривая в кассационной жалобе вывод суда о том, что Кудрявцева Н.Н. подлежит обеспечению жильем не в порядке улучшения жилищных условий, а вне очереди взамен утраченного в результате пожара, ответчик считает, что он не основан на законе. Вместе с тем, данный довод является ошибочным.

Закрепляя право на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления прав на жилище, при этом предусматривает гражданам, нуждающимся в жилище, предоставлять бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными нормами (ст. 40 Конституции Российской Федерации).

Из данных конституционных предписаний, реализуемых во взаимосвязи с конституционными принципами справедливости и уважения достоинства личности (преамбула, статья 2, статья 21 часть 1 Конституции Российской Федерации) и с учетом юридически значимых для Российской Федерации норм международного права вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища в результате наступления таких, в частности, находящихся вне сферы их контроля обстоятельств, как пожар, и не имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно.

Из справки, предоставленной в суд кассационной инстанции, следует, что Кудрявцева Н.Н. с 1997 года состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Принимая во внимание данное обстоятельство, а также тот факт, что истец лишилась жилья в результате пожара, у нее возникло бесспорное право на получение жилья во внеочередном порядке.

Ссылка в кассационной жалобе на отсутствие решения суда, как того требуют положения статьи 84 Жилищного кодекса Российской Федерации, не свидетельствует о неправильном применении судом норм материального права.

Согласно статье 84 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане могут быть выселены из жилых помещений, предоставленных им по договору социального найма, вследствие расторжения этого договора. Выселение производится: с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма; с предоставлением другого жилого помещения по договору социального найма; без предоставления другого жилого помещения.

Другое благоустроенное жилье предоставляется по правилам ст. 89 Жилищного кодекса Российской Федерации. Случаи выселения граждан с предоставлением таких помещений установлены ст. 85 настоящего Кодекса (перечень закрытый).

Таким образом, оснований для применения положений ст. 84 Жилищного кодекса Российской Федерации в настоящем споре не имеется.

Обстоятельства и доказательства, имеющие значение для дела, установлены и исследованы судом полно и правильно. Нормы материального права применены верно. Нарушений норм процессуального права, которые влекут отмену решения, не допущено. Выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда по доводам кассационной жалобы.

Руководствуясь ст. 361 ГПК Российской Федерации,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 01 августа 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации МО ГО «Сыктывкар» – без удовлетворения.

Председательствующий Н.А. Суслова

Судьи А.А. Голиков

Н.А. Перминова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200