33-5484/2011 о признании права на ежемесячную доплату в пенсии государственного служащего



Судья Слободянюк Т.А. Дело № 33-5484/2011

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Сажина А.В.,

судей Тебеньковой Л.Г., Харманюк Н.В.,

при секретаре Муравьевой Е.М.,

рассмотрела в судебном заседании 17 октября 2011 года

дело по кассационной жалобе представителя Носенко Е.П., действующей по доверенности в интересах Некрасовой Н.Н., на решение Сысольского районного суда Республики Коми от 19 сентября 2011 года, по которому:

Оказано Некрасовой Н.Н. в удовлетворении исковых требований.

Заслушав доклад судьи Тебеньковой Л.Г., объяснения Некрасовой Н.Н., ее представителя Носенко Е.П. и представителя третьего лица – Управления государственной гражданской службы – Полугрудовой О.Н., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Некрасова Н.Н. обратилась в суд с иском к администрации МР «Сысольский» о признании права на ежемесячную доплату к трудовой пенсии по старости как лицу, замещавшему государственную должность государственной (муниципальной) службы. В обоснование требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в администрацию МР «Сысольский» с заявлением о назначении ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости, однако ей было необоснованно отказано в этом.

В судебном заседании Некрасова Н.Н. и ее представитель настаивали на требованиях.

Представитель администрации МР «Сысольский» иск не признала.

Третье лицо - Управления государственной гражданской службы РК своего представителя в суд не направило, в письменном отзыве выразило мнение о необоснованности заявленных истицей требований.

Судом вынесено указанное выше решение.

В кассационной жалобе заявитель ставит вопрос об отмене состоявшегося по делу решения ввиду неправильного применения норм материального права.

Проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, возражений администрации МР «Сысольский», судебная коллегия не находит оснований для его отмены.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что освобождение истицы от занимаемой должности специалиста ... имело место на основании пункта 3 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с переездом на новое место жительство; данное основание прекращения трудовых отношений не предусмотрено в качестве оснований для увольнения, которые дают право на установление требуемой истицей ежемесячной доплаты к пенсии в соответствии с нормами законодательства, регулирующего правоотношения спорящих сторон.

Судебная коллегия считает, что, разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.

В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и пунктом 5 статьи 1 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 16 Закона Закон Республики Коми от 21 декабря 2007 № 133-РЗ «О некоторых вопросах муниципальной службы в Республике Коми» пенсионное обеспечение лиц, уволенных из органов местного самоуправления до вступления в силу настоящего Закона, осуществляется в соответствии с настоящим Законом в случае, если указанные лица имели право на пенсию за выслугу лет (ежемесячную доплату к трудовой пенсии) в соответствии с законодательством Республики Коми, действовавшим на дату увольнения указанных лиц из органов местного самоуправления.

На момент увольнения истицы с государственной (муниципальной) службы – ДД.ММ.ГГГГ пенсионное обеспечение лиц, уволенных с должности государственной службы, регулировалось Законом Республики Коми от 25 марта 1996 года № 12-РЗ «О государственной службе Республики Коми» (в редакции от 30 декабря 2002 года № 125-РЗ).

В соответствии с частью 2 статьи 19 названного Закона право на установление ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости, назначенной в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» либо досрочно оформленной в соответствии с Законом Российской Федерации «О занятости населения Российской Федерации», имеют лица, замещавшие государственные должности государственной службы Республики Коми, при наличии стажа государственной службы не менее 12,5 лет у мужчин и 10 лет указанного стажа у женщин при увольнении с государственной службы по следующим основаниям:

а) ликвидация органов государственной власти Республики Коми, иных государственных органов Республики Коми, а также сокращение штата государственных служащих в указанных органах;

б) увольнение с государственных должностей государственной службы Республики Коми, учреждаемых в установленном законодательством порядке для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих государственные должности Республики Коми (категории "А"), в связи с прекращением этими лицами своих полномочий;

в) достижение предельного возраста, установленного федеральным законом и настоящим Законом для замещения должности государственной службы Республики Коми;

г) обнаружившееся несоответствие замещаемой должности государственной службы вследствие состояния здоровья, препятствующего продолжению государственной службы;

д) увольнение по собственному желанию в связи с выходом на трудовую пенсию по старости.

Из данной нормы следует, что одним из условий установления доплаты к пенсии, на которую претендует истица, являлось не только наличие стажа государственной службы, но и увольнение с гражданской службы по определенным основаниям.

Как следует из обстоятельств дела, прекращение Некрасовой Н.Н. трудовых отношений с ответчиком имело место по основанию, не перечисленному в приведенном выше перечне.

Исходя из изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что права на ежемесячную доплату к трудовой пенсии по старости за выслугу лет при прекращении государственной службы в соответствии с законодательством, действовавшим на момент ее увольнения, Некрасова Н.Н. не имела, на основании чего обоснованно отказал истице в удовлетворении заявленных требований.

Доводы кассационной жалобы заявителя, в которой представитель истца со ссылкой на постановление Совета Министров Республики Коми от 13 апреля 1994 года № 148 «Об утверждении Инструкции о порядке применения Положения о государственной службе Республики Коми» настаивает о наличии у Некрасовой Н.Н. права на установление доплаты к пенсии, повторяют правовую позицию представителя истицы, изложенную ею в суде первой инстанции. Указанные доводы проверены и оценены судом первой инстанции, оценка подробно изложена в решении, законность и обоснованность выводов суда в рамках доводов кассационной жалобы судом кассационной инстанции проверена и не вызывает у судебной коллегии сомнений в их правильности.

Предоставляемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации доплаты к пенсии являются дополнительным, помимо назначаемой на общих основаниях пенсии, обеспечением бывших государственных служащих субъекта Российской Федерации. При отсутствии федерального законодательного регулирования законодатель субъекта Российской Федерации вправе вводить и изменять порядок и условия предоставления за счет собственных средств доплат к установленным государством пенсиям, как и других видов дополнительного обеспечения лиц, замещавших должности государственной службы в субъекте Российской Федерации, что не вступает в противоречие с нормами статьи 39 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации.

По своей правовой природе право государственного служащего субъекта Российской Федерации на ежемесячную доплату к государственной пенсии является дополнительной гарантией, установленной законом субъекта Российской Федерации. Устанавливать такого рода дополнительные выплаты субъект Российской Федерации вправе лишь при возможности финансирования из бюджета субъекта Российской Федерации дополнительных выплат.

Таким образом, субъект РФ вправе установить, изменить или отменить размер и условия установления ежемесячных выплат с учетом своих финансовых возможностей.

Поскольку указанная доплата является дополнительной социальной гарантией, предоставляемой бывшим государственным служащим Республики Коми, введение в качестве одного из условий для ее предоставления увольнения с государственной службы по определенным основаниям Конституции РФ не противоречит.

Правовых оснований для отмены оспариваемого судебного решения доводы кассационной жалобы не содержат.

Руководствуясь статьей 361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Сысольского районного суда Республики Коми от 19 сентября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Носенко Е.П. - без удовлетворения.

Председательствующий-

Судьи-