Судья Орлова И.А. № 33-5501/2011 СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ в составе председательствующего Ивановой Н.Г. судей Белова Н.Е. и Юдина А.В., при секретаре Панюковой И.А., рассмотрев в судебном заседании 17 октября 2011 года дело по кассационной жалобе Агентства Республики Коми по социальному развитию на решение Интинского городского суда от 15 сентября 2011 года, по которому возложена обязанность на Агентство Республики Коми по социальному развитию присвоить Мазепа Т.Ф. звание «Ветеран труда» с 29.07.2011г. Заслушав доклад судьи Белова Н.Е., судебная коллегия УСТАНОВИЛА: Истец обратилась в суд с заявлением об обязании ответчика ГУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Инты» принять документы для получения удостоверения «Ветеран труда» и обязании ответчика Агентство Республики Коми по социальному развитию выдать удостоверение «Ветеран труда», указав в обоснование, что ответчик необоснованно отказал в присвоении звания «Ветеран труда» по причине отсутствия оснований, предусмотренных Положением о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда». Истец полагает, что право на присвоение звания «Ветеран труда» у нее возникло в связи с награждением медалью «За службу» III степени в период прохождения службы в УФСИН России по Республике Коми. Истец просила о рассмотрении дела в свое отсутствие. Представитель истца требования уточнил, пояснил, что поскольку личное дело с документами Мазепа Т.Ф. находится в ГУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Инты», от требований в части обязания данного ответчика принять документы от Мазепа Т.Ф. для присвоения звания «Ветеран труда» выражает отказ и просит обязать Агентство Республики Коми по социальному развитию присвоить Мазепа Т.Ф. звание «Ветеран труда». Представитель ответчика ГУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Инты» пояснила, что в учреждение с письменным заявлением о присвоении звания «Ветеран труда» истица обратилась 18.07.2011г., одновременно представила удостоверение к медали «За службу» III степени, трудовую книжку, справку по стажу, паспорт. При проверке представленных документов было установлено, что медаль «За службу» III степени не входит в перечень ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», утвержденный постановлением Правительства РК от 21.03.2011г. № 61. Кроме того, приказом Министерства юстиции РФ от 16.10.2007г. № 201 были внесены изменения в приказ Министерства юстиции РФ от 29.04.2002г. №120 «О ведомственных наградах Министерства юстиции РФ», исключающие из перечня ведомственных наград Министерства юстиции РФ медаль «За службу» I,II,III степени. Ответчик Агентство Республики Коми по социальному развитию в отзыве на иск просит о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя и отказать истице в удовлетворении требований, ссылаясь на те же доводы, что и ГУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Инты». Суд определил рассмотреть дело в отсутствие истца, представителя Агентства Республики Коми по социальному развитию и постановил приведенное выше решение. В кассационной жалобе Агентство Республики Коми по социальному развитию с решением суда не согласно и просит его отменить, указывая, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение по делу и неверно применены нормы материального права. Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке ст.347 ГПК РФ в пределах кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение правильным. Из дела следует, что приказом Министерства юстиции РФ от 06.12.2004 № Мазепа Т.Ф. награждена медалью «За службу» III степени. Со 2.06.2008 Мазепа Т.Ф. является получателем пенсии за выслугу лет. Приказом Агентства Республики Коми по социальному развитию от 29.07.2011 № Мазепа Т.Ф. отказано в присвоении звания «Ветеран труда» в виду отсутствия оснований, предусмотренных Положением о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» на территории Республики Коми, утвержденного постановлением Правительства Республики Коми от 19.12.2007г. № 302 «Об утверждении положения о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» на территории Республики Коми». Удовлетворяя требования истца, суд исходил из того, что истица, как лицо, награжденное ведомственной наградой имеет право на присвоение звания «Ветеран труда» в соответствие с Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах». Данный вывод суда соответствует требованиям закона и основан на исследованных в судебном заседании доказательствах. В силу статьи 7 Федерального закона "О ветеранах" ветеранами труда признаются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда", лица награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет, а также лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин. Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Доводы ответчика в кассационной жалобе, что лица, награжденные медалью «За службу» III степени Министерства юстиции Российской Федерации, не могут претендовать на присвоение звания «Ветеран труда», поскольку указанная категория лиц не поименована в перечне в Приложении № 2 к Положению о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» на территории Республики Коми, утвержденному Постановлением Правительства Республики Коми от 19.12.2007 № 302, не могут служить основанием к отмене решения суда. Конституционный Суд Республики Коми в Постановлении от 30 сентября 2011 года признал Приложение N 2 к Положению о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда", утвержденному Постановлением Правительства Республики Коми от 19 декабря 2007 года N 302 "Об утверждении Положения о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" на территории Республики Коми", в той мере, в какой оно устанавливает исчерпывающий и, по сути, закрытый перечень ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", не соответствующим Конституции Республики Коми, ее статьям 4, 11, 17. Как указал в своем Постановлении Конституционный суд Республики Коми перечисление в Приложении N 2 ведомственных знаков отличия в труде само по себе не нарушает прописанные в Конституции Республики Коми права и свободы граждан, поскольку данные виды поощрения предусмотрены правовыми актами ведомств СССР, РСФСР и Российской Федерации и в соответствии с указанными выше нормами законодательства Российской Федерации и Республики Коми являются безусловным основанием для рассмотрения вопроса о присвоении награжденным этими знаками лицам звания "Ветеран труда". Вместе с тем, Приложением N 2 предусмотрен исчерпывающий и далеко не полный перечень ведомственных знаков отличия в труде, что противоречит статье 7 Федерального закона "О ветеранах" и статье 22.1 Закона Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми", императивно устанавливающим основания для присвоения звания "Ветеран труда", и ведет к необоснованному ограничению прав граждан, удостоенных знаков отличия в труде, учрежденных правовыми актами ведомств СССР, РСФСР и Российской Федерации, но не нашедших своего отражения в настоящем Приложении. Кроме того, ведомства Российской Федерации не лишены возможности принимать правовые акты об учреждении новых знаков отличия в труде, которые в силу закона являются основанием для рассмотрения вопроса о присвоении звания "Ветеран труда", и поэтому отсутствие в Приложении N 2 нормы, предусматривающей право граждан на присвоение данного звания в случае их награждения вновь учрежденными ведомственными знаками отличия в труде, также не согласуется с установленными законодательством большей юридической силы и приведенными выше принципами присвоения указанного звания. При таких обстоятельствах, Приложение N 2 к Положению о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда", утвержденное Постановлением Правительства Республики Коми от 19 декабря 2007 года N 302 "Об утверждении Положения о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" на территории Республики Коми", в той мере, в какой оно устанавливает исчерпывающий и, по сути, закрытый перечень ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", нарушает конституционный принцип равенства прав и свобод граждан независимо от их должностного положения, социального статуса и других обстоятельств, умаляет право граждан на достойную жизнь и свободное развитие и поэтому не может быть признано соответствующим Конституции Республики Коми, ее статьям 4, 11, 17. Судебная коллегия признает правильным вывод суда, что истица имеет право на присвоение ей звания «Ветеран труда», поскольку она награждена 6 декабря 2004 года медалью «За службу» III степени Министерства юстиции Российской Федерации, которая до 16 октября 2007 года относилась к ведомственным наградам и является получателем пенсии за выслугу лет. С учетом изложенного оснований для отмены решения суда, предусмотренных ст.362 ГПК РФ, как о том ставится вопрос в кассационной жалобе, судебная коллегия не усматривает. Доводы кассационной жалобы по существу сводятся к переоценке выводов суда и не свидетельствуют о неправильности постановленного решения. Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Интинского городского суда от 15 сентября 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Агентства Республики Коми по социальному развитию-без удовлетворения. Председательствующий Судьи